Сегодня столицу Кубани невозможно представить без трамваев, троллейбусов и автобусов. Общественный транспорт, по маршрутам которого только в прошлом году проехало около ста шестнадцати миллионов жителей и гостей Краснодара, давно уже стал частью современного облика краевого центра. А трамвай, на счету которого в прошлом году более семидесяти шести миллионов перевезенных пассажиров, даже считают одним из символов города. Всё больше горожан и приезжих делают выбор в пользу муниципального общественного транспорта из-за комфорта, оперативности и безопасности поездок.
Сто двадцать пять лет служения родному городу
Уже сто двадцать шестой год подряд краснодарские трамваи перевозят горожан и гостей краевой столицы. И ровно столько же существует Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление. Вместе с КТТУ наш город прошел больше половины своего пути от основания до наших дней. Иными словами, история КТТУ — это не просто история предприятия, это отражение развития самого Краснодара от первых узкоколейных трамвайных линий, запущенных в далеком 1900 году, до современных низкопольных трамваев, курсирующих сегодня по городским магистралям. В разные эпохи предприятие сталкивалось с вызовами времени, переживало периоды расцвета и упадка, но всегда оставалось важной частью городской инфраструктуры.
Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление сегодня — это не просто сто двадцать восемь километров трамвайных путей и сто семьдесят пять километров контактной сети троллейбуса, не только внушительный парк в семьсот двадцать восемь единиц подвижного состава и команда из трех тысяч двухсот сотрудников. Это живая история города, сотканная из судеб людей, преданных своему делу. Именно они сто с лишним лет назад запускали первые трамваи, после войны героически восстанавливали разрушенные пути, стойко выдерживали экономические бури. В каждом вагоне, в каждом депо их труд и забота, сердце КТТУ, бьющееся в ритме города. Оставаясь важной частью истории, предприятие стремится обеспечить еще больше комфорта и безопасности пассажирам, в числе которых, конечно же, состоим и мы с вами.
Транспорт без правил
Не многие знают, что столица Кубани стала семнадцатым по счету российским городом, где появился трамвай. Первый вагон проехал по улицам Екатеринодара в декабре 1900 года. И жители с самого начала оценили удобство и безопасность этого вида общественного транспорта. Первая трамвайная сеть в 1900 году имела две линии: Красную — длиной три с половиной километра и Екатерининскую — полтора километра. Они соединяли вокзал, Городской сад, центр города и хлебный рынок. Зимой на линиях использовали одиннадцать вагонов, летом — двадцать, билет стоил пять копеек для взрослых и три копейки — для детей. В 1911 году в городе открыли Дмитриевскую линию, а в 1912-м — «казачий» маршрут до станицы Пашковской (сегодня это Пашковский жилой массив в черте города). Стоит отметить, что с самого начала, с 1900 года, по маршруту курсировало от двадцати до тридцати электровагонов, открытых и закрытых, а в 1911‑м для города закупили немецкие двойные MAN‑вагоны со съемными панелями. На «казачью» линию сначала поставили шумные керосиновые MAN‑вагоны, заменив их через несколько лет электровагонами.
В начале прошлого столетия по кубанской столице ходили как трамваи, так и автомобили, которых к концу 1930-х годов в городе было уже с полсотни. Вагоны с машинами должны были как-то уживаться на краснодарских улицах. И если для авто действовали правила дорожного движения, утвержденные городской управой в 1909 году, то трамваи этими правилами еще долго никак не учитывались.
Безопасный по определению
Собственно, говорить о правилах дорожного движения с прямыми указаниями на муниципальный общественный транспорт имеет смысл только с привязкой к нашему времени. Впрочем, с правилами или без них екатеринодарские трамваи по сравнению с автомобилями оставались куда более безопасными. В пользу этого говорит и статистика аварийности.
Интересную подборку дорожно-транспортных происшествий, случившихся в начале прошлого столетия, находим в работе краснодарского юриста и историка Игоря Сирицы «Автомобили и автомобилисты Екатеринодара — Краснодара в первой четверти ХХ века». Показательно, что автор упоминает всего об одной аварии, связанной с трамваем, да и то условно.
Она случилась шестого июля 1919 года на трамвайной остановке на углу улиц Красной и Соборной. Жертвой дорожно-транспортного происшествия стал «директор Брюховецкого реального училища В. Ф. Владимиров, прибывший в Екатеринодар по служебной надобности». Служитель народного образования попал под колеса мчавшегося на большой скорости автомобиля, когда выходил из вагона трамвая.
При этом аварий с участием автомобилей в Екатеринодаре за это время произошло с десяток. В том числе — курьезный случай с «автомобилем под №9 с тремя дамами и столькими же кавалерами», который в 1910 году на полном ходу врезался в «повозку городского ассенизационного обоза, выбил дно бочки, из которой на него бурным потоком хлынуло ее содержимое, обляпав с головы до ног всю честнýю компанию».
В пользу безопасности общественного транспорта говорит и современная статистика дорожно-транспортных происшествий. Аварии с участием трамваев и троллейбусов случаются в разы реже, чем с машинами, и дело тут вовсе не в количественном соотношении личных автомобилей и общественного транспорта. По данным официальной статистики автоаварий, столкновения машин с трамваями чаще всего происходят по вине водителей, а травмирование пешеходов — по вине самих пешеходов, нарушающих правила.
Остается добавить, что общественный транспорт проектируется и обслуживается с учетом строгих норм безопасности. Регулярные технические осмотры, квалифицированный персонал, соблюдение скоростного режима — всё это минимизирует риск аварий. Кроме того, водители автобусов, троллейбусов и трамваев проходят специальную подготовку, их учат прогнозировать дорожные ситуации и реагировать на них адекватно, чтобы избежать столкновений.
Еще один важный аспект — маршруты. В основном общественный транспорт двигается по выделенным полосам или путям, что снижает вероятность пересечения с личным автотранспортом и, как следствие, уменьшается риск дорожно-транспортных происшествий. Конечно, идеальной ситуации не бывает, аварии с общественным транспортом иногда случаются, но, как правило, они не приводят к таким серьезным последствиям, как дорожно-транспортные происшествия с участием автомобилей.
Стоит отметить и экологическую составляющую. Большинство современных моделей общественного транспорта — это электробусы или троллейбусы, которые не загрязняют воздух вредными выбросами в отличие от бензиновых и дизельных автомобилей. Таким образом, выбирая общественный транспорт, мы заботимся не только о своей безопасности, но и о здоровье окружающей среды.
В конечном итоге выбор между автомобилем и общественным транспортом — это личное дело каждого. Но если рассматривать вопрос с точки зрения безопасности, статистики и заботы об экологии, общественный транспорт — это вполне разумный и оправданный выбор. Который, кстати, ежедневно делают тысячи краснодарцев. И правильно делают, надо сказать.
Обходи трамвай спереди
Многие из нас с детства помнят полезную присказку: «Обходи автобус сзади, а трамвай — спереди», но не затрудняют себя поиском смысла этой незамысловатой фразы. Действительно, а почему нужно поступать именно так, ведь в Правилах дорожного движения (по словам тех, кто с ними знаком, конечно) прямого указания на то, как обходить транспорт, нет?
Автобусы, особенно старых моделей, обладают значительным слепым пятном сзади. Пока вы его обходите, водитель может начать движение, просто не заметив вас. И тогда столкновения, увы, не избежать.
С трамваем ситуация несколько иная. Он, в отличие от автобуса, двигается по рельсам, а значит, его траектория предсказуема. Обходя трамвай спереди, вы видите направление его движения и можете оценить ситуацию: стоит он или собирается трогаться. Если же обходить трамвай сзади, риск попасть под его колеса возрастает, так как трамвай может внезапно начать движение, а ваш обзор будет ограничен его корпусом.
Конечно, в идеальном мире все водители должны быть предельно внимательны к пешеходам, а пешеходы — к транспорту. Но реальность часто далека от идеала, поэтому лучше перестраховываться и придерживаться проверенного правила. Оно возникло не на пустом месте, а на основе горького опыта и множества несчастных случаев.
Поэтому, даже если вы уверены в собственной внимательности и опыте перехода улиц, не стоит пренебрегать этой простой, но жизненно важной рекомендацией. Помните: безопасность на дороге — это совместная ответственность водителей и пешеходов. И лучше перестраховаться, чем потом жалеть.
В заключение: хоть и нет прямого указания в Правилах дорожного движения, эта присказка не просто детская забава, а ценный совет, основанный на законах физики и логике безопасности. Соблюдая его, мы значительно снижаем риск попасть под колеса общественного транспорта.