Пассажиры общественного транспорта Краснодара борются с «троллейбусным погромом»

Вот уже неделю в Краснодаре не смолкают ожесточённые споры о судьбе троллейбуса на улицах города. Изначально заговорили об одной – главной улице – Красной. Но затем разговор логично разросся на весь город (ведь проезжающие через Красную троллейбусы едут через неё из других районов), а затем – и на всю транспортную систему. Жители ожесточены и настроены серьёзно, ведь для каждого это вопрос жизненный – как добираться на работу, домой или просто в центр города на прогулку.

Пассажиры общественного транспорта Краснодара борются с «троллейбусным погромом»
Сбор подписей за сохранение троллейбусов

Прожекты

Началось всё с построения новой транспортной концепции для Краснодара, за которую взялись специалисты Высшей школы экономики. Информация о рекомендациях и том, как город будет приводить их в жизнь, начала просачиваться постепенно – через помощника главы города Владимира Вербицкого. Изначально он заявил, что в краевой столице решено ввести дополнительные выделенные полосы движения для общественного транспорта. Реакция на это заявление была совершенно ожиданной: пассажиры общественного транспорта ответили сдержанной радостью, а водители некоторое время негодовали – мол, в пробках дольше стоять. Но позднее этот вопрос практически отпал, будучи отодвинутым на второй план другим – сработавшим как зажигательная смесь: жарко стало быстро и огонь распространился мгновенно.

Буквально через несколько дней в паблике «Городские решения», посвящённом в том числе и общественному транспорту, появляется информация о возможном упразднении троллейбусных сетей на центральной улице города – Красной. Эта информация исходила от работников Краснодарского трамвайно-троллейбусного депо (КТТУ), которые заявили, что им уже объявили об этом как о случившемся факте – в июне троллейбусов на Красной не будет.

Вслед за этим с попыткой потушить разгоревшийся в сети пожар выступает тот же Вербицкий. «Троллейбусов на Красной не будет. Решение окончательное, его принял мэр города Евгений Первышов», - пишет он в своём аккаунте в Facebook. И именно эту фразу ему в том числе несколько раз припомнят активисты-защитники троллейбусов, которые возмутятся тем, что город в очередной раз принимает важные решения, ни с кем не советуясь.

«Нас, жителей, никто не спросил и спрашивать не собирается. Нас ставят перед фактом, нас без нас женят – называйте как хотите. Те, кто не пользуется общественным транспортом, они же лучше всех знают, что нам нужнее», - возмущается активистка Марина Репещук. Вместе с ней и другими членами инициативной группы граждан мы сидим за чашкой зелёного чая и обсуждаем, кто как потом будет добираться домой. Кто-то из сидящих за столом припоминает городской власти и переименование Театральной площади в Главную городскую. Тоже никто не спросил граждан. Но этот вопрос активистов интересует мало – за столом собрались знатоки общественного транспорта. Мало кто догадывался, что таковых в стране много, и они объединены чуть ли не в субкультуру. Они знают вопрос и теоретически, и изнутри – кто-то как пассажир, иные – как бывшие или действующие работники общественного транспорта.

Но своим заявлением Вербицкий, на самом деле, никого и не хотел обидеть – далее он рассказывает радостную, на его взгляд, новость: убранные с Красной троллейбусы заменят на так называемый электробусы – троллейбусы с запасом автономного хода, которые должны заряжаться от контактной сети, но иногда могут проходить определённый участок пути автономно – за счёт своих больших батарей. Чиновник также рассказывает, что этот транспорт быстрее, комфортней, оборудован кондиционерами, а главное – просто новый. Тут же появляется информация, что будет закуплено 10-12 электробусов, на что уже выделены 123 млн рублей.

В мэрии поясняют, что электробус – это автономное транспортное средство, имеющее емкую батарею, которая заряжается в парке или на конечных станциях. Электробус движется за счет этой зарядки. То есть, это тот же троллейбус, но с запасом автономного хода. При отсутствии контактной сети такой троллейбус опускает штанги или «рога» и продолжает двигаться за счет полученной подзарядки, не тратя время на подзарядку в парке. Минимальный запас автономного хода таких машин – 15-20 км. Длина маршрута по ул. Красной – 2,15 км в одну сторону.

Троллейбус с увеличенным автономным ходом Тролза-5265.00 «Мегаполис». Автор фото: Игорь Букатин

Комментирует ситуацию и глава города Евгений Первышов. «Прежде всего, это следствие качественного улучшения экономики города и состояния городского бюджета. Собственные доходы дают нам возможность участвовать в покупке современного подвижного состава для комфорта и удобства горожан», - заявляет он.

Притом сообщается, что эти 10-12 единиц техники – это скорее пока эксперимент. Но эксперимент, который начнётся уже завтра. А так, как завтра никаких электробусов в город пока никто не привезёт – пока по Красной будут ходить автобусы.

Это уже не первый опыт в данной сфере. В 2010 году, были закуплены экспериментальные "Экобусы" в количестве четырёх штук: за огромные деньги. Их выпустили на образцово-показательный маршрут 2Е. Они имели газотурбинный генератор американского производства. Нормальную эксплуатацию которого, по причине дорогих комплектующих и плохого топлива, наладить не удалось. В 2017 две из четырёх машин были возвращены на завод «Тролза», и переделаны в троллейбусы. Две оставшиеся, не работают и продолжают ржаветь в депо.

В 2014 году на испытания прибыл троллейбус с увеличенным автономным ходом того же завода «Тролза». Нынче их называют Электробусами с динамической подзарядкой, что и хочет закупить теперь город. Тогда в 14 году машина тоже была выпущена на маршрут 2Е, где использовала автономный ход для работы по участку без контактной сети. Но проблемы с ним начались через несколько лет. Батареи увеличенного автономного хода, постепенно теряли ёмкость, и со временем использовать его пришлось только как обычный троллейбус.

Мэрия в своих рассуждениях объясняет, что троллейбусы с запасом автономного хода — это будущее городского общественного транспорта и общемировой тренд, к которому прислушались уже в Москве и Питере, Иркутске, Махачкале, Абакане, Ульяновске, Витебске, Гомеле, Душанбе и Кишиневе. А «Тролза» проекта 2014 года, модернизированная за 5 лет, которую выпустили уже в количестве около 350 машин, успешно бегает по дорогам Казани, Красноярска, Курска, Тулы, Нальчика и аргентинского Росарио.

«Спасибо вам за красоту, но…»

Те же «Городские решения» буквально в первые же часы развития событий сообщают новый слух – о том, что вся эта история может быть связана с экс-владельцем сети «Магнит» Сергеем Галицким. Общеизвестно, что связанная с ним фирма будет заниматься реконструкцией кинотеатра «Аврора», также «люди Галицкого» уже занялись территорией возле стадиона «Динамо». Упорно циркулирует предположение, что Сергей Николаевич займётся и реконструкцией улицы Красной. Именно с этим фактом и связывают возможное упразднение троллейбусных линий.

Общественники за чаем припомнили Галицкому и ситуацию с общественным транспортом возле построенного им стадиона «Краснодар». Там, ещё до строительства, были установлены опоры для контактной сети. У города были планы продлить по Восточно-Кругляковской улице троллейбус №11. Но столбы были демонтированы при обустройстве территории возле нового спортивного объекта.

«Потому ходит упорный слух, что Сергей Николаевич не любит провода, висящие на видном месте. Так не стало контактной сети у стадиона. Так её и не станет на Красной. Но мы от лица нашего сообщества готовы предоставить Галицкому множество вариантов обустройства контактных сетей таких, чтобы они были выглядели адекватно и даже эстетично. Их не чураются ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, ни в Европе», - говорит ещё один активист – Валерий. Его основная боль – закрывающиеся троллейбусные маршруты. Он долго перечисляет список изменений в маршрутной сети: сокращения маршрутов, сокращения единиц подвижного состава. Этот поток информации от него невозможно прервать.

Фото из социальных сетей

В сети даже появился фото-призыв – на фоне троллейбуса на Красной запечатлён лист бумаги с надписью: «Сергей Николаевич, спасибо за красоту!!! Но не уничтожайте троллейбус». Трудно не обратить внимание на то, что о Галицком активисты говорят с уважением и чаще упоминают его по имени и отчеству, но не скрывают раздражения, когда тема снова затрагивает вместительный и экологичный транспорт.

Не рекомендовали

Городская власть приводит свои аргументы: старые троллейбусы неповоротливы, медленны, некрасивы, им в среднем более 15 лет, простаивают из-за поломок и пустуют, отчего становятся менее прибыльными (называется цифра в 30%). Но на все эти аргументы блогеры и знатоки транспортного вопроса отвечают своими контраргументами, которые оценивать почему-то никто не спешит. Так, написал пост на эту тему блогер-урбанист Илья Варламов, который раскритиковал решение местной власти и назвал его просто пиаром, который реализуется при помощи модных словечек (типа: «экобус» «электробус», «инстаграм» и «фэйсбук»), чтобы прослыть современным управленцем, находящимся в курсе трендов. К тому же он заявил, что это неэффективная трата денег.

Настороженно блогер также отнёсся и к постепенности реализации плана. Он также разделяет опасение краснодарских активистов о том, что Красная в последствии так и станет улицей, где будут ходить только автобусы: или потому, что электробусы не приживутся, или просто потому, что эксперимент свернётся по какой-либо иной причине.

Всех противников упразднения троллейбусов смущает в основном необоснованное разрушение того, что уже есть и работает. По ранее не раз озвученным данным, краснодарскую троллейбусную контактную сеть для электротранспорта считаются самыми ухоженными в стране. Никто не понимает, почему их нужно снести, если они работают и заменить на пусть и хорошую по своей задумке, но ещё очень сырую технологию. «Нет никакого смысла менять троллейбусы на электробусы. Есть смысл менять автобусы на электробусы (как это делают в Питере или Липецке). А вот в Москве делают глупость, когда под предлогом светлого будущего выпиливают троллейбус», - пишет Варламов.

Заостряет внимание урбанист и на заявлении администрации города о том, что КТТУ только недавно начало хорошо себя чувствовать в финансовом плане. «И эти деньги оно собирается слить на то, чтобы заменить троллейбусы на электробусы», - отмечает Варламов, называя такое решение глупостью. Свои слова он объясняет тем, что хорошие троллейбусы стоят вдвое дешевле пока ещё сомнительных электробусов. «Если денег много, то можно убрать автобусы и заменить электробусами. Но зачем менять недорогой электротранспорт на дорогой электротранспорт?» - вопрошает блогер.

Любопытно, что компания «А+С Транспроект», занимавшаяся частью проекта Высшей школы экономики, которая и отвечает за общественный транспорт, заявила, что никогда не давала городской администрации рекомендаций по замене троллейбусов на электробусы.

В компании сочли нужным пояснить, что рекомендовали замену на электробусы только устаревших троллейбусов в рамках естественного обновления подвижного состава. Также транспортники отметили, что разумней всего (как и делается по всему миру) применять электробусы для того, чтобы продлить уже существующие маршруты туда, где нет опорной сети, а не для того, чтобы заменить троллейбусы там, где она есть. «В частности – рассматривались пассажиронапряжённые №№ 2 и 14 и «парадный» № 2Е, с организацией движения машин на электротяге на тех их участках, где нет и не планируется устройства контактной сети», - отметили в компании, при этом особо обратив внимание на дефицит транспорта в Краснодаре.

Троллейбусная линия в Санкт-Петербурге

В компании тоже оговариваются на счёт эстетической составляющей (видимо, она и впрямь играет свою роль в этой истории) и также обещают предоставить целый фотобанк эстетичных решений со всего мира. Эстетичных и практичных – модернизация опорной сети позволит решить и часть проблем, о которых говорят в мэрии – например скорость прохождения стрелок. И затраты на это будут значительно меньше, чем на замену троллейбусов электробусами.

Осмысленный взгляд

В Краснодаре начался сбор подписей под обращениями к местной власти с требованием сохранить троллейбусы. В первую волну подписей было собрано почти 500. При том, что сбор проходил в одном месте города на протяжении всего двух вечеров – с 18 до 21 часа. По словам активистов, люди приезжали из других районов специально, чтобы подписаться, так как они ощущают реальную угрозу остаться без транспорта.

«Со всех концов съезжались, чтобы оставить подпись. Звонили, просили задержаться. Просто прохожие останавливались и подписывали. Я за эти два вечера уже научилась легко отличать, кто идёт просто мимо, а кто – подписывать. У последних такой осмысленный взгляд – человек идёт и по нему видно, он знает, чего хочет», - говорит Марина Репещук.

Подписи позднее были отправлены в администрацию Краснодара, губернатору Вениамину Кондратьеву, президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву. Подписанты уверены, что действовать нужно как можно быстрее. По их мнению, такая скорость и завуалированность принятия решений не случайны. По их мнению, всё и рассчитано на то, что общественность не успеет среагировать и сорганизоваться, демонтаж опорной сети начнётся, а потом будет поздно.

Город ПАЗиков

В качестве альтернативы, которая в жизни, а не на словах, придёт на смену троллейбусу, все его защитники видят только автобус. При заточенности людей именно на такие современные решения как электробусы и прочие новаторства, они говорят, что весь этот проект просто реализуется не для тех целей. Помимо эстетических причин для устранения троллейбуса активисты видят и экономические. Как и у любого преступления тут должен быть мотив посерьёзней нелюбви к проводам. И об этом говорят примеры других маршрутов.

«Например маршрут троллейбуса №11, который закрыли в апреле 2018 года. Он связывал Юбилейный микрорайон с улицей Восточно-Кругляковской. Нам говорят, что он не был рентабельным. А как он будет рентабельным, если город, который полностью регулирует маршрутную сеть, увеличивает интервал движения троллейбуса и пускает четыре дублирующих автобусных маршрута. Ты подходишь к остановке, троллейбуса тебе ждать долго, а маршрутка подходит раньше. И это не потому, что троллейбус медленный, а потому, что свыше установлены такие интервалы движения – чтобы убить маршрут», - возмущается тот же Валерий, продолжая сыпать примерами, коих знает столько, что они просто не вместятся в рамки, разумные для данной публикации.

Маршрутки, по словам всех активистов, что известно из опыта не только Краснодара, но и почти всей страны, приятны их владельцам чёрным налом. Этот бизнес практически повсеместно связан с сокрытием настоящего объёма доходов. Вспомните: когда вам в последний раз выдавали в автотранспорте со сдачей билет? В качестве доказательств тому урбанисты приводят в пример валидаторы – устройства для считывания транспортных карт, которые выдали водителям автобусов. Однако они, как часто рассказывают пассажиры общественного транспорта, не работают. «Или работают, но водители все как один устраивают из этого одну и ту же сцену – закатывают глаза, начинают громко кричать о неудобстве валидатора и заявляют, что вы задерживаете нормальных пассажиров, которые готовы оплатить проезд наличкой. Волей-неволей и ты переходишь на наличку, просто, чтобы избежать этого в дальнейшем», - поддерживает Репещук.

Защитники троллейбусов уверены, что этот вид транспорта в городе планомерно вытесняется автобусами средней вместимости. К тому же они отмечают и другую тенденцию: автобусные маршруты, приходящие на смену цельным троллейбусным, являются раздробленными, благодаря чему во многие точки города не получится добраться без пересадок, что, безусловно, также выгодно автоперевозчикам.

Чья-то выгода смотрится уже куда более веским и похожим на действительность аргументом, чем эстетическая сторона или те аргументы, которые приводятся сторонниками упразднения троллейбусов. Все, кто вдумался в ситуацию, не понимают, почему нельзя заменить старые троллейбусы на новые. Новый троллейбус, который будет соответствовать тем требованиям, которые предъявляют к транспорту в городской администрации (низкопольность, большая скорость передвижения, наличие кондиционера и другие) стоит около 8 млн, а предлагаемые электробусы - около 12.

«Вот ещё непонятная цифра. 10 штук они хотят купить. И заменить ими весь подвижной состав четырёх маршрутов. Но ведь так не получится. Это однозначно уже говорит о том, что часть нагрузки всё же будет навсегда переложена на автобусы. И станем мы городом ПАЗиков», - возмущается Валерий.

Фантомные пассажиры

В сети уже запустили небольшой флешмоб, чтобы развеять аргумент городских властей о невостребованности троллейбусов: люди фотографируют и снимают на видео салоны электротранспорта не в часы пик, показывая, что они перевозят значительное количество людей даже при нынешней диктуемой сверху конкуренции с автотранспортом.

Фото из социальных сетей

Притом, троллейбус, будучи единицей режимного предприятия, идёт по своему маршруту в назначенный час даже если этот час – не самый лучший для выручки. «Недавно мы всей маршруткой уговаривали водителя завершить рейс. Он сказал, что пройдёт только половину маршрута, а потом поедет домой. Это был уже вечер – последний, видимо, рейс. Нам пришлось уговаривать его, чтобы он развёз по остановкам и нас. Маршрутчик, как показала практика, никому не подчиняется – он сам себе хозяин. Он не поедет никуда поздно вечером потому, что пассажиров меньше и ему это не выгодно. У водителя троллейбуса есть расписание, которому он следует и не может уклониться», - рассказывает самый молодой участник нашей встречи с защитниками электротранспорта Егор. Он часто сталкивается с долгим, а подчас и вовсе не приносящим плодов ожиданием автобуса в вечернее время или в середине дня – когда выручка на перевозках не так высока. Получается, что людям приходится долго ждать троллейбус потому, что тому сверху продиктовали такое расписание, а маршрутку – потому что её водитель или владелец просто получает мало прибыли.

Городская администрация также провела круглый стол, попробовав объяснить свои доводы ещё раз. Там рассказали, что разница в цене между троллейбусами и электробусами (которые, по сути, тоже троллейбусы, но с запасом хода), не так велика — якобы около 5%. Также обмолвились, что у той самой машины от завода «Тролза», у которой села батарейка, элементы питания можно заменить.

«Всего изменения коснутся восьми маршрутов — № № 31, 9, 13, 21, 14, 2, 4, 6. На трех маршрутах количество подвижного состава останется таким же, на трех — будет увеличено. По двум маршрутам — № № 13 и 31 — изменится маршрут следования, по двум — № № 9 и 31 — троллейбусы временно заменят на низкопольные автобусы с кондиционерами, в дальнейшем — на троллейбусы с автономным ходом», - заявили на мероприятии.

«В решении по улице Красной совпало много аспектов, связанных с эффективностью работы КТТУ, благоустройством улицы, дальнейшим содержанием троллейбусного участка в 4 километра из общей протяженности в 179 километров. Количество троллейбусов при этом в городе сохраняется. Количество автобусов сохраняется. Мы говорим об этом открыто», - заявил, в частности, директор департамента транспорта и дорожного движения Владимир Архипов.

Также в качестве великого блага описывается замена старых троллейбусов на не новые автобусы — «возрастом не более трёх лет». Это будет произведено на маршрутах №№ 9 и 31. Только ответов на вопрос о том, почему их нельзя заменить на троллейбус с кондиционером, нет.

P.S.:

Но «фантомные пассажиры» троллейбусов, которых не замечают в городской администрации, не собираются сдаваться. Впереди у них ещё одна волна сбора подписей в надежде, что чиновничьи инстанции к ним в таком случае прислушаются. И попробуют совместно решить проблему и с эстетикой на улице Красной и с тем, куда срочно потратить 123 млн рублей, несказанно быстро образовавшиеся в бюджете по первой же несуществующей рекомендации от Высшей школы экономики.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру