С начала года по данным МВД кибермошенниками украдено у россиян более 120 миллиардов рублей. Значительная часть преступлений совершена при посредничестве несовершеннолетних дропперов.
Об остроте проблемы дропперства можно судить уже по оперативности принятия законов, ужесточающих ответственность. С 5 июля вступил в силу закон об уголовной ответственности для дропперов. И согласно статье 187 УК РФ уголовная ответственность наступает с 16 лет. Первые несовершеннолетние любители «легких» денег уже узнали, что такое допрос, очная ставка, ограничение свободы, и скоро познакомятся со скамьей подсудимых. Но, как и любая глобальная проблема, дропперство не решается исключительно силовыми методами. Главная и основная составляющая успешной борьбы с таким явлением — финансовое и правовое просвещение.
Простыми словами
Для начала надо определиться, кто такие дропперы и какова их роль в преступлении. Если кратко, дроппер — это человек, чью банковскую карту используют для обналичивания и перевода преступных средств. Эти схемы называются «дропперскими» или «дроппингом».
Роль дропперов состоит в том, чтобы скрыть следы мошенников, усложнить отслеживание операций и помочь выводить деньги. По сути, это посредники, которых очень часто используют вслепую, что, впрочем, не избавляет от ответственности.
В зависимости от схемы дроппер может принимать деньги на карту, а затем переводить их дальше по цепочке на другие счета. А также обналичивать поступившие средства и передавать их дальше или предоставлять мошенникам доступ к своей карте, интернет-банку, реквизитам. Цель же у всех этих манипуляций одна — максимально замаскировать путь похищенных денег, чтобы затруднить раскрытие преступления. И, естественно, дропперы рассматриваются мошенниками как расходный материал.
К сожалению, именно молодые люди становятся частыми жертвами таких мошеннических схем. Причины могут быть разными. Например, многие подростки не до конца понимают, что означает — участвовать в криминальных схемах и какие это имеет последствия. Им кажется, что это легкий способ заработать деньги.
Студенты, школьники и ребята из малообеспеченных семей часто находятся в поисках быстрой финансовой поддержки. А мошенники тут как тут: заманивают новичков через соцсети, мессенджеры и доски объявлений, обещая большие деньги за простые действия: оформить карту, получить — перевести деньги, забрать свой процент.
Вербовка подростков в схемы дроппинга — еще одна сторона «медали». Помимо обещаний быстрых денег вербовщики нередко используют психологические приемы давления: манипулируют чувством тревоги («если не поможешь, случится беда с твоими близкими»); вовлекают в кажущиеся безобидными игры или задания, которые на деле оказываются нарушениями закона, а потом шантажируют и так далее.
Общество и семья должны работать вместе, чтобы помочь подросткам осознанно подходить к вопросам безопасности, финансовой ответственности и противостоять вербовке мошеннических схем.
Если бы молодость знала
На 120 процентов с начала года выросло число пострадавших от кибермошенников детей, сообщили в МВД. Вывод напрашивается сам собой: школы, колледжи и вузы должны стать центрами финансовой грамотности.
По своей природе дети и подростки более доверчивы. Ни цифровизация, ни прогресс на это повлиять не могут. И многие схемы мошенников по вовлечению несовершеннолетних в дропперство строятся именно на этом очень человеческом чувстве.
— Жизненно необходимо постоянно объяснять детям, что мошенники весьма изобретательны, и рассматривают всех, и тебя, ребенка, только как расходный материал. Наши занятия проходят в игровой форме на реальных жизненных примерах. Поэтому ребята активно вовлекаются в процесс и тут же начинают вспоминать какие-то случаи с их знакомыми или родственниками, объяснять друг другу, как надо было поступить, и так далее. По своему опыту скажу, что дети тянутся к финансовой грамотности, им это интересно. Ведь 70 процентов юных дропперов до последнего не понимают, что участвуют в преступлении. Здесь помогут только знания, — комментирует Алла Храпунова, директор АНО ЦФГ «Свои финансы» и ключевой эксперт проекта «ДропСтоп», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов в Краснодарском крае.
— Один из сценариев: к ребенку подходит бабушка, пожилой человек или женщина. Реже — мужчина, но и он обязательно должен вызывать либо сострадание, либо доверие. Просьба, на первый взгляд, невинная: мол, карта банковская заблокировалась, а внук-сын-друг должен деньги перевести на срочное и, как правило, хорошее дело — помоги, прими на свою карту, а я тебе за помощь 500 — 1000 рублей дам, — объясняет эксперт АНО ЦФГ «Свои финансы» Екатерина Булах. — Когда мы на уроках проекта «ДропСтоп» приводим этот пример детям, как правило, повисает пауза, а потом следует вопрос: «А что же делать, ведь бабушке надо помочь?». Если и надо, то не своей картой, а сопроводить ее в ближайшее отделение банка. Там точно помогут, если «бабушка» захочет туда дойти, что вряд ли. Таким образом, на конкретных примерах, удается донести основы финансовой безопасности до детей. Для нас это значит, что уже меньше подростков станет жертвами мошенников.
Мне ничего не будет — я маленький
Говорить, что дети становятся дропперами исключительно по наивности неверно. Определенная часть молодежи идет на этот шаг вполне осознанно, с уверенностью, что возраст послужит защитой от наказания за «шалость»: ведь никого не убил, не покалечил, ничего не украл. Такая позиция основана исключительно на правовой безграмотности.
— Когда на уроках проекта «ДропСтоп» детям начинаешь объяснять, что за любое преступление есть наказание, то поначалу не все воспринимают это всерьез. То, что за дропперство в колонию не отправят четырнадцатилетнего подростка, они прекрасно знают. Но когда им объясняешь реальные последствия, настрой быстро меняется, — говорит эксперт АНО ЦФГ «Свои финансы» Денис Головков. — Действительно, до 16 лет дроппер рискует только постановкой на учет в полицию, что, кстати, закрывает многие двери в будущем при выборе профессии. Но самым неприятным сюрпризом станет обязанность возместить все украденные при помощи ребенка деньги. А это нередко миллионы рублей. А то, что с 16 лет их могут привлечь к уголовной ответственности, и вовсе становится для них неожиданностью. Кстати, слоган «Быстрые деньги — долгие сроки» придумали сами дети на одном из наших уроков.
Не пугаем — предупреждаем
Приведем несколько реальных примеров уголовных дел и ситуаций, связанных с дропперством среди подростков, чтобы лучше понять масштабы проблемы и ее последствия.
В этом году Шестандцатилетняя школьница из Красноярского края увидела в соцсети объявление о простой удаленной работе с обещанием легких денег. Ей предложили оформить банковскую карту и принимать на нее деньги, а затем переводить суммы на другие реквизиты. За оказанные услуги она получала небольшой процент, около 1600 рублей. В этот момент пострадавшая от мошенников жительница Красноярска обратилась в полицию, выяснилось, что ее украденные с помощью мошенников деньги поступили именно на счет подростка. В результате девочка стала подозреваемой по уголовному делу, ей грозит до трех лет лишения свободы.
Случай из 2023 года в свое время взорвал новостные ленты. Несколько десятков подростков из Владимира оказались вовлечены в схему хищения 30 миллионов рублей. На детей выходили через знакомых с предложениями принять и перевести крупные суммы на свои банковские карты. Одних убеждали в «выигрыше» или наследстве, которые нельзя получить из-за банковских лимитов, другим обещали вознаграждение. Деньги приходили из-за рубежа (например, из Казахстана), но затем платежи отзывались, в результате чего на счетах подростков образовывались многомиллионные технические задолженности. Банк выставил к возмещению суммы родителям несовершеннолетних, а суд подтвердил ответственность родителей за действия детей.
А в Каменске-Уральском подростков и студентов заставляли выступать дропперами, угрожая насилием. Двух девушек даже похитили и издевались над ними на автомойке, чтобы заставить сотрудничать. Многие подростки сдались под давлением, продавая свои банковские карты для дальнейших операций мошенников. После скандала юристы стали активно помогать пострадавшим, а жители города рассказывают о массовом вовлечении молодежи в подобные преступные схемы.
Реальные дела показывают, что подростков активно вербуют в дропперские схемы, обещая им быстрые деньги, но последствия могут быть катастрофическими — от уголовного преследования до финансовых долгов. Закон суров и не помилует за помощь мошенникам, даже если подросток не знал, что стал соучастником преступления.