Тонировка стекол — вечный повод для споров. Сторонники говорят, что она спасает от жары и любопытных глаз. Противники напирают на ухудшение обзора и повышение риска аварий.
Тема смягчения правил тонировки автомобилей в России поднимается ежегодно и, как правило, наиболее активно обсуждается летом: жара действует. Сложно посчитать, сколько раз общественники и депутаты всех уровней выходили с инициативой разрешить тонировать машины «в ноль» и «вкруг», но эти попытки ничего не дали и вряд ли увенчаются успехом в ближайшем будущем. Причина в том, что в арсенале антитонировочников несколько лет назад появился очень веский аргумент: необходимость усиления мер антитеррористической защиты. Поэтому, как считают большинство аналитиков, ближайшие годы водителям придется жить по нормам тонировки, которые действую уже почти десять лет.
Для тех кто за
Сначала стоит понять, зачем вообще водителям затемнять стекла. И здесь плюсов достаточно.
Первое и, пожалуй, главное желание затемниться, хотя сторонники «глухой светомаскировки» в этом на камеру не признаются, заключается в том, что тонировка делает вид автомобиля более эффектным. С этим не поспоришь, хотя на вкус и цвет товарищей немного. Однако и других полезных свойств у тонировки достаточно.
Самое основное — защита от палящих лучей. Уже доказано, что качественная тонировка блокирует до девяноста девяти процентов ультрафиолета. А значит, салон не выгорает. Сюда же прилагаются и данные Всемирной организации здравоохранения, согласно исследованиям которой риск катаракты у водителей на тонированных машинах снижается на треть. Заметим, что вопрос необходимости выхода России из Всемирной организации здравоохранения поднимается едва ли не чаще, чем по нормам тонировки — это для сведения.
Комфорт водителя и пассажиров в тонированной машине летом, очевидно, выше: прямые солнечные лучи не превращают салон в микроволновую печь. К тому же сейчас на рынке представлена широкая линейка атермальных пленок, которые практически полностью блокируют инфракрасное излучение: внешнего нагрева нет. А это значит, что климат-контроль или кондиционер в салоне работает меньше, что снижает расход топлива автомобиля и выбросы отработанных газов в атмосферу.
Минусы будут
Приватность и безопасность, на которую напирают защитники тонировки, воспринимаются двояко. С одной стороны, темные стекла действительно мешают потенциальным ворам разглядеть в салоне оставленную сумку, кошелек или мобильник. Однако нет никаких данных, насколько эта мера снижает количество краж из автомобилей. А вот приватность в тонированной машине, скорее, играет против затемнения в виду усиления антитеррористических мер.
Дальше идут еще более весомые против, так как подтверждены исследованиями. Оказывается, даже при предельно разрешенном уровне тонировки в семьдесят процентов пропускания света обзор днем уменьшается на десять процентов. Ночью же показатель удваивается, а скорость реакции в неожиданной ситуации удлиняется на 0,2 секунды. При скорости шестьдесят километров в час это почти четыре метра пути без торможения.
Как ни странно, но тонировка еще больше влияет на скорость принятия решений в сумерках, при пасмурной погоде и тумане. В этих условиях затемненные стекла на пятьдесят процентов снижают возможность видеть детали на дороге во время движения.
Но есть и светлая сторона: атермальная пленка практически не съедает видимость, если, конечно, она отвечает всем необходимым стандартам.
По статистике, каждое десятое ночное дорожно-транспортное происшествие происходит с автомобилями, у которых тонированы передние стекла.
Отдельно о любителях шторок, сеток, жалюзи на передних боковых стеклах или лобовом. Такие устройства под полным запретом, так как являются прямым нарушением Правил дорожного движения: обзор с водительского места не должен быть ограничен никакими предметами.
Почти все видно
Светопропускание — ключевой параметр, определяющий, сколько процентов света проходит через стекло. Их регламентируют нормы ГОСТа 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки».
Итак, лобовое и боковые передние стекла должно пропускать не менее семидесяти процентов света. Исключение составляет спецтранспорт с бронестеклами — инкассаторы и так далее: на таких машинах допустимо порог в шестьдесят процентов. Полоса сверху для защиты от солнца не должна превышать четырнадцати сантиметров от верхнего края и заступать на зону работы дворников.
С пассажирскими стеклами второго ряда и задним автовладелец волен делать всё, что пожелает в плане тонирования. Здесь разрешены даже шторки при условии, что водитель имеет полный обзор за счет внешних зеркал заднего вида.
Но и здесь есть исключение: для тонирования нельзя использовать зеркальную пленку, даже если ее светопропускающие свойства выше семидесяти процентов. Причина в том, что такие пленки слепят и дезориентируют других участников дорожного движения, что плохо сказывается на безопасности.
Выходи на свет
Штраф за нарушение норм тонировки составляет пятьсот рублей. Довольно «лайтовый» вариант, если учитывать, что при быстрой уплате на него еще и распространяется пятидесятипроцентная скидка. Для примера: за аналогичное нарушение в Германии, Франции и ряде других европейских стран, откуда и были взяты за основу правила тонировки для России, придется заплатить от ста евро и более.
Но есть нюанс. Как правило, остановив «непрозрачный» автомобиль, инспекторы предлагают водителю на месте самостоятельно избавиться от пленки и в случае согласия часто ограничиваются предупреждением. А вот особо упорных ждут гораздо большие неприятности.
Сведения о нарушении сразу поступают в базу ГИБДД, а если водителя снова уличат в «темных делишках», штраф вырастает до двух — четырех тысяч рублей. Но и это не всё: теперь у серийного нарушителя есть шансы получить административный арест и обязательные работы, а это уже совсем другой уровень ответственности. Стоит ли оно того, каждый решает сам, тем более для защиты салона от солнечных лучей сегодня есть масса законных предложений: тонировочные пленки с использованием новейших разработок и технологическими покрытиями. Здесь всё зависит от степени желания водителя затениться и его финансовых возможностей.
К сведению
Детское кресло обязательно
Комитет Государственной Думы России по госстроительству и законодательству одобрил поправку, которая в десять раз ужесточает наказание для водителей такси за перевозку детей без специального кресла.
После одобрения думским профильным комитетом поправку предстоит рассмотреть во втором чтении. То есть механизм запущен, шансы на ужесточение наказания за неправильную перевозку детей стремительно растут.
Так, законотворцы, помимо общего увеличения штрафов за данное нарушение, предлагают приравнять самозанятых водителей такси к должностным лицам. Для этой категории предлагается установить штраф за неиспользование специализированного удерживающего устройства при перевозке детей в диапазоне двадцати пяти — пятидесяти тысяч рублей. Обычные родители-водители тоже не забыты: для физических лиц предлагается повысить штраф с трех до пяти тысяч рублей. Но особенно внимательными в случае принятия поправки стоит быть водителям автобусов, так как штраф для юридических лиц составит сто — двести тысяч тысяч рублей.
Время менять
Госавтоинспекция России напоминает о необходимости перерегистрации транспорта в новых российских регионах.
Согласно действующему законодательству граждане и юридические лица, постоянно проживавшие на территориях новых субъектов на момент их принятия в состав Российской Федерации, обязаны до конца 2025 года заменить документы и регистрационные знаки транспортных средств на российские.
С первого января 2026 года управление автомобилем, не прошедшим перерегистрацию, будет квалифицироваться по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ («Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке», штраф — от пятисот до восьмисот рублей). За повторное совершение данного правонарушения предусмотрена более строгая ответственность по ч. 1.1 указанной статьи, вплоть до лишения права управления.
Особое внимание Госавтоинспекция обращает на недопустимость использования регистрационных знаков Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики либо Украины, если на автомобиль уже выданы российские документы и номера. Такие действия квалифицируются как административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 12.2 КоАП РФ (использование заведомо подложных государственных регистрационных знаков).
С августа 2022 года в рамках интеграционных процессов проведено уже более 1,2 миллиона регистрационных действий с транспортными средствами жителей новых регионов.