Новый спектакль Краснодарского краевого театра драмы «Фро» по Андрею Платонову вырос из лаборатории, в которые, как мне кажется, театр чересчур заигрался, но сейчас речь о другом. Режиссер Филипп Гуревич смог все-таки из эскиза годовой давности поставить Платонова, на редкость поэтичного и одновременно обжигающего.
Два нобелевских лауреата – Эрнест Хемингуэй и Иосиф Бродский – были поклонниками таланта этого удивительного, загадочного писателя. Бродский вообще считал, что платоновская проза непереводима, включая и театральный язык. Но если посмотреть спектакль Гуревича, то с данным утверждением можно и не согласиться.
Определив жанр как песнь о расставании и найдя свою интонацию, режиссер с взятого тона ни разу не сбивается, и эти поэтичность и музыкальность поднимаются до метафорических высот. Мы слышим Баха, Вивальди, Генделя и еще ряд композиторов и композиций, которые создают особую атмосферу.
Фёдор любит Фро, но все-таки прекрасное светлое будущее для него главнее семейной идиллии. «На столе у нее была детская фотография ее мужа; позже детства он ни разу не снимался, потому что не интересовался собой и не верил в значение своего лица».
Казалось бы, все просто, но когда вслушиваешься в платоновский язык – острый, ассоциативный, соединяющий юмор, иронию и трагедию, – понимаешь истинную величину его человеческого и художественного дара, дара пророка и участи изгоя в то страшное время.
Филипп Гуревич разместил зрителей на сцене, а своих героев – в тысячном зале театра. Фро в белом одеянии мечется между рядами партера, притом делая все нежно и трогательно, даже когда изящно ложится на спинки кресел. Она вся соткана из чувств. Ее предмет обожания блистает ростом и неотразимостью, а в сцене его возвращения домой супружеский дуэт вовсе похож на романтических, пылких влюбленных. Третьи лица в черном (заслуженная артистка России Татьяна Корякова, Елизавета Вареникова, Татьяна Голоперова) – от них излагается часть текста – накрывают пару при долгожданном свидании огромной белоснежной материей (художник Ольга Суслова).
В спектакле есть сцена, когда Фро бредет с белым полотном в руках, словно Ассоль, только с «несостоявшимися парусами», правда, у гениального романтика всё окрашено и овеяно морскими «акварелями» и чудесными кораблями, у Андрея Платонова же расстилается угрюмый железнодорожный пейзаж, с бесконечными ожиданиями и расставаниями. Глядя на Фро Довбыш (думаю, это лучшая роль актрисы), я отчего-то вспомнил именно героиню Грина. Возможно, у режиссера совершенно иные ассоциации и я ошибаюсь, но одно неоспоримо: проблема человеческого счастья – главная в творчестве этих двух прекрасных писателей. Однако если у Грина счастье все-таки кому-то и перепадает, то у Платонова даже достойные несчастны.
Возрастное ограничение 16+