По данным ГИБДД, за прошлый год в России произошло 116190 дорожно-транспортных происшествий, из них около пятнадцати процентов всех тяжелых аварий случились по вине уставших водителей.
Усталость за рулем — одна из ключевых причин тяжелых дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России. По данным экспертов, переутомление водителя снижает концентрацию внимания и скорость реакции, что в критической ситуации может приводить к фатальным последствиям. Проблема остается актуальной, особенно в регионах с высокой транспортной нагрузкой, таких как Краснодарский край.
Статичная статистика
Уже на протяжении нескольких лет статистические данные по «усталым» авариям сохраняются примерно одинаковыми. В 2024 году наиболее опасными признаны дальние перевозки: до сорока процентов аварий с участием грузовиков связано с переутомлением. Далее следуют ночные поездки, когда риск ДТП возрастает в три раза по сравнению с дневным временем. В случаях же, когда водитель находится за рулем в темное время суток более четырех часов без перерыва, вероятность ошибки увеличивается вдвое.
Краснодарский край в числе лидеров в количестве аварий, связанных с усталостью водителей. Это вполне объяснимо, если учитывать кратное увеличение транспортного потока в курортный сезон, когда сотни тысяч туристов устремляются к азово-черноморскому побережью. Как следствие, основные трассы (М4 «Дон», А290 и др.) перегружены, что увеличивает время в пути и степень усталости; в июле — августе время проезда по некоторым участкам увеличивается в два — три раза, что приводит к переутомлению.
Еще один фактор — жара до тридцати пяти градусов и выше, ускоряющая обезвоживание и снижающая концентрацию.
Природу не обманешь
Усталость — это не просто сонливость, а комплексное состояние. Известно, что время реакции уставшего водителя увеличивается с 0,5—1 секунды до 2—3 секунд. То есть при скорости девяносто километров в час это означает, что тормозной путь увеличивается на двадцать пять — пятьдесят метров.
После четырех часов непрерывного вождения внимание падает как минимум на треть. Водитель хуже замечает пешеходов, знаки и изменения дорожной обстановки.
Проблема «усталых» аварий стоит настолько остро, что изучением всех аспектов, которые ведут к трагическим финалам на дороге, занимаются ученые в нескольких областях, включая такие категории, как возраст и пол.
Достоверно доказано, что молодые водители, от восемнадцати до двадцати пяти лет, чаще переоценивают свои силы и реже делают перерывы, что ставит их на первое место в рейтинге риска аварий из-за усталости за рулем. Водители тридцати — пятидесяти лет лучше контролируют себя, но дольше восстанавливаются. А пожилые, старше шестидесяти, быстрее утомляются, но реже рискуют ехать без отдыха. То есть жизненный опыт заставляет людей адекватно оценивать свои силы и возможности.
В гендерном исследовании сильная половина проиграла: мужчины чаще попадают в ДТП из-за усталости, так как склонны ехать без остановок. Женщины спокойнее относятся ко времени и делают перерывы через меньшие промежутки, но сильнее подвержены стрессу в пробках. Впрочем, в случае нервного напряжения дамы предпочитают остановиться и успокоиться, в то время как многие мужчины снимают стресс скоростной ездой, что опять же ведет к ДТП.
Моргнул — уснул
Но снижение внимания и скорости реакции — это еще не самые опасные последствия усталости. Наиболее тяжелые ДТП происходят, когда водитель полностью теряет контроль над машиной, и это зачастую происходит из-за микросна, в который человек может впадать при перенапряжении.
Что такое микросон? Это кратковременное непроизвольное отключение сознания, длящееся от доли секунды до полуминуты. В этот момент мозг человека буквально отключается, несмотря на открытые глаза. Это состояние возникает из-за сильного переутомления, когда организм пытается компенсировать нехватку сна даже против воли человека.
Когда водитель впадает в микросон, он теряет контроль над автомобилем, перестает замечать дорожные знаки, светофоры, других участников движения, может резко выехать на встречную полосу или съехать в кювет. Даже одна-две секунды «отключки» при скорости девяносто километров в час равняются 25—50 метрам слепого движения. К тому же после микросна человек не сразу понимает, что произошло, и может запаниковать, резко дернуть руль. И самое важное, что микросон сам не пройдет: если водитель не остановился на отдых, через пять — десять минут приступ может повториться. Как распознать приближение микросна? Перед эпизодом микросна обычно появляются предупредительные сигналы: непреодолимая зевота, тяжесть век, глаза закрываются сами, взгляд «залипает» в одну точку, пропадает боковое зрение, появляются провалы в памяти, например водитель не помнит, как проехал последние несколько километров, резкие подергивания головы — так тело пытается себя разбудить. Если вы почувствовали хоть один из признаков, немедленно остановитесь, даже если вам до финишной черты осталась пара километров. Не надейтесь перетерпеть микросон: это физиологическая реакция, с которой нельзя бороться силой воли. Поспите пятнадцать — двадцать минут: это лучше, чем кофе или энергетики. Если нет возможности спать, умойтесь холодной водой, сделайте легкую разминку.
Помните: микросон — это не просто «задремал», а кратковременное отключение мозга, которое может привести к катастрофе.
Делай так
Рекомендации по безопасному вождению при усталости очень просты и столь же эффективны. Планируйте поездку: разбивайте маршрут на отрезки по два-три часа с остановками. Избегайте ночных поездок, если не выспались. Контролируйте состояние и прислушивайтесь к мнениям своих пассажиров: все-таки вы несете за них ответственность.
Что касается кофе, то доказано, что за день его можно выпить не более двух чашек, иначе последействие ухудшит состояние. Пейте воду и пореже включайте круиз-контроль, чтобы держать ситуацию под контролем и не расслабляться.
Усталость за рулем — скрытая, но смертельно опасная угроза. В 2024 году тысячи аварий в России произошли именно из-за переутомления водителей, особенно в Краснодарском крае, где летний трафик и жара усугубляют проблему. Главное правило: если вы заметили, что устаете, остановитесь и отдохните. Лучше опоздать, чем не доехать.
Вопрос — ответ
Алексей Головин, водитель с двадцатилетним стажем
— Недавно меня остановил сотрудник ГАИ, сказал, что у меня уставший вид, и порекомендовал отдохнуть с полчаса, что я и сделал. Является ли нарушением вождение автомобиля с признаками усталости, как это определяют сотрудники ГАИ и могут ли они наказать водителя за это нарушение?
— Эта ситуация регулируется пунктом 2.7 ПДД РФ, где прямо запрещено управлять транспортным средством «в утомленном или болезненном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения». Прямых приборов, как, например, алкотестер для алкоголя, для измерения усталости нет, но инспектор может обратить внимание на внешние признаки: на красные глаза, замедленную реакцию, зевоту, рассеянность, на поведение за рулем — неуверенное движение, нарушение траектории, резкие торможения, на жалобы самого водителя, например если он признаётся, что плохо себя чувствует. Таким образом, сотрудник ГИБДД не может сразу выписать штраф за уставший вид, но вправе рекомендовать остановиться. Если водитель откажется и продолжит движение в опасном состоянии, его могут привлечь к ответственности.
Дмитрий Большаков, водитель автобуса
— Водитель уснул за рулем и попал в ДТП. Получит ли он компенсацию затрат на ремонт автомобиля по ОСАГО?
— Если водитель уснул за рулем и стал виновником ДТП, страховая компания по ОСАГО покроет ущерб другим пострадавшим участникам аварии, но не компенсирует ремонт его собственного автомобиля. По ОСАГО страхуется не автомобиль, а только ответственность перед другими участниками ДТП, то есть ремонтировать свою машину виновнику аварии придется за свой счет или по каско, если оно есть. В то же время многие страховые компании оформляют в договорах каско засыпание за рулем как исключение и отказывают в выплатах. Так что лучше отдохнуть и не рисковать.
Елена Косенко, водитель со стажем три года
— Помогают ли энергетические напитки избавиться от усталости и какие негативные последствия они могут иметь для водителя при длительных поездках?
— Кратковременный эффект есть. Кофеин, таурин и сахар временно повышают бодрость, концентрацию и реакцию. Но всё же это больше иллюзия. Энергетики не устраняют саму усталость, а лишь маскируют ее. Когда через один — три часа их действие заканчивается, усталость накатывает сильнее, возможен резкий спад активности и даже внезапное засыпание за рулем — микросон.
Есть и другие опасности энергетиков:
— обезвоживание — кофеин и сахар выводят жидкость, что усиливает утомление и снижает внимание;
— учащенное сердцебиение, тремор рук, необоснованное чувство тревоги.
— переоценка своих сил — водитель может не почувствовать переутомления и продолжить движение, когда уже нужно отдыхать.
Энергетики дают ложное ощущение бодрости, но не заменяют отдых. Их использование за рулем может привести к опасным последствиям, включая внезапное засыпание. Лучший способ бороться с усталостью — остановиться и отдохнуть. Безопасность важнее скорости.