Горжусь быть кубаноидом

Кубанский журналист Сергей Поживилко почти 3 года живет за границей, но в беседе с нашим корреспондентом он делится, как можно уехать, чтобы остаться

Горжусь быть кубаноидом
Фото: images.aif.ru

— Сергей, что заставило расстаться с краем?

— Никто и ничто. И что значит расстался? И край со мной, и я с ним, и, думаю, что полезен я ему как минимум не меньше, чем раньше: сейчас ведь можно отсутствовать физически, и уже этим приносить пользу, и присутствовать ментально. Нагрузка на социальную сферу снижается. Общение с друзьями возросло в разы. Правда, сейчас из-за сильной занятости перестал чатиться в Фейсбуке, но на связи всегда. А информацию из краевых СМИ и интернета поглощаю в гораздо больших количествах, чем раньше. 
Вообще, со старым стереотипом, что хорошие остаются, а плохие уезжают, надо кончать. Молодых при первой возможности надо выпихивать за границу, делать из них конкурентных специалистов и создавать условия для возвращения на Родину. Уверен, что даже и без этого многие вернутся. Вижу по сыну. Получил три образования, работает на хорошей должности в самой большой в мире ритейлинговой компании «Волмарт», а через год, после окончания контракта, возвращается на Кубань. Хотя никаких карьерных или доходных перспектив у него нет. Но как говорят: где родился — там и пригодился.

— Но вы-то, уже мягко сказать, не молоды.

— Да, 44 года трудового стажа. Пора уступить руководящее кресло своим ученикам. Кстати, сторонники повышения пенсионного возраста как-то не принимают в расчет тот факт, что это негативно скажется на карьере молодых. Пришло время осуществить отнюдь не оригинальную юношескую мечту: заняться расследовательской журналистикой за рубежом. ТАСС уполномочен заявить и все такое.
Нашел заинтересованную профильную газету. Никогда не отказываю и кубанским СМИ. Во время учебы в аспирантуре МГУ подружился с ребятами, которые съехались со всего мира. Когда возглавлял региональное приложение центральной газеты, также задружился со всем СНГ. В Киеве живет отец. Так что стол и кров меня ждет везде. А пересечь континент или перелететь с одного на другой — сегодня не дороже, чем долететь из Краснодара в Сочи.

— Юношеские мечты редко сбываются.

— В данном случае получилось наоборот. Столько интересных людей, столько новой информации по, казалось бы, давно перепаханным историям. В Сербии подружился с основателем группы «Ноу смокинг оркестра», доктором Неле. Он написал музыку к фильму Кустурицы «Белая кошка, черный кот» и сыграл там как актер. Оказалось, что казачий корпус СС, который боролся с югославскими партизанами, одновременно защищал мирных сербов от разной нечисти и оставил о себе добрую память через поколения. А теракт Гаврилы Принципа в Сараево, который якобы готовили сербские спецслужбы, они пытались предотвратить. Неожиданно в истории засветился и Троцкий. Всех связанных с терактом отстреливали (чтобы им невозможно было укрыться в Белграде под крышей разведки). Руководитель группы бежал в Париж, где и был ликвидирован. Единственный человек, с которым он там встретился, был Лев Давыдович. Познакомились они на балканской войне. Честно говоря, меня всегда удивляло, что организатор мировой революции ни с того ни с сего в качестве корреспондента киевской газетенки отправился из Вены освещать локальный конфликт. Теперь появился еще один повод покопаться в архивах австрийских спецслужб. Кстати, член организации «Молодая Босния», из которой вышли террористы, позднее стал генералом НКВД и участвовал в подготовке покушения на Троцкого. Такие кружева плетет история, что и сочинять ничего не надо. Готовые романы и сценарии.

— При таких захватывающих впечатлениях, наверное, нечасто вспоминаете Кубань?

— Совсем не вспоминаю. Как писал Гамзатов о разлуке с любимой: о тебе ни разу не вспомнил, потому что ни разу не забыл. Сошлюсь и на Гоголя, который признался в любви к России из Рима. Где не бываешь — на автомате сравниваешь и начинаешь жалеть, что был излишне резок в оценках. Краснодар однозначно чище Иерусалима при несопоставимо меньшем бюджете. Черногория — страна с уникальной природой и прекрасными людьми. Но ее курортная инфраструктура отстает от далеко не идеальной кубанской лет на тридцать. Поэтому не стесняюсь везде говорить, что представляю московскую газету, но сам с Кубани. Удивляюсь, когда люди в сетях обижаются на «кубаноида». Но я этим «званием» горжусь.
Край в свое время дружил с сербской провинцией Воеводиной. Оказавшись по делам в ее парламенте (скупщине), первым делом об этом напомнил и предложил возродить доброе дело. Решили начать с побратимства городов. Заинтересовалась мэрия города Бечей. Не сомневался, что и на Кубани найдутся желающие. Но якобы ради экономии средств на побратимство наложили запрет. Информация не официальная. Думаю, в любом случае экономить надо на другом. Было время, когда господствовала идеология. Сейчас и опыт коммунального хозяйства, и бизнес-контакты окупят копеечные затраты с лихвой. Спросил, не боятся ли их небогатые сербы. Оказалось, что за право принять русских братьев будет серьезная конкуренция. Неужто, Кубань так оскудела, что на ней иначе? Так что кому интересно — обращайтесь.

— Вы публикуете эксклюзивные расследования о краевой власти в интернете. Как удается добывать информацию? Зачем вам эта не приносящая доходов деятельность? И как на все хватает времени и сил?

— Во-первых, долг кубанца. Власти надо помочь. СМИ повышают ее эффективность, заставляют быть настороже, проводят экспертизу, оберегающую от ошибок. Увы, они и раньше были не более чем спарринг-партнерами. Сегодня из-за кризиса власть де факто единственный издатель. Поэтому она напоминает боксера на ринге, который молотит воздух, а вчерашний спарринг-партнер выкрикивает из угла восторженные оценки. Критический подход к работе власти в интернете вызывает в десятки раз больший интерес, чем публикации в краевых и центральных традиционных СМИ. Власть вынуждена, если не реагировать открыто, то считаться с этой альтернативой. Рождается новая журналистика, и участвовать в этом чрезвычайно интересно.
Работать с информацией меня учили на специальном факультете в институте, потом в аспирантуре МГУ, в секретном КБ, а главная школа — Краснодарский крайисполком в пору руководства Николая Кондратенко. Плохо, что нынешний губернатор Кондратьев (не смотря, что фамилии схожи) не работал с Николаем Игнатовичем и не знаком с его стилем руководства. А жаль: такой опыт ему бы очень пригодился. На вопрос про силы отвечу анекдотом, который мне рассказал не коренной, но настоящий кубанец Иван Перонко. Каждую ночь с вечера и до утра евнух в гареме водит наложниц к султану. Наконец не выдерживает: «Казни меня, властелин, но ответь: откуда берешь ты силы». Султан сказал: «Любимое занятие никогда не утомляет».

— Так что мы можем рассчитывать на ваше сотрудничество?

— Как в анекдоте, сил хватит.

— Собираетесь ли вернуться?

— Столь длительную командировку я не планировал. Но, как на рыбалке, пошел такой материал, что просто грех оставить. А обрабатывать и писать, конечно, буду в Псебае или Апшеронске. И про Кубань надо успеть книгу оставить.

Наша справка:

Поживилко Сергей Виленович.

Родился 25 декабря 1955 года в пос. Серышево Амурской области. Образование: окончил Украинский полиграфический институт (г. Львов) в 1978 году и аспирантуру факультета журналистики Московского государственного университета в 1985 году. Кандидат филологических наук.

Карьера: с 1986 года работал в районных и краевых газетах Краснодарского края, собственным корреспондентом по югу России журнала «Российская федерация». В 1993 году стал главным редактором газеты «АиФ. Кубань». В 2007 году назначен на должность генерального директора ООО «АиФ на Кубани».

Награды: 2005 г. — «Заслуженный журналист Кубани»; 2013 г. — грамота Государственного комитета РФ по печати; 2013 г. — золотой знак «За вклад в развитие газеты», учрежденный редакцией федерального еженедельника «Аргументы и факты».

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 15 августа 2018

Заголовок в газете: Горжусь быть кубаноидом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру