К сожалению, много детей по всему миру гибнет в дорожно-транспортных происшествиях. Поэтому ребенка надо знакомить с Правилами дорожного движения с раннего возраста. Взрослым надо научить детей правилам поведения на дороге, тем самым обезопасив их здоровье и жизнь. Объясняем, как правильно и эффективно это сделать.
Привычка останется
Важным элементом, который зарождает у ребенка привычку придерживаться определенных правил, является детское автокресло. Маленький человек уже в полтора года должен осознавать, что обязательно надо садиться в машине на свое детское место и пристегиваться. Если начинать приучать малыша к автокреслу с полутора лет, это может стать большим стрессом для него. Этот предмет должен соответствовать возрасту ребенка, его росту и весу, чтобы малышу в нем было комфортно сидеть. Ребенок обязательно перерастет детское кресло, а привычка пристегиваться в машине останется.
Как только малыш сможет самостоятельно передвигаться вместе со взрослыми и активно познавать окружающий мир, обычно это наступает в три года, эксперты рекомендуют начать рассказывать ему обо всех элементах дорожной безопасности, которые можно увидеть вокруг.
Обычно первый вопрос возникает о том, когда начинать объяснять ПДД — Правила дорожного движения — детям. Специалисты полагают, что, когда ребенок идет в первый класс, он уже должен знать основы поведения на дороге. Значит, лучше всего начинать обучение с трех — пяти лет. Самый эффективный способ — делать это с помощью личного примера. Каждый раз, переходя дорогу, необходимо рассказывать, почему приходится ожидать, когда горит красный свет, почему надо переходить дорогу только на зеленый.
Считается, что до шести лет у ребенка недостаточно развита концентрация внимания и боковое зрение. Так, он может неосознанно уронить игрушку на дороге и вернуться за ней, забыв, что находится на проезжей части. Поэтому первое, что важно донести до малыша,— переходя дорогу, нужно держать свои вещи крепко, а если они утеряны, возвращаться не надо. Тут же нужно пояснить, почему нельзя возвращаться: зеленый свет горит короткое время, а когда загорается красный, машины начинают движение и могут наехать на пешехода. Это очень опасно!
На дорогу выкатился мяч — жди ребенка
Считается, что малыши даже приблизительно не могут определить расстояние до приближающегося автомобиля. А понять, с какой скоростью он движется, способен не каждый школьник. Если даже ребенок смотрит на двигающуюся на него машину, это не значит, что он ее видит. Он может быть увлечен собственными мыслями, переживаниями, часто просто не замечает автомобиль. Малыши в дошкольном возрасте и младшем школьном вообще не воспринимают транспортное средство как угрозу. Для них какая-нибудь игрушка, тот же мяч гораздо важнее здоровья и жизни. Поэтому существует правило: если на дорогу выкатился мяч, жди ребенка. Потребность детей в движении в этом возрасте, которая преобладает над осторожностью, стремление играть в любых ситуациях, неумение быстро оценивать обстановку или принимать правильное решение, недостаточные знания об источниках повышенной опасности могут приводить к печальным последствиям.
Знакомство с Правилами дорожного движения лучше всего начинать с простых вещей. Например, можно рассказать ребенку следующее.
● Без светофора или пешеходного перехода запрещается перебегать проезжую часть.
● Перед тем как перейти дорогу, нужно остановиться возле проезжей части и посмотреть, какого цвета горящий сигнал светофора.
● Переходя дорогу, надо убедиться, что ничто не мешает это сделать.
● Нельзя играть там, где ездят машины.
● Вдоль автодороги можно идти по тротуару, а если тротуара нет, то двигаться по автодороге следует вдоль обочины навстречу движению.
● Нельзя переезжать проезжую часть на самокате или велосипеде — нужно остановиться, слезть и перейти ее пешком.
● Если куда-то опаздываешь, а зеленый свет вот-вот переключится на красный, лучше подождать следующего. Нет ничего важнее здоровья и жизни.
Недостаточно однократного объяснения правил. С ребенком их надо повторять каждый раз. Именно регулярное повторение поможет малышу их хорошо усвоить.
Выработать навык принятия решения
Специалисты советуют не перегружать ребенка информацией. Сначала стоит рассказать про зебру, перед которой нужно остановиться и посмотреть, нет ли машин слева и справа. Потом, остановившись на прогулке перед пешеходным переходом, спросить у ребенка: «Что мы сейчас будем делать?» Такое познание Правил дорожного движения создаст для маленького человека некие ритуалы безопасности, которые останутся с ним на всю жизнь и будут оберегать его от аварийных ситуаций, формируя культуру поведения на дороге.
Лучше всего вместе с ребенком пройти маршрут от дома до детского сада, поликлиники, места жительства родственников и так далее, проговорив все места, где малыша могут ждать какие-либо опасности. Важно не только их проговорить, но и обсудить, услышать его рассуждения. Это позволит понять, маленький человек усвоил только правила или получил навык принятия решения в сложившейся ситуации на дороге.
Еще до того, как ребенок пойдет в школу, он должен хорошо знать и уметь следующее.
1. Быть хорошо знакомым со светофором: знать, какие цвета есть, на какой переходить дорогу, что при переходе улицы сначала надо посмотреть налево, а затем направо (для стран с правосторонним движением — наоборот).
2. Быть хорошо знакомым с дорожной зеброй: знать, что такое пешеходный переход, как он выглядит, как правильно переходить дорогу по зебре.
3. Знать, что такое островок безопасности: как он выглядит, какие на нем действуют правила поведения. Не стоит пренебрегать этим знанием даже в небольших населенных пунктах, где дороги узкие и островков безопасности нет. Ребенок вполне может оказаться в большом городе, поэтому важно, чтобы, переходя широкую проезжую часть, он был подготовлен к такой ситуации.
4. Понимать, что такое тормозной путь: малыш должен знать, что, даже если водитель увидит человека на проезжей части заранее, машина в движении затормозит не сразу. Путь с момента торможения до полной остановки называется тормозным. Поэтому категорически нельзя выбегать на дорогу при движении.
5. Уметь вести себя в общественном транспорте: заходить и выходить только тогда, когда автобус, трамвай или троллейбус полностью остановится. В транспорте следует обязательно держаться за поручни. Знать, как правильно переходить дорогу, выходя из общественного транспорта.
6. Знать правила езды на велосипеде, самокате и других средствах индивидуальной мобильности: кататься на проезжей части нельзя. Взрослые велосипедисты ездят по автодороге, придерживаясь правой стороны, но, пока человек маленький, катание там, где ездят машины, для него запрещено.
Учить — как играть
После знакомства с основными правилами можно перейти к дорожным знакам. Это тоже надо сделать в дошкольном возрасте.
Прежде всего ребенка необходимо познакомить со следующими дорожными знаками.
● «Зебра» — пешеходный переход: если на дороге есть белые параллельные полосы и знак «Пешеходный переход», значит, в этом месте можно переходить дорогу. Только сначала нужно убедиться, что машины слева и справа остановились, чтобы пропустить пешехода.
● «Движение запрещено»: когда есть этот знак, идти нельзя. Это значит, что на данном участке опасно. Например, ремонтируют дорогу, случился обвал или сильное движение, такое как на автомагистралях.
● «Осторожно: дети!» — такой знак устанавливают для водителей рядом с детскими садами и школами, которые располагаются вблизи автодорог. Малышу важно объяснить, что этот дорожный знак не обеспечивает полную безопасность, даже около этого знака нельзя переходить дорогу в неустановленных местах.
● «Подземный переход»: ребенок должен знать этот знак и понимать, что рядом с ним находится спуск в подземный переход. Это означает, что другого безопасного пути на противоположную сторону нет — нужно переходить именно по нему.
● Светоотражающие элементы: детей, которые передвигаются без сопровождения родителей, в том числе в темное время суток, нужно обеспечивать светоотражающими элементами. Это будет помогать им становиться заметнее на проезжей части и уменьшать риски возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Правила дорожного движения — тема для детей непростая. Чтобы она быстрее и легче усваивалась, ее лучше преподносить в виде игры. Например, можно поиграть с ребенком в викторину. Малышу надо задавать вопросы и спрашивать его, как он поступит в данной ситуации.
Обсудив с ребенком основные Правила дорожного движения, обязательно надо проверить знания. Чем больше правильных ответов, тем лучше результат проделанной работы. Вопросы могут быть такие.
● Тебе надо перейти дорогу. Где и при каких условиях это можно делать?
● Какой свет светофора включен, когда нельзя идти через переход?
● Что делать, если мяч выкатился на проезжую часть?
● Когда ты куда-то опаздываешь, а на светофоре горит красный свет, что будешь делать?
Для лучшего усваивания материала можно использовать стихотворения или загадки. Не важно, какой способ изучения Правил дорожного движения выбран для ребенка. Главное, чтобы ему это было интересно. Тут лучше превращать любое обучение в веселую игру: в таком случае дети всегда будут учиться с удовольствием и энтузиазмом. Это однозначно принесет им пользу, поможет избежать неприятностей.
Очень важно, чтобы родители сами соблюдали Правила дорожного движения: тогда ребенок быстрее поймет, что такое безопасное поведение на улице. В противном случае все наставления могут быть напрасными.