Мороз, снег, гололедица, короткий световой день — всё это кардинально меняет условия на дороге. Управление машиной зимой требует не только осторожности, но и совершенно иного подхода, основанного на понимании физики движения на скользкой поверхности. Летняя манера езды отличается от зимней, с наступлением холодов следует сделать такой переход, ведь от этого зависит безопасность и безаварийность.
Подготовиться заранее
Позаботиться о безопасности на дороге зимой надо еще до начала непосредственно движения. Помимо обязательной смены резины с летней на зимнюю, необходимо обеспечить идеальную чистоту стекол и зеркал. Эти очевидные вещи могут спасти в случае, если, например, машину заляпает встречный большегруз, а времени на то, чтобы два-три раза очистить стекло, уже не будет, так как впереди все стоят.
Также надо проверить работу всех световых приборов. Особенно это касается противотуманных фар. Необходимо также проверить омывающую жидкость в бачках, убедиться, что используется ее незамерзающая разновидность. Также стоит проверить работу аккумуляторной батареи. На холоде ее емкость снижается, запуск двигателя требует больше энергии. Старые аккумуляторы быстрее теряют заряд. Из-за этого утром после сильных заморозков машина может не заводиться. Также к зиме стоит купить новые дворники (резинки).
До наступления морозов важно проверить работоспособность системы отопления. Для этого нужно запустить двигатель и включить подогрев на полную. Из вентиляционных отверстий должен идти горячий воздух, а заслонки — исправно работать, направляя поток на лобовое стекло, ноги или в салон.
Оба патрубка радиатора-отопителя под капотом должны быть горячими. Если после проверки замечены проблемы, такие как неравномерный нагрев воздуха, слабый поток воздуха, посторонние шумы в системе отопления, это верный сигнал, что надо обратиться к специалисту для диагностики и ремонта.
Вообще, автомобиль необходимо поддерживать в должном состоянии, чтобы он не давал сбоев в экстремальных зимних условиях.
Менять стиль
Психологический настрой водителя не менее важен. Средняя скорость движения в холодное время года неизбежно снижается, а дистанция до идущего впереди транспорта увеличивается. Следует заранее смириться с тем, что зимой поездка займет больше времени, планировать маршрут необходимо с запасом. Агрессивный стиль вождения с резкими маневрами и перестроениями недопустим и летом, а зимой это делать еще опаснее.
Техника управления автомобилем на льду и на укатанном снегу зиждется на трех китах: на плавности, предсказуемости, перманентной готовности к потере сцепления.
● Резкое нажатие на педаль газа, тормоза или поворот руля гарантированно приводят к заносу машины. Любое управляющее воздействие должно быть дозированным и постепенным. При резком нажатии на педаль газа колеса могут также забуксовать, а при резком тормозе — заблокироваться. Плавные и заблаговременные действия — основной принцип безопасного зимнего вождения.
● Дистанция до впереди движущегося автомобиля должна быть минимум в два раза больше, чем в летний период. В гололед тормозной путь увеличивается в три раза и больше. Дистанция, которая преодолевается за три секунды — пять секунд до идущей впереди машины, дает время среагировать и спокойно затормозить при возникновении опасности.
● Зимой необходимо постоянно оценивать сцепление с дорогой. Если при движении прямо руль становится «пустым», машина начинает чуть скользить или антиблокировочная система срабатывает слишком часто, это сигнал, что покрытие более скользкое, чем кажется. В этом случае надо обязательно снизить скорость и избежать сложных маневров.
● Необходимо периодически проверять сцепление с дорогой. Для этого надо представить, что перед вами внезапно выбежал пешеход. Не обязательно каждый день тормозить в пол, но если вы ни разу резко не тормозили зимой, то один раз попробовать стоит. Это заодно снимает вопросы об ограничении скорости. Проверять работу тормозов нужно так, чтобы не получить удар сзади, то есть делать это там, где такой эксперимент гарантированно не будет никому мешать.
Самый безопасный способ замедления зимой — это плавное отпускание педали газа и последовательное понижение передач на механической коробке переключения передач. Его еще называют торможением двигателем. Такой способ позволяет избежать блокировки колес, которая неизбежно происходит при резком нажатии на тормоз. Торможение двигателем особенно эффективно на спусках и перед поворотами: это позволяет держать машину стабильной даже на укатанном снегу.
Важно выбрать правильную передачу для движения. Старт на второй передаче помогает избежать пробуксовки.
Не паниковать
Даже при идеальном соблюдении правил может возникнуть занос или потеря управляемости автомобиля. Главное в такой ситуации — не поддаваться панике, а действовать четко.
1. Если произошел занос задней оси. На переднеприводном автомобиле надо плавно нажать на педаль газа и повернуть руль в сторону заноса. На заднеприводной машине нужно плавно сбросить газ и также вывернуть руль в сторону заноса. Ни в коем случае нельзя резко тормозить.
2. Снос передней оси (неповоротливость). Если машина не вписывается в поворот, а продолжает движение прямо, необходимо плавно сбросить подачу топлива в двигатель и немного уменьшить угол поворота колес, чтобы восстановить сцепление с дорогой.
3. Экстренное торможение. На машине без автоблокировочной системы (АБС) необходимо тормозить прерывистыми короткими нажатиями на педаль. Если автомобиль оснащен АБС, следует просто уверенно нажать на тормоз до упора — система сама предотвратит блокировку колес.
4. Всегда держать руль прямо, даже если автомобиль стоит перед светофором на повороте налево. Поворачивать следует в момент непосредственно поворота. Так, если в автомобиль въедут сзади, пока он стоит, машину кинет вперед, а не под колеса встречного автомобиля.
Действовать по погоде
Гололед — одно из самых опасных погодных условий для вождения. Обледенелая дорога существенно снижает сцепление шин с дорогой, увеличивает тормозной путь и делает автомобиль неустойчивым на поворотах. Тут даже небольшая ошибка может привести к дорожно-транспортному происшествию.
Снежная каша — это еще одно сложное покрытие для водителя. Она образуется при частичном таянии снега, когда снежный слой перемешивается с водой. Такое покрытие обладает низким сцеплением и нестабильной поверхностью, что создает дополнительные сложности для управления. Из-за неоднородности снежной каши и наличия колей автомобиль может «рыскать» из стороны в сторону, а на большой скорости снежная каша может действовать как «подушка», приводя к аквапланированию, когда шины теряют контакт с дорогой.
На дороге, заполненной грязью, увеличивается риск пробуксовки. Машина может уйти в неконтролируемое скольжение. Грязь может налипать на стекла, зеркала и фары, лишая водителя хорошей видимости. Поэтому рекомендуют возить в салоне тряпку или влажные салфетки, чтобы протирать зеркала и фары.
В случае, когда машина едет по трассе, а на дороге колея из снежной каши и при этом нужно перестроиться или совершить обгон, никогда не разрезать сразу оба «рельса» за один заход — только за два захода при перестроении (обгоне) и за два захода при перестроении обратно, выравнивая после каждого захода автомобиль на прямые колеса.
Зимой лучше вообще избегать полос с колеями. Если это сделать не получается, лучше ехать вне колеи: одно колесо между, а другое вне колеи. Это делается потому, что внутри чаще всего скапливается вода. То есть колея становится длинной и бесконечной лужей-льдом со всеми вытекающими последствиями.
Водить зимой часто приходится в условиях ограниченной видимости. Это может быть густой туман или метель. Постоянный контроль над скоростью и движение по правой полосе помогут минимизировать риски.
Приближаясь к месту вероятного появления пешеходов, зимой особенно важно тормозить заранее. Скорость снизится незаметно, но зато значительно сократится время, необходимое на действия в экстренной ситуации.
В холодное время года парковать машину лучше в безопасном месте, там, где кто-то не заденет ее при маневре, заносе и прочих зимних неожиданностях. Стоит убедиться, что сверху не прилетит сосулька. Лучше найти парковку чуть дальше, чем помешать проезду других машин или, что еще хуже, спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Кого-то может просто занести на скользкой дороге — и он повредит вашу машину.
Что важно знать новичку
Езда зимой на машине для начинающих водителей, пожалуй, самое сложное испытание. Несколько советов по вождению зимой для новичков.
● Обязательно подготовить автомобиль к зиме: проверить жидкости — антифриз, моторное масло и «незамерзайку», состояние аккумулятора и отопительной системы, заменить летнюю резину на зимнюю.
● Соблюдать основные правила поведения на зимней дороге: двигаться медленнее, чем обычно, без резких движений, соблюдать дистанцию.
● Проверять прогноз погоды перед выездом, для экстренных ситуаций лучше запастись в машине тряпками, несколькими литрами воды, лопатой и тросом.
● В случае заноса поворачивать руль только в направлении заноса, управлять газом в зависимости от привода автомобиля.
Зимняя дорога не прощает ошибок, но и не является непреодолимым препятствием. Спокойствие, прогнозируемая манера езды, понимание законов физики позволяют уверенно чувствовать себя за рулем даже в самые сложные моменты разгула стихии.