Статистические данные по количеству погибших в дорожно-транспортных происшествий за 2024 год представило МВД: из-за автомобильных аварий в стране произошло больше 14,4 тысячи смертей. Лидером в печальном списке стал Краснодарский край – 789 смертельных случаев. С января по май 2025 года в стране зафиксировано 44,4 тысячи дорожно-транспортных происшествий. Это на 0,7 процента больше, чем за аналогичный период 2024 год. Количество погибших составило 4,6 тысячи человек, число раненых — 55,7 тысячи человек. В Краснодарском крае в период с января по май 2025 года произошла 1041 авария, в которых погибли 160 человек, еще 1274 получили травмы различной степени тяжести. При этом большинство решений по обеспечению безопасности на дорогах пока принимается точечно — установка и включение светофоров, искусственных дорожных неровностей, оборудование новых пешеходных переходов, успокоение трафика тому подобное. Из наболевших вопросов — снижение не подлежащего штрафу порога превышения скорости с двадцати до десяти километров в час и ограничение скорости по умолчанию в населенных пунктах с шестидесяти до пятидесяти километров в час, которое в отличие от России уже принято в большинстве стран. Тем более, что для того чтобы почувствовать себя настоящим гонщиком и насладиться скоростью, не надо рисковать своей и чужой жизнью на трассе. Это легко сделать на «Сириус Автодроме» — единственном в России гоночном треке, который с 2014 по 2021 годы принимал гонки «Формулы-1». О том, как стать Шумахером без вреда для здоровья и что самое опасное при езде за рулем, узнавала наш корреспондент.
Сначала теория, потом практика
Еще недавно над Олимпийским парком федеральной территории Сириус можно было услышать рев гоночных болидов «Формулы-1». Сегодня по единственному в России треку несутся любители скорости и экстрима. Вот уже несколько лет на «Сириус Автодроме» открыта школа гонщиков. Здесь опытные инструкторы проводят индивидуальные занятия с теми, кто хочет повысить мастерство пилотирования. Программа обучения разделена на базовую и продвинутую. Сначала профессиональный пилот объясняет теоретическую часть, а затем помогает отрабатывать полученные знания на треке. Продвинутый блок позволяет водителю под руководством инструктора подготовиться к настоящим соревнованиям на треке. Практические занятия проходят на автомобилях Toyota GR86 и BMW M3 Performance.
— Трасса позволяет не отвлекаться на встречное движение, отработать идеальные траектории поворотов, а имеющиеся ограничения трека, связанные с обеспечением спортивной безопасности, нестандартные для дорог общего пользования, требуют собранности и внимания. Малое кольцо имеет протяженность на 2312 метров и 10 поворотов, сертификат РАФ 1 категории. Безопасность на всем протяжении трека обеспечивается защитными конструкциями Tech Prо, мобильными защитными ограждениями Geobrugg, службой маршалов и центром управления гонками, оснащенным современными специализированными системами наружного наблюдения и телеметрических данных. Более широкая аудитория может воспользоваться гоночным мастер-классом — инструкторы в его процессе дадут рекомендации по управлению спорткарами, — объясняют на «Сириус Автодроме».
На трассе нас встречает симпатичная девушка. Это Алена Уханова. Инструктор, а еще – призер Краснодарского края в различных видах гонок и ралли.
— Первый раз на автодроме? – улыбается Алена.
— А вы? – шутим в ответ.
— Это, пожалуй, самый частый вопрос, который мне задают, — смеется наш инструктор.
Со спортивными машинами Алена познакомилась еще в детстве. Признается, отец был поклонником спорткаров – брал маленькую дочку с собой в магазин за хлебом, катал. Возможно поэтому, став взрослой, получив права, Алена тоже купила себе спортивную машину и реализовала давнюю мечту – приняла участие в автогонках.
— Первая гонка была горная – заезд на Ахун. Тогда не смогла доехать до финала, сошла с трассы из-за поломки машины. Но неудача меня не остановила. Побывала на первых гонках «Формулы-1» в Сочи как зритель. А буквально через несколько дней объявили кольцевую гонку по треку автодрома. Собралось более сотни машин, день был ненастным, 20 участников сошли с дистанции, а я пришла второй, — признается Алена Уханова.
Безопасность важней всего
Сегодня призер гонок различного уровня Краснодарского края Алена Уханова работает инструктором на «Сириус Автодроме». Говорит, в самом начале было непривычно. Как можно доверить кому-то машину, а самому сидеть рядом? Помогла специальная подготовка. Некоторые ее ученики уже сами участвуют в гонках.
— Первое, что делают инструкторы, придя на автодром, проверяют состояние машины – шины, давление в колесах, уровень масла, наличие подтеков жидкостей и так далее. Самое главное – это безопасность. Это мы и объясняем нашим ученикам на занятиях. Во время езды по треку можно заметить много ошибок, которые люди потом делают на дорогах города. Например, резко выворачивают руль, когда едут по мокрому асфальту или постоянно «бросают» тормоза. Объясняем, что так делать не стоит, — рассказывает инструктор «Сириус Автодрома» Алена Уханова.
Основное правило для того, чтобы попасть на занятия на «Сириус Автодроме» – год водительского стажа. Притом, что женщин-гонщиц в России не много, а в Краснодарском крае Алена вообще — одна, на занятия на автодром приходят не только представители сильного пола, но и прекрасного. И водят они, вопреки общему мнению, не хуже мужчин.
— Конечно, мужчины – более подготовлены к гонкам, многие из них «ездили» по треку во время игры в компьютерные игры или на каких-то симуляторах. Но девушки водят не хуже, бывает, что и быстрее мужчин. И делают это более аккуратно, — говорит Алена.
По треку инструктор каждый день «проезжает» 200 — 400 километров.
— Вождение не надоедает? По городу ездите или только на трассе?
— Больше всего расстраивают пробки. В Сочи это часто случается. Многие приезжие водители привыкли водить автомобиль по равнине, и не имеют опыта вождения по серпантину. К тому же, не все водители соблюдают ПДД. Это отчасти дополняет чрезмерный дорожный трафик в летние месяцы. Вот и возникают пробки. Поэтому советую всем для передвижения по Сочи пользоваться электричками. Сама из центра города на «Сириус Автодром» добираюсь на «Ласточках». И, конечно, не нравится, когда не соблюдают скоростной режим, и это касается не только его превышения, но и движения по полосам, — признается Алена Уханова.
— Как инструктор какие ошибки замечаете во время езды по городу, что делать, чтобы вождение было безопасным?
— Не буду говорить о необходимости знать правила дорожного движения и соблюдать их. Конечно, многое приходит с опытом. Но самое главное за рулем быть внимательным. Очень часто вижу, как люди смотрят не на дорогу, а отвлекаются на телефон. Делать этого категорически нельзя.
— Многие не используют ремни безопасности…
— Пристегиваться необходимо. И не потому, что это по правилам, а потому, что если не пристегнуться, то риск травматизма, даже при незначительных аварийных ситуациях, возрастает в разы, а также в случае столкновения еще и могут просто не сработать подушки безопасности. А еще необходимо следить за техническим состоянием автомобиля, особенно за тем, как работают тормоза. Важно помнить, что управление автомобилем это не только риски для здоровья водителя, но и для его пассажиров, а также других участников дорожного движения, — отвечает инструктор.
Мастер-класс с гонщицей длится буквально 15 минут. По треку машина несется со скоростью до двухсот километров в час. Признаемся, после окончания урока, немного трясутся ноги.
— Алена, а вам не страшно?
— Мне кажется, после гонки чувствуешь настоящее счастье, адреналин. Главное, делать это на специально подготовленных трассах, безопасно для себя и окружающих, не устраивать гонки в городских условиях и соблюдать скоростной режим, — говорит призер гонок различного уровня Краснодарского края Алена Уханова.
Тем более что отточить навыки безопасного вождения на Черноморском побережье можно даже самостоятельно, было бы желание. Специально для этого на «Сириус Автодроме» организуют трек-дни, во время которых все желающие могут проехать по гоночной трассе без ограничений скорости. Это поможет не только протестировать автомобиль, но и прокачать собственные умения, а еще ненадолго самому стать Шумахером.
Также в главной трибуне «Сириус Автодрома» размещена мини-трасса для заездов радиоуправляемых моделей машин, где дети под руководством инструктора, в том числе могут в игровой форме познакомиться с правилами дорожного движения. Здесь же работают автосимуляторы, позволяющие провести тренировку в виртуальной реальности на гоночной трассе, почувствовать управление автомобилем и осознать свои точки роста.
А тем временем
Качество российских автошкол будут оценивать по числу аварий у их выпускников. Государственная Дума уже приняла соответствующий документ в первом чтении. Поправки будут внесены в закон «О безопасности дорожного движения». Согласно документу МВД разработает для автошкол перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности. Ранее премьер-министр России Михаил Мишустин объяснил, что при формировании рейтинга будут учитываться итоги сдачи экзаменов обучающихся, а также аварийные ситуации, в которых те оказались. Данные планируется размещать на специальном ресурсе, который будет регулярно обновляться и будет в открытом доступе. Россияне смогут узнать подробности об автошколах и оставлять отзывы о своем обучении.