Строительство нового Яблоновского моста начнётся уже в этом году

Когда будет построен новый Яблоновский мост?

С этим вопросом в «МК на Кубани» обратились жители сразу двух субъектов по обе стороны реки Кубань: жителей Краснодара и соседней республики Адыгея, где проживает множество людей, работающих в краевом центре, а также ездящих туда за отдыхом и покупками. Объединяют их, среди прочего, способы передвижения через местную водную артерию. Сейчас таких способов два: это переехать через реку по Тургеневскому и Яблоновскому мостам. Однако последний, что уже давно ни для кого не является секретом, находится в достаточно плачевном состоянии. А планы строительства альтернативы ему до этого дня были достаточно туманными. За разъяснениями мы обратились к депутату Госдумы от Краснодарского края Владимиру Евланову. И он озвучил обнадёживающую информацию — мосту быть.

Строительство нового Яблоновского моста начнётся уже в этом году

Предел

Яблоновский мост начали строить после окончания Великой Отечественной войны. Взамен его деревянному пешеходному предшественнику, взорванному в 1942 году вместе с немецкими солдатами. После войны стала очевидна необходимость не только железнодорожной и пешеходной переправы, но и автомобильного моста. Движение по нему было открыто впервые в 1952 году.

Это достаточно длительный срок эксплуатации мостового перехода. Потому с тех времён он претерпел несколько серьёзных технических реконструкций: в 2008, 2012 и 2018 годах. Однако уже в этом — 2019 — году глава города Евгений Первышов сообщил, что по данным проведённой экспертизы, достигнут определённый предел и эксплуатация моста в прежнем режиме становится опасной.

Мост был закрыт с 12 июля для движения большегрузов и крупных автобусов. Тогда же там были смонтированы ограничительные барьеры высотой в три метра, чтобы ограничить проезд крупногабаритной, тяжёлой техники. И тут не обошлось без курьёзов: оба барьера — по разным сторонам моста — были снесены в первую же ночь. Обе простоявшие менее суток рамы протаранили водители автобусов. Замечательно, что обошлось без пострадавших.

Со временем участники дорожного движения привыкли к нововведениям, и ситуация более не повторялась. А привыкать пришлось многим: схемы движения сменили 110 только автобусных маршрутов. А скольким большегрузам пришлось перепланировать свою логистику и сосчитать нелегко. Кроме того изменения коснулись и тех, кто традиционно переезжал Кубань по Тургеневскому мосту — на него возросла нагрузка.

Непосильная ноша

Вопрос потому появился уже далеко не вчера, а с момента ограничения движения начал перезревать. Информация о том, что решение проблемы будет искаться, периодически проскальзывала из уст чиновников и на страницах СМИ. В том числе, «МК на Кубани» писал, что озвучивалась приблизительная стоимость строительства нового моста. Проект был оценён приблизительно в сумму от 7 до 9 миллиардов рублей.

Городская власть, а примечательно, что мост, соединяющий два субъекта, целиком находится на балансе Краснодара, заявила, что цена для муниципалитета неподъёмная. Озвученная сумма по своим масштабам близка к трети городского бюджета, на который ложится масса других задач: строительство школ и детских садов, обустройство новых и прочистка имеющихся «ливнёвок», ремонт дорог и другие назревшие проблемы. Ввиду этого тот же Первышов и назвал такую ношу (масштабное строительство нового моста) непосильной.

Но так как вопрос зрел ещё до принятия такой радикальной меры, как изменение схемы движения, то и решаться он начал также в некоторой степени заблаговременно. Ещё за год до того — в конце июля 2018 года поднял эту проблему в письме председателю правительства страны Дмитрию Медведеву депутат Госдумы Владимир Евланов, ранее возглавлявший городскую администрацию, а значит, не по наслышке знающий проблемы краевой столицы.

В письме парламентарий указывал, что нынешний мост устарел не только физически, но и морально — он давно отстаёт от требований города, представляя из себя всего две полосы в ширину. Новый проект был разработан ещё в 2015 году и уже прошёл на тот момент экспертизу. «Осуществить такой масштабный проект за счет средств собственных бюджетов Краснодарского края и Республики Адыгея невозможно. Для реализации строительства необходимо привлечение средств федеральных программ. Поэтому считаю важным оказать содействие включению данного объекта в федеральную программу», - заявил тогда Владимир Лазаревич, добавив, что его в этом поддерживают и другие депутаты от региона, которые подписали вместе с ним обращение к премьер-министру.

Сейчас же ситуация, казавшаяся отчасти патовой, оказалась близка к её логическому завершению.

Положительное решение

Проект, захватывающий два субъекта федерации, имеет свои особенности, которые относят его в ведомство федерального Минтранса. На настоящий момент он уже прошёл экспертизу и по нему даже приняты решения о финансировании. «Вопрос уже предрешён. Есть компания — ООО «СтройЮгРегион», которая выиграла тендер на строительство первого этапа нового Яблоновского моста», - рассказал «МК» Владимир Евланов.

По словам парламентария, строительство будет вестись по тому же проекту, разработанному в 2015 году — в том виде, как его представляли себе тогда в городе. По именно той проектной документации: отвечающей техническим требованиям пропускаемости и с необходимыми развязками. «В последнем письме по этому вопросу, которое мне пришло из Минтранса, говорилось, что там постараются в ближайшей перспективе включить этот объект в федеральные программы. На сегодняшний день министерство свои обязательство выполнило. Проектом предусмотрено начало строительства в этом году. Сейчас уже выделены средства — около 500 млн рублей. Из которых, порядка 130 млн рублей — региональные средства, остальные — из федерального бюджета. Общая стоимость объекта порядка 6,5 млрд рублей. Рассчитано строительство на 2,5 года», - заявил Владимир Лазаревич.

Подрядчик, с которым депутат, держащий вопрос на контроле, уже переговорил, заявляет, что готов приступить к работам в самое ближайшее время. Но тому препятствуют пока некоторые сложности, связанные с пограничным расположением моста. Вопросом разрешения на строительство в целом и устранением этих неувязок в частности занимается сейчас всё тот же федеральный Минстранс. Эти оставшиеся документарные вопросы также уже близятся к завершающей стадии. Потому первых рабочих, по предварительным оценкам, на месте строительства можно будет увидеть уже в ноябре. Контролем за ситуацией и устранением последних неувязок на месте занимается Министерство транспорта Краснодарского края.

Также известно, что первый этап строительства, включает в себя возведение трёх опор со стороны Адыгеи. Именно с того берега Кубани и начнётся так необходимая двум регионам стройка. Выделенные средства по контракту должны быть освоены уже в этом году.

Выбранный подрядчик краснодарцам уже знаком. Компания в настоящее время занимается реконструкцией моста на улице Садовой.

Старый мост

Во время строительства нового мостового перехода будет действовать и старый мост. Его работа будет осуществляться в нынешнем, разрешённом экспертами, режиме. Специалисты заявляют, что мера по ограничению нагрузки во многом превентивная и мост без проблем обеспечит связь между двумя берегами во время стройки.

Процессу возведения нового объекта ныне существующий Яблоновский мост мешать также не будет. Планируемый переход появится параллельно действующему в непосредственной близости от него.

Судьба старого моста до конца пока решена. По-прежнему остаются актуальными планы, предполагавшие оставить его в качестве пешеходного. Впрочем, по оценкам экспертов, он сможет достаточно долго просуществовать и в нынешнем — без чрезмерных нагрузок — режиме эксплуатации.

Статус

Примечательно, что федеральные средства не относятся к существующим программам вроде нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в рамках которого только в Краснодаре за этот год уложен асфальт на участках 50 улиц. Это специальные средства, которые выделяются ввиду социальной значимости объекта. И также в основе своей — федеральные.

«Сегодняшние темпы роста города привлекают внимание не только тех, кто сюда приезжает. Но и всех структур: государственной, региональной власти. На сегодняшний день, как мы видим, уже увеличены темпы строительства в городе школ. Но для того, чтобы закрыть вопрос полностью, Краснодару необходимы ещё около 80 школ. Детских садов — больше 100. И они строятся. Если раньше для этих целей изыскивались средства в местном бюджете, и по мере возможности, в этом помогал городу край, то сейчас речь идёт в первую очередь о федеральных программах», - добавил Евланов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру