Как на Кубани двести лет назад на выборы ходили

Как на Кубани двести лет назад на выборы ходили

Уровень доверия к власти — это показатель, определяющий здоровье каждого общественного института в отдельности и всего общества в целом. В нашем южном крае этот уровень достаточно высок, что и показали прошедшие выборы лидера нации. Прошли они, к слову, с рекордной явкой: 90,6 процента, а за Владимира Путина, одержавшего в них убедительную победу, на Кубани проголосовало больше 92 процентов избирателей.

Кроме того, особенностью выборной кампании 2024 года стало поистине всенародное общественное наблюдение за процессом голосования. За происходящим на участках следили представители политпартий, некоммерческого сектора и общественных объединений, авторитетные эксперты и молодежь, общественники и просто неравнодушные граждане, прошедшие специальный курс обучения на базе региональной общественной палаты и получившие статус независимого наблюдателя.

Вовлечение настолько широкого круга общественности в процесс наблюдения способствовало тому, что выборы главы государства по всей стране в целом и в нашем крае в частности были по-настоящему открытыми и свободными. А иначе и быть не могло, считают жители Кубани, у которых демократия, как говорится, в генах заложена.

Мы выбираем — нас выбирают

Российская история знает особенный способ взаимоотношений общества и власти, переживший столетия и до сих пор по праву считающийся образчиком справедливого общественного устройства. Он подразумевает выбор обществом из своих рядов лучшего представителя и наделение его некими властными полномочиями. Примером такого взаимодействия власти с обществом могут служить выборы казачьего атамана.

Изучением атаманства как явления занималось не одно поколение историков, но ученые пока не пришли к единому знаменателю даже в трактовке значения самого слова «атаман». Одни полагают, что оно восходит к тюркскому ата — «дед» и татарскому ата — «отец», другие усматривают в этом слове европейское происхождение и относят его к польскому слову «гетман» или к норвежско-шведскому — «главарю», «вожаку». Нет единства у ученых и в том, когда появилось слово «атаман»: первые упоминания датируются в промежутке от XII до XVII века. Согласны историки лишь в том, что должность атамана во всех случаях была выборной, а фигура — весьма авторитетной. Ситуация изменилась только с началом XVIII столетия.

Как отмечает в своей работе «Атаманство как социально-административный институт казачьего общества» кубанский историк Виктория Коваленко, с 1723 года на Дону и с 1797 года на Кубани войсковых атаманов стали назначать верховной властью Российской империи. Тогда же войсковым атаманам стали назначать жалование, составлявшее, как свидетельствуют архивные документы, «участок земли, дававшийся ему войском при общем разделе земельных угодий между казаками» и царское жалование — семьдесят рублей в год. Вдобавок к жалованию войсковому атаману полагалась часть пошлины за перевозы через реки, пошлины с товаров и доля военной добычи, а также некий «малый презент» всяких просителей, подарки к празднику Пасхи и кони пойманного в степи стада.

Исследователи отмечают, что атаманы у казаков были, как говорится, на любой вкус. К примеру, атаман мог быть главным лицом в курене, станице, хуторе или во всём казачьем войске в целом. Кроме куренных, кошевых или походных были еще и атаманы школьные, крамные (заведовавшие торговлей), лисицкие (для охоты) и тому подобное. Избирались такие атаманы, поясняет автор «Атаманства как социально-административного института», если в том возникала необходимость, а заканчивалось подобное атаманство с завершением общего дела, которое оно было призвано регулировать.

Историки упоминают о нескольких уровнях атаманов на Кубани. Это атаманы войсковые, отдельческие, станичные (сельские) и хуторские. К примеру, должность сельских атаманов, избираемых из среды самих станичных обществ, в документах официально значится с 1793 года. Именно в этот год, как мы помним, кубанские казаки основали столичный град Екатеринодар, но вряд ли между этими моментами можно усмотреть какую-то связь — это попросту любопытное совпадение, каких в истории можно отыскать немало.

Учиться всегда пригодится

Шансы выбиться в атаманы был далеко не у всех казаков. Стать таковыми могли действительно лучшие из лучших, а одним из непременных требований к потенциальным атаманам было образование. Неграмотным казакам, как отмечают историки, чинов не полагалось.

В августа 1803 года вышел указ Военной коллегии и Военного министерства «О предоставлении Черноморского войска к производству в хорунжие грамоте умеющих». Суть документа сводилась к тому, что для укрепления дворянского сословия армейскими чинами жаловали лишь богатых, грамотных и преданных царскому правительству старшин. В работе «Черноморское казачество в конце ХVIII — первой половине ХIХ века» кубанского историка Галины Шевченко читаем: «При всех доблестях и достоинствах неграмотные казаки не могли получить офицерского чина.

От полковых и линейных командиров требовали знание грамоты в такой степени, чтобы могли представлять начальству письменные донесения о команде, им порученной, делать сношение по службе, вести приход и расход провианта, денег и вещей и отдавать положенный отчет».

Иными словами, для получения офицерского чина претенденту необходимо было держать экзамен. Историк Шевченко отмечает, что «производящий испытание предлагал экзаменующемуся для чтения в присутствии своем печатную книгу и потом четкою рукою написанную рукопись. Если экзаменуемый мог читать текст понятно и без замедления, то почитался в чтении твердым. Также требовалось ему показать свои навыки в чистописании, для чего переписать около страницы из книги или рукописи, стараясь не наделать грубых ошибок, а также продемонстрировать компетенции в письмоводстве, то есть ясно изложить в письме свои мысли. Тем, кто не обладал всеми необходимыми знаниями и навыками, об офицерском чине оставалось лишь мечтать.

Уважение казаков к учености и грамоте выразилось в открытии в Екатеринодаре в 1803 году Первой войсковой школы, а через год, в 1804-м,— войскового училища на ее базе. Смотрителем училища стал протоиерей Кирилл Россинский, которому в скором времени удалось открыть в Екатеринодаре и уездное начальное училище. Для преподавания предметов из разных городов были выписаны хорошие наставники. В 1811 году к училищу были присоединены гимназические классы, что позволило в дальнейшем открыть гимназию. В августе 1818 года стараниями просветителя Россинского было открыто духовно-приходское училище, первым смотрителем которого он и был назначен. Материальные средства, оборудование, помещения, подбор персонала и учебное дело казаки организовывали на собственные средства. Заведывание учебной частью лежало на смотрителе, хозяйственной — на наказном атамане и канцелярии. Качество подготовки обучающихся в данном заведении, о чем свидетельствуют сохранившиеся в архивах документы, было превосходным.

Первая конституция Кубани

С момента переселения казачьих войск на Кубань целью государственной системы управления Российской империи стал контроль над местной организацией власти. В конце XVIII века в Черноморском казачьем войске появился документ, на десятилетия вперед определивший как административно-территориальное устройство и формы хозяйственной деятельности, так и правила несения военной службы казаками. Документ получил наименование «Порядок общей пользы». Точная дата создания и принятия документа неизвестна, читаем в работе «Унификация казачьего законодательства как тенденция деятельности правительства и централизованного государственного аппарата XIX — первой четверти XX веков» историка Игоря Ерохина.

Установлено лишь то, что первого января 1794 года в Екатеринодаре собрался авторитетный сход в лице войскового атамана Чепеги, войскового судьи Головатого и войскового писаря Котляровского, которые и стали участниками «принятия» документа для руководства в войске. Позднее тот факт, что принятие документа осуществлялось не всеобщим казачьим волеизъявлением, позволил подвергнуть его значительной критике.

Мнения общественности по данному поводу разделились. Некоторые характеризовали закон не иначе как «первой конституцией Кубани». Другие же отзывались о нем нелестно, считая «продуктом бесплодных потуг местной бюрократии».

Согласно статьям «Порядка...» в Черноморском казачьем войске учреждался институт войскового правительства, а войсковой кош, существовавший до этого, упразднялся. Войсковое управление с момента принятия положения базировалось «на точном и непоколебимом основании всероссийских законов». По мнению некоторых историков, были в том и явные плюсы: к примеру, с принятием документа были созданы окружные управления войска, началось куренное строительство для «убежища бездомовых казаков», а также были осуществлены и некоторые хозяйственно-земельные мероприятия.

Кроме того, «Порядком общей пользы» было определено, что казачье общество (курень) на станичном сходе большинством голосов должно ежегодно избирать сельского атамана, решавшего мелкие судебные и бытовые насущные проблемы, и куренного атамана, которому надлежало находиться в войске и решать касавшиеся службы в войске проблемы. А за выборами в станицах должны были наблюдать чиновники из войскового правления — наблюдатели.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру