На Кубани хотят усилить контроль за соблюдением Правил дорожного движения для электросамокатов и разработать новые меры совместно с полицией и главами городов.
Во время прямой линии с Губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым, которая прошла пятого декабря, несколько местных жителей пожаловались на водителей электросамокатов. По словам кубанцев, они ездят по тротуарам на большой скорости и мешают прохожим.
Глава региона рассказал, что представители краевой администрации много раз предлагали приравнять средства индивидуальной мобильности (СИМ) к механическому транспорту, чтобы запретить им передвигаться по пешеходным зонам, но власти федерального уровня такие меры не поддерживают. По мнению Вениамина Кондратьева, закон на стороне самокатчиков, что дает им слишком много прав.
Заместитель главы региона Александр Руппель заметил, что на самом деле в Краснодарском крае уже установлены ограничения по мощности данных транспортных средств и скорости, с которой водителям СИМ разрешено передвигаться. Они также обязаны ездить в строго отведенных зонах, а не по всему тротуару.
Губернатор пообещал поручить полицейским строже следить за соблюдением установленных норм. Он добавил, что обсудит возможности усиления контроля за водителями электросамокатов с правоохранителями и главами городов региона.
Какие правила для электросамокатов могут ввести на Кубани
Вениамин Кондратьев справедливо отметил, что запретить самокатам ездить по пешеходным зонам без поддержки федеральных властей невозможно. Однако регионы и отдельные населенные пункты имеют право вводить локальные ограничения. В том числе они могут полностью запретить передвижение на СИМ. Первым в России городом, в котором власти пришли к такому решению, стал Благовещенск. Его мэр Олег Имамеев рассказал в соцсетях, что сначала представители администрации запретили передвигаться на СИМ только в центре города, но это не решило проблему. Бесконтрольное движение просто переместилось в другие районы, пояснил он.
По словам главы Благовещенска, почти все водители электросамокатов игнорируют Правила дорожного движения и создают опасные ситуации. Теперь за передвижение и даже размещение СИМ на территории города выписывают штрафы до ста тысяч рублей.
Однако большинство населенных пунктов не запрещают езду на электросамокатах, а ограничивают ее. В Москве на некоторых территориях нельзя пользоваться СИМ с 12:00 до 23:59. В других зонах столицы скорость этого транспорта ограничена пятью — пятнадцатью километрами в час, причем арендованные электросамокаты там замедляются автоматически. В Санкт-Петербурге тоже выделено тридцать шесть локаций, где запрещено ездить на СИМ прокатных сервисов. Еще в ста семидесяти пяти местах нельзя ехать быстрее пятнадцати километров в час.
Ограничения действуют и на территории Краснодарского края. В Геленджике еще с 2024 года запрещено ездить на электросамокатах по набережной, а в Сочи выделенных зон с запретом уже двадцать три. С 2025 года ограничения ввели и на федеральной территории Сириус. В Краснодаре на главных улицах города нельзя ехать быстрее двенадцати — пятнадцати километров в час, а в шести парках и двадцати семи скверах движение СИМ запрещено полностью.
По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, за девять месяцев 2025 года произошло 2,9 тысячи дорожно-транспортных происшествий с электросамокатами, что на двадцать четыре процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Нынешний год стал первым, когда количество аварий с СИМ пошло на спад. В Краснодаре за прошедшие одиннадцать месяцев не зафиксировано ни одной смерти в дорожно-транспортном происшествии с участием электросамокатов, рассказали в администрации города. В 2024 году в таких авариях на территории региона погибли четыре человека.
Для повышения безопасности в Краснодарском крае могут расширить количество зон, в которых нельзя передвигаться на самокатах быстрее определенной скорости или в целом. Однако за властями региона сохраняется право на полный запрет СИМ.
Что кубанцы думают о полном запрете СИМ
Несколько жителей Краснодарского края рассказали, что они думают о полном запрете электросамокатов. Большинство из них считают эту меру слишком радикальной и предлагают поменять способы регулирования движения СИМ, а не избавляться от этого транспорта.
Софья Машинцева из Анапы добирается до работы пешком. Она отметила, что из-за электросамокатов ей бывает страшно ходить в наушниках. Девушка пояснила, что водители СИМ, преимущественно школьники, проносятся мимо на огромной скорости, резко выскакивают из-за поворотов и петляют по пешеходным зонам, из-за чего прохожим приходится отпрыгивать в сторону. По мнению анапчанки, несовершеннолетним нужно полностью запретить пользоваться электросамокатами, потому что они склонны к рискованному поведению и не готовы к управлению транспортом, даже маломощным.
— В целом было бы круто, если бы ввели ограничения не по зоне, а по людям, которые смогут их взять. Например, только те, кто сдал на права,— добавила Софья Машинцева.
Краснодарец Антон Шильнов, который иногда пользуется электросамокатами сервисов, отметил, что СИМ очень удобны в пробках. Однако он добавил, что происшествия с этим транспортом происходят слишком часто. По его мнению, причина в том, что электросамокаты доступны всем, в том числе детям, пьяным водителям и людям, которые не знают базовые Правила дорожного движения.
— Если нет возможности обезопасить такой вид передвижения, то его запрет не станет большой потерей, как мне кажется,— считает молодой человек.
Жительница Краснодара Мария Гузеева высказала мнение по поводу СИМ как водитель автомобиля. Она полагает, что между машинами также происходит немало столкновений, но это не повод запрещать их полностью.
— Опасность представляет же не сам вид транспорта, а люди, которые пользуются этим транспортом. Неадекватные ездят по трое, сами получают травмы и прохожих травмируют,— пояснила она.
Среди опрошенных есть и те, кто выступает за полный запрет СИМ. Александр Болдырев из Усть-Лабинска высказался по поводу электросамокатов довольно радикально. Сам он считает, что многие согласятся с его словами.
— Чтобы самокатчики никого не напрягали, нужно менять всё. Как за ними следить, если их даже полиция не останавливает и документы не проверяет? Номеров нет, права не нужны — они и дальше будут нарушать. Нужно либо вводить огромные штрафы, либо вообще запретить это всё,— говорит Александр Болдырев.
Почему правила ужесточают
Новые меры контроля за движением СИМ разрабатывают и принимают, чтобы сократить количество аварий. В России сервисы электросамокатов появились в 2018 году, и правил для них тогда еще не было. Зато уже в 2019 году появилась первая статистика дорожно-транспортных происшествий с их участием. Тогда за год зафиксировали сто двадцать четыре аварии с электросамокатами. В 2023 году эта цифра выросла почти в двадцать два раза — до 3100 инцидентов. Именно тогда ввели определение СИМ и первые правила для них.
Закон определяет, какой транспорт считается СИМ, а также кто, где и с какой скоростью может на нем ездить. Главные правила появились первого марта 2023 года.
К средствам индивидуальной мобильности относится транспорт весом до тридцати пяти килограммов и мощностью до 250 ватт, обязательно с электромотором. При его наличии помимо самокатов в эту категорию попадают скейтборды, моноколеса, сегвеи, гироскутеры и ролики. Исключение — инвалидные коляски.
Максимальная разрешенная скорость для электросамокатов — двадцать пять километров в час. В некоторых зонах ездить на этом транспорте нужно еще медленнее, а где-то и вовсе запрещено. Передвигаться на СИМ разрешено по велодорожкам и тротуарам. Если такой возможности нет, водители электросамокатов могут ездить по правому краю дороги, где скоростное ограничение для автомобилей не превышает шестидесяти километров в час. Для передвижения по проезжей части электросамокаты обязательно должны быть оснащены звуковым сигналом, тормозами и фарами: белой впереди, оранжевыми или красными по бокам и красной сзади.
Для детей есть дополнительные ограничения. Управляющие самокатами до семи лет могут передвигаться только по тротуарам и велодорожкам в присутствии взрослых. Дети от семи до четырнадцати лет имеют право ездить самостоятельно, но тоже не по проезжей части.
Несмотря на уникальный статус СИМ, за нарушения Правил дорожного движения водителей этого транспорта продолжают наказывать по тем же статьям КоАП РФ, что и велосипедистов или пешеходов. Максимальная сумма штрафа по ним составляет 2500 рублей.
В апреле 2024 года группа сенаторов внесла в Госдуму России законопроект, который предусматривает штрафы специально для водителей электросамокатов. За езду в состоянии алкогольного опьянения и отказ проходить медосвидетельствование предполагается штраф от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, а за превышение скорости — от пятисот до трех тысяч рублей. За передвижение на одном электросамокате более одного человека предложили штрафовать на три тысячи рублей, а за перевозку детей — на пять тысяч рублей.
Законопроект приняли в первом чтении десятого июля 2024 года, но дальше он никуда не двинулся, рассказал заместитель председателя Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, сенатор Артем Шейкин в интервью ТАСС. Количество дорожно-транспортных происшествий тем временем продолжило расти. Если за 2023 год было зафиксировано 3100 происшествий, то за 2024 год — уже 4426 случаев. Эта цифра составила примерно 3,4 процента от всех дорожно-транспортных происшествий в России за тот год.
Артем Шейкин считает, что на водителях СИМ слишком мало ответственности, поэтому в закон нужно внести поправки. Он выразил надежду на то, что документ примут к весне 2026 года.
Что в итоге
Закон, который предполагает большие штрафы для водителей СИМ, может решить проблему их вседозволенности. По крайней мере, кубанцы согласны с московскими депутатами в том, что нужно решать не то, где можно ездить на электросамокатах, а кому. Однако такие глобальные перемены вправе инициировать только федеральные власти, а до этого момента региональным властям остается искать компромиссы с местными жителями. Представители администрации Краснодарского края могут увеличить число зон, где СИМ запрещено передвигаться, хотя бы в качестве временной меры, а также добиться соблюдения существующих правил. Штрафы за нарушения остаются небольшими, но получать их постоянно всё равно неприятно. Особенно это может сказаться на юных водителях, родители которых будут узнавать о проступках детей и платить за них.