Почему рак поджелудочной остается одним из самых опасных заболеваний, рассказывает онколог краснодарского Клинического онкологического диспансера №1 Давид Сичинава.
— Рак поджелудочной железы — один из самых смертоносных видов рака. Чем рак поджелудочной железы отличается от других онкологических заболеваний?
— Злокачественные новообразования в поджелудочной железе можно разделить на рак поджелудочной железы и нейроэндокринные опухоли. Нейроэндокринная опухоль поджелудочной железы — это новообразование, которое возникает из нейроэндокринных клеток, расположенных в поджелудочной железе, и может протекать относительно благополучно. А вот рак поджелудочной железы происходит из эпителия железистой ткани или протоков органа. Это разные заболевания, которые по-разному лечатся и развиваются. Рак поджелудочной железы отличается крайне неблагоприятным прогнозом и тяжелым течением: он очень быстро прогрессирует.
Злокачественная опухоль поджелудочной железы по частоте среди прочих онкологических заболеваний у взрослых занимает шестое место.
— С чем же связана такая агрессивность опухоли?
— Опухоль отличается очень низкой васкуляризацией, то есть в ней мало сосудов, а ткани вокруг очень плотные. Также строение клеток опухоли предполагает большое количество мутаций, в результате чего появляются очень агрессивные формы. Клетки быстро делятся и быстро дают метастазы.
Кроме того, анатомическое расположение органа затрудняет диагностику ранних стадий. Только у пятнадцати — двадцати процентов пациентов возможно хирургическое вмешательство, так как в большинстве случаев заболевание выявляется в запущенном состоянии.
Агрессивное биологическое поведение опухоли, характеризующееся ранним метастазированием. Отдаленные метастазы выявляются у более чем пятидесяти процентов пациентов на момент установления диагноза или диагностируются в ближайшее время после радикального хирургического вмешательства.
Именно эти аспекты делают опухоль устойчивой ко многим противоопухолевым препаратам.
— В чем причина возникновения этого страшного недуга?
— Существуют факторы риска, которые провоцируют развитие опухолей поджелудочной железы. Основные из них следующие.
● Сахарный диабет: по неизвестным причинам риск заболевания повышен у людей, страдающих сахарным диабетом второго типа, риски у больных диабетом первого типа не изучены.
● Желчнокаменная болезнь.
● Хронический панкреатит. Риск особенно высок у курильщиков, однако далеко не у всех людей хроническое воспаление в ткани поджелудочной приводит к развитию опухоли.
● Цирроз печени. Есть некоторые доказательства того, что это заболевание становится причиной рака поджелудочной железы.
● Некоторые наследственные факторы: случаи карциномы поджелудочной железы в семье, мутация в гене BRCA2, синдром Линча, синдром множественных диспластических невусов, ассоциированных с меланомой.
● Табакокурение — один из основных факторов риска. Известно, что около двадцати — тридцати процентов случаев связано с курением сигарет, трубок, сигар.
● Частое употребление алкоголя. Прямая причинно-следственная связь между приемом алкоголя и раком поджелудочной железы не установлена, но известно, что при частом употреблении спиртного повышается риск хронического панкреатита, цирроза — заболеваний, которые в свою очередь являются факторами риска.
● Избыточная масса тела. Установлено, что у тучных людей риск повышен на двадцать процентов, особенно высокую угрозу представляет избыточное отложение жира в области живота, даже если у человека нормальный вес.
● Возраст старше шестидесяти — шестидесяти пяти лет. Почти всем больным больше сорока пяти лет, две трети — старше шестидесяти пяти лет, чаще всего заболевание обнаруживают у людей старше семидесяти лет.
Кисты и аденомы поджелудочной железы считаются предраковыми заболеваниями.
— Как распознать болезнь в начале ее развития?
— Коварство рака поджелудочной железы заключается в том, что начальные стадии болезни протекают практически бессимптомно. Нет сильных болей и явных проявлений каких-либо отклонений в состоянии здоровья, дискомфорта. Стоит насторожиться и немедленно нанести визит врачу при появлении следующих симптомов: болей в области живота, отдающих в спину, усиливающихся при изменении положения тела; желтушности кожных покровов; резкого снижения массы тела; потери аппетита; тошноты и рвотных позывов, головокружения, жидкого стула, слабости без видимой причины.
— Существуют ли в арсенале онкологов препараты для защиты организма? Как лечат рак поджелудочной железы?
— Основным методом лечения метастатического рака поджелудочной железы продолжает оставаться химиотерапия. Этот метод направлен на уничтожение быстроделящихся клеток, в первую очередь опухолевых. При раке поджелудочной железы применяются специально разработанные режимы интенсивной химиотерапии.
— А почему просто не удалить опухоль?
— Микрометастазы возникают на очень раннем этапе развития опухоли, и почти у восьмидесяти процентов пациентов, которые радикально прооперированы, они прогрессируют.
Микрометастазы — это единичные клетки размером менее одного миллиметра, их не видят современные методы обследования: недостаточно разрешающей способности. Мы можем удалить опухоль, но эти метастазы уже поразили другие органы. Технически удалить все метастазы невозможно, поэтому после операции по удалению опухоли поджелудочной железы мы всё равно проводим химиотерапию.
— То есть химиотерапия вышла на новый уровень, случился какой-то существенный прорыв в этом направлении?
— Не совсем так. Лекарства для химиотерапии использовались и раньше, но новая комбинация оказалась значительно эффективнее, потому что появились методы поддержки пациентов. Это очень агрессивная схема лечения, раньше люди просто не могли ее переносить из-за плохого самочувствия. Сейчас, когда есть система вспомогательной, поддерживающей терапии и это стало обязательным компонентом лечения, произошли качественные изменения.
— Есть сегодня какие-то технологии, которые вам кажутся особенно перспективными в лечении рака поджелудочной железы и рака в целом?
— Есть мечта о том, что человек, заболевший раком любой локализации, примет таблетки и всё пройдет, но, к сожалению, перспектива эта пока туманна и маловероятна в ближайшие, думаю, лет пятьдесят. Но всё равно многое меняется на глазах. Большие надежды связывают с применением прецизионной онкологии, молекулярно-таргетного лечения, то есть точно направленного на поврежденные гены или патологические белки. Иммунотерапия произвела революцию в лекарственном лечении некоторых опухолей. Например, абсолютно смертельная болезнь — метастатическая меланома — стала не только эффективно лечиться, но и полностью излечиваться, чего раньше не было никогда. Предполагалось, что для других видов рака иммунотерапия тоже будет эффективна, но, к сожалению, для рака поджелудочной железы и ряда других раков это не подтвердилось.
Сейчас появляется много новых методов, которые сложно было представить раньше. Например, создание лекарств, блокирующих опухолевые сигнальные пути, независимо от локализации опухоли. Разрабатываются противоопухолевые вакцины, когда берется ткань опухоли и в лаборатории выращиваются нацеленные на нее иммунные клетки или создаются антитела, которые вводят в организм — там они убивают опухоль или парализуют ее деятельность. Это всё индивидуальное лечение для конкретного человека, потому что все опухоли разные.
— А как лечатся опухоли, которые имеют наследственный характер?
— Из десяти пациентов с раком поджелудочной железы только один будет иметь наследственную форму этого заболевания. ДНК содержит всю генетическую информацию. Она может повреждаться в процессе жизнедеятельности клетки, в том числе разрываться. У всех клеток, как нормальных, так и опухолевых, есть система репарации, то есть восстановления повреждений.
Способы восстановления ДНК, в том числе нормально функционирующие, кодируются генами, в частности BRCA1 и BRCA2. При мутации в них эффективный механизм «ремонта» ДНК перестает работать и опухоль старается эти повреждения убрать другими средствами, но это приводит к накоплению различных мелких повреждений. И такие опухоли отличаются особенностями клинического течения, в частности они очень чувствительны к химиопрепаратам платины, которые тоже повреждают ДНК.
Поэтому при лечении наследственного вида рака мы применяем таргетные препараты — ингибиторы, которые блокируют альтернативный путь репарации в ДНК опухоли, не позволяя ей развиваться. Такой подход высокоэффективен, но только при раке поджелудочной железы с этими мутациями.
— Что вы посоветуете нашим читателям?
— Есть несколько достаточно простых советов. Во-первых, нужно снизить риск развития рака, то есть контролировать вес, отказаться от вредных привычек. Злоупотребление алкоголем, курение, низкая физическая активность и нездоровый образ жизни увеличивают риск развития рака поджелудочной железы.
Если вы заметили минимальные симптомы дискомфорта в области живота, не откладывайте визит к врачу. Ультразвуковое исследование поможет выявить патологию на ранней стадии. Если у вас есть хронический панкреатит, это знак, что риски у вас выше, чем у здорового человека, и за состоянием поджелудочной надо следить особенно тщательно.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста