Федор Климов: «Мама сказала: „Надо”». Олимпийский чемпион по фигурному катанию вспоминает о своих главных Играх

Россия отмечает десять лет Олимпиады в Сочи. В 2014 году страна впервые приняла зимние Олимпийские игры и подарила миру спортивный праздник, которого еще не было: в нем участвовало 2800 спортсменов из восьмидесяти восьми стран мира. Российская сборная установила на Олимпийских играх в Сочи рекорд как по общему числу медалей, так и по количеству золотых наград. В копилке национальной команды оказалось тридцать три медали: тринадцать золотых, одиннадцать серебряных и девять бронзовых.

Федор Климов: «Мама сказала: „Надо”». Олимпийский чемпион по фигурному катанию вспоминает о своих главных Играх

Среди обладателей сразу двух олимпийских наград — фигурист Федор Климов, ставший чемпионом в командном турнире и обладателем второго места в личном. Десятилетний юбилей Олимпиады Федор встречает на коньках. Олимпийский чемпион провел мастер-класс для юных спортсменов на ледовом катке горного курорта «Роза Хутор».

— Федор, прежде всего позвольте поздравить вас с десятилетием зимних Олимпийских игр в Сочи. Признайтесь, ехали тогда за медалями?

— За «путевку» на Олимпийские игры в Сочи мы с партнершей Ксенией Столбовой боролись до последнего момента. Весь предолимпийский сезон были как на иголках. Сначала бились за то, чтобы в личный турнир попасть, потом — за право быть в команде. Поэтому, когда наконец приехал на Олимпиаду в Сочи, с одной стороны, чувствовал огромную радость, а с другой — волнение. Как не подвести ни себя, ни команду? Командные состязания фигуристов были новинкой сочинской Олимпиады. Не до конца были понятны правила, регламент. Поэтому ожиданий, что приехали за медалями, не было. В личном турнире, хотя такие состязания были нам знакомы, сюрпризом казалось даже то, что вошли в тройку лидеров после короткой программы. В таблице рейтинга мы были не на самом верху. О серебре не думал. Так что обе олимпийские медали для меня одинаково дороги.

— Что первым сделали, когда поняли, что завоевали олимпийское золото?

— То, что я стал олимпийским чемпионом, понял, только когда всей командой вышли на награждение на медальной площади. Когда вокруг море зрителей, а перед тобой олимпийский огонь горит. Первое, что сделал,— позвонил маме, сказал ей: «Спасибо». Дело в том, что на каток меня привела именно она. Работала тренером, оставить ребенка было не с кем, поэтому в четыре года меня поставили на лед. Понравилось или нет, не помню, в таком возрасте больше значит желание родителей, а не ребенка. Помню только себя в огромной шубе, держусь за чью-то руку и иду вдоль бортика. А потом уже тренировки. Когда ты начинаешь заниматься серьезно, то ты либо на катке, либо в школе учишься. Если не на катке или в школе, дома уроки делаешь. Конечно, как и любому ребенку, тебе хочется погулять, развлечься, но свободного времени нет. Бывает обидно, но я всегда ставил для себя цели: выполнить разряд, сделать какой-то элемент, поехать на соревнования. Так фигурное катание из хобби в какой-то момент превратились в работу, а Олимпийские игры стали не мечтой, а очередной целью. Думаю, что главный секрет побед, если опустить физическую подготовку,— это терпение.

— А приметы какие-то есть? Например, выйти на лед с правой ноги...

— У каждого они свои. Я, например, никогда не смотрю выступления своих конкурентов до своего выхода. Стараюсь сосредоточиться, чтобы ничто не отвлекало. Можно сказать, это моя примета, чтобы всё получилось. Во время Олимпиады в Сочи поддержка, конечно, была огромной. Даже пока мы проводили предолимпийские тренировки и сборы в новом дворце «Айсберг», специалисты, которые «делают» лед, постоянно к нам подходили, спрашивали мнение о качестве, экспериментировали с водой, температурой. Такой заботы я ни на каких других стартах не видел. Перед тем как мы вышли на лед, тренер посоветовала посмотреть, как выступает наша Юлия Липницкая. Дело в том, что зрители так бурно аплодировали, кричали, что иногда даже страшно становилось. На других соревнованиях, даже когда на стадионе много людей, такого не бывает. В общем, когда вышли на арену, были уже готовы к тому, что нас ожидает. Такой вот небольшой секрет.

— Как тренер мама, Елена Климова, советы во время олимпийского выступления давала? Слушались?

— Советов не давала: она понимает, что есть тренеры, что происходит на льду. Когда выступали в личном турнире, мама была здесь, но потом призналась: напряжение было таким сильным, когда мы катались, что выходила из зала. После соревнований я всегда мог позвонить ей, обсудить что-то. Помню, что перед Олимпиадой в Сочи здесь же проходил и чемпионат России. Мы с Ксенией заняли первое место, но на одном из прыжков я упал. Когда позвонил маме, она меня поздравила, но добавила, что прыжок надо тренировать.

— После окончания спортивной карьеры вы стали тренером. Фигурное катание всегда было популярным видом спорта в стране, а сегодня тем более. Всё больше родителей хотят отдать своего ребенка на занятия этим видом спорта. Что посоветуете? Как понять, что у вас будущий чемпион?

— В таком вопросе рекомендую довериться специалистам. Просто приведите ребенка на фигурное катание, а тренер через какое-то время вам сам скажет, есть ли у него способности или нет. Есть определенные параметры, которые становятся понятными в процессе: боится ребенок — не боится, сразу поехал или нет. В моем случае именно тренер, у которого я занимался в одиночном катании, заметила, что я довольно высокого роста,— таким спортсменам сложнее выполнять, например, прыжки в четыре оборота — и посоветовала перейти в пары.

— Что сложнее — одиночное катание или парное? Наверное, обидно, если партнер ошибся...

— В парном катании не может быть «ошибся один», есть только «мы ошиблись». Нужно поддерживать партнера, иначе результата не будет. Если говорить о технике, то да, в одиночном катании сейчас необходимо делать прыжки в четыре оборота. В парах их не прыгают, но нужны сложные элементы, включая силовые: поднимать, выбрасывать, ловить. А еще уметь налаживать контакт с партнером, находить общий язык. Так что парное катание, пусть и без четверных прыжков, очень сложно.

— Многие жалеют, что сегодня фигурное растет в технике, но при этом теряет свою художественную составляющую...

— Для меня фигурное катание — это прежде всего спорт. А спорт — это быстрее, выше, сильнее. Поэтому я за то, чтобы фигурное катание развивалось в техническом плане. Для меня красиво, когда делают сложные элементы, прыгают четвертные прыжки. Важно, чтобы фигурное катание двигалось вперед, чтобы становилось более затратным физически, заставляя спортсменов развивать себя, свое тело.

— Женское фигурное катание стремительно молодеет, а как обстоят дела в парном?

— В парном катании — наоборот. Недавно прошел чемпионат Европы, победила пара, в которой партнеру тридцать пять лет. Молодых олимпийских чемпионов в нашем виде было не так много. Это как раз и связано с тем, что приходит опыт взаимодействия с партнером. И если травмы не беспокоят, то с таким опытом можно достаточно долго исполнять те элементы, которые требуются. Набор, который делали еще мы, не сильно усложнился, поэтому в парном катании есть возможность долгой карьеры для спортсменов.

— Сегодня российские фигуристы не могут выступать на международной арене. Как оцениваете уровень парного фигурного катания?

— Конкретно в парах без наших ребят уровень стал ниже. Пару сезонов, когда российских парников не было на международных стартах, было скучновато — сейчас ситуация выправляется. Во многом это связано с цикличностью олимпиад. После Олимпиады многие пары распадаются, создаются новые — им нужно время, чтобы накатать опыт. Чем ближе к Олимпиаде, тем больше появляется хороших пар, но без россиян он, конечно, просел. Думаю, что сила российского фигурного катания — в хороших специалистах и традициях. Например, сейчас один из лидеров — немецкая пара. В ней — партнер из России. Они катаются всего год, но уровень уже виден.

— Когда смотрите фигурное катание, удается насладиться или технику оцениваете?

— Глаз, конечно, выхватывает недостатки. Если смотришь и просто получаешь удовольствие, значит, откатались действительно хорошо.

— Сегодня вы как тренер занимаетесь с ребятами во дворце «Айсберг», который стал для вас счастливым. Расскажите немного о ваших подопечных. Растет смена?

— Несмотря на то что я окончил институт имени Лесгафта, никогда не планировал заниматься тренерской работой. Смотрел на свою маму и видел, какой это тяжелый труд, особенно когда уходят ученики. Но когда предложили попробовать, мне понравилось. Сегодня веду тренировки по парному катанию для ребят, которые представляют команду Краснодарского края. У нас занимается пять пар. Кто-то уже входит и в сборные команды страны.

— Еще недавно о таком виде спорта, как фигурное катание, в Краснодарском крае разве что только слышали. Каков сейчас уровень?

— Краснодарский край, как мне кажется, входит в пятерку-шестерку сильнейших регионов по фигурному катанию. Если учесть, что наш спорт стали развивать здесь относительно недавно, это хороший результат.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру