Популяризацией здорового образа жизни у населения на Кубани занимаются больше ста лет

Популяризацией здорового образа жизни у населения на Кубани занимаются больше ста лет

Сегодня Кубань по праву считается одним из самых спортивных регионов России. Подтверждается это, во-первых, масштабом строительства спортобъектов, которые в нашем крае ежегодно возводятся десятками. Это площадки с воркаут-зонами, универсальные спортивные комплексы со всем необходимым оборудованием, бассейны, спортзалы в шаговой доступности и так далее. Во-вторых, год от года растет количество кубанцев, предпочитающих физкультурные занятия иным видам досуга.

Спорт так или иначе должен присутствовать в жизни каждого из нас, считают жители края. Всё больше наших земляков гордятся славными спортивными традициями региона и пробуют свои силы, участвуя в самых различных оздоровительных мероприятиях.

Продолжение следует

Нацпроект «Демография», согласно которому к 2024 году физкультурой и спортом должно заниматься минимум пятьдесят пять процентов населения, Краснодарский край выполняет с опережением. По статистике, физкультурой у нас сейчас систематически занимается больше трех миллионов человек, или около 58 процентов жителей. И это не предел. Для нас, как считают краевые власти, вполне реален семидесятипроцентный показатель, достичь которого к 2030 году поставил задачу президент Владимир Путин.

Как говорится, судите сами. С акции в пользу здорового образа жизни начался в Краснодарском крае и 2024 год. В середине января, аккурат после затяжных выходных, на Кубани стартовала Неделя продвижения активного образа жизни. Как сообщили в пресс-службе региональной администрации, целью серии физкультурно-оздоровительных мероприятий в разных муниципалитетах края стало напоминание жителям о том, почему важны физические нагрузки и каковы последствия гиподинамии.

Месяц спустя мнением о важности развития массового спорта в регионах поделился на своих страницах в соцсетях председатель кубанского парламента Юрий Бурлачко. Он сообщил о спортивных фестивалях, тренировках и конкурсах, которые в течение месяца будут проводиться в нашем регионе в рамках марафона «Сила России». И назвал символичным тот факт, что Кубань присоединилась к акции после празднования десятилетия Олимпиады в Сочи.

Участие Кубани в цикле мероприятий, пропагандирующих активный образ жизни, вполне в духе традиций нашего спортивного региона, ведь популяризацией оздоровительных занятий на открытом воздухе в нашем крае занимались еще сто с лишним лет назад.

Пошла писать губерния

По мнению историков, говорить о развитии массового спорта в России до начала XX столетия было бы бессмысленно, поскольку до этого времени многие спортивные развлечения считались привилегией высших слоев общества. Однако в новом веке ситуация стала меняться. Постепенно росло благосостояние других общественных слоев, а следовательно, расширялся и круг потребителей данных форм досуга.

В начале прошлого века стала более обширной классификация спортивных занятий, увеличилось количество спортивных обществ и клубов. Конечно, мозаика спортивных развлечений в Москве и Петербурге была более разнообразной, но вскоре конкуренцию столицам в этом плане составили провинциальные города.

К примеру, с 1880-х годов россияне увлеклись велосипедом. Скорее всего, распространению велосипедной моды способствовал тот факт, что двухколесную машину, к тому времени уже походившую на современную и запущенную в массовое производство в Европе, могли позволить себе как состоятельные люди, так и представители среднего класса. Стоимость велосипеда, как отмечает историк Анна Крюкова в книге «Досуг и развлечения горожан Кубанской области и Черноморской губернии (1861—1914 гг.)», составляла от ста до трехсот рублей. Популярности велосипеду добавляло и то, что это было личное транспортное средство, которое могло проехать практически везде, где пройдет пешеход.

В конце XIX — начале XX столетия во многих российских городах появились свои велоклубы. Не отстали от соотечественников и жители Кубанской области. В 1902 году екатеринодарские велосипедисты объединились с поклонниками гимнастики, создав Общество любителей гимнастико-велосипедного спорта. Примерно тогда же Общество любителей физических упражнений и велосипедного спорта появилось и в селении Армавир.

Целью екатеринодарского общества, читаем в сборнике «Екатеринодар — Краснодар. 1793—1993: два века города в датах, событиях, воспоминаниях», была популяризация езды на велосипеде и разнородных физических упражнений, создание центра для сближения любителей езды и физических упражнений.

У общества были печать и устав, согласно которому в него принимались «лица обоих полов всех сословий, без различия их состояний, вероисповедания и места жительства, но пользующиеся уважением и добрым именем». Имелось также специально отведенное место для проведения гонок и «различного рода атлетических упражнений», расположенное в Городском саду.

Кроме того, как было прописано в уставе, все лица, принадлежащие к составу общества, обязаны были «соблюдать правила вежливости, приличия и благопристойности, а также не допускать легкомысленного и, в особенности, сопряженного с неудобствами или опасностью для других пользования велосипедом и средствами для физических упражнений». А в случае нарушения этих требований виновный получал предупреждение, замечание или вовсе мог быть исключен из общества.

Трудности роста

Екатеринодарская публика с явным удовольствием участвовала в мероприятиях гимнастико-велосипедного общества и наблюдала за гонками, организатором которых оно выступало. Однако среди горожан находились и противники увлечения велосипедом. По мнению любителя велосипедного спорта Михаила Боголепова, больше всего таких было среди представителей «средней интеллигенции». В своей книге «Велосипед: необходимая справочная книга для велосипедистов», изданной в 1900 году в Москве, Боголепов отмечал, что ярые противники велосипеда «образование получили, но вот воспитание, которое им дали родители, в большинстве случаев не соответствовало современной городской жизни». Более того, «многие стыдились всяких упражнений, требующих мускульного напряжения или ловкости, считали вредным для себя выйти на свежий воздух, пройтись по прохладному зеленому лесу... Такие „высококультурные” особы даже представить себе не могли, чтобы человек, по уму и образованию, близко подходящему к их персоне, сел на велосипед».

По мере сил автор «Справочной книги для велосипедистов» и его единомышленники боролись с подобными предрассудками, особенно рекомендуя велосипедные прогулки по Екатеринодару и загородные поездки на свежем воздухе лицам, проводящим большую часть дня на службе. А кроме прогулок, гонок и пробегов — участвовать в «поло» на велосипедах и велосипедных «корсо», то есть маскарадах на велосипеде, на которых главной задачей было украсить не себя, а свою двухколесную машину. Усилия не пропали даром — и со временем отношение большинства горожан к велосипеду и велосипедистам изменилось.

В путешествие — на велосипеде

Стоит отметить, что велогонки в качестве зрелища довольно быстро наскучили праздным горожанам. По свидетельству корреспондента «Кубанских областных ведомостей», уже к концу первого десятилетия XX века они «изрядно надоели» зрителям. Вместе с тем примерно в то же время у публики появилось новое увлечение — дальними велопутешествиями — на Кавказ, Черное море, Урал и так далее. В черноморской периодике 1910-х годов не раз встречаются заметки о путешествиях спортсменов-велосипедистов на дальние расстояния.

Так, в июне 1914 года из Новороссийска по маршруту Новороссийск — Сочи — Красная Поляна — Сухум — Батум — Артвин — турецкая граница — Аджария — Ахалцих — Боржом — Гори — Тифлис — Владикавказ — Кавказская — Екатеринодар — Новороссийск (всего около трех тысяч верст) выехали двое велосипедистов, одним из которых был журналист «Черноморского альманаха» Сорохтин. Целью путешествия было знакомство с природой Кавказа, собирание геологических коллекций и фотографирование. Впрочем, знакомство с красотами Северного Кавказа участникам велопутешествия основательно подпортили проливные дожди.

Летние дожди 1914 года настолько испортили дороги, что заставили вернуться с полпути участников еще одного веломарафона. Двое велосипедистов — сотрудник «Черноморского альманаха» Зотов и путешественник Тер-Акопов, решившие предпринять пробег от Черного моря до Балтийского по маршруту Новороссийск — Ростов — Москва — Петербург — Рига, сумели доехать лишь до Екатеринодара. Они, как сообщала местная пресса, вынуждены были вернуться обратно, так как следовать дальше не было возможности.

И всё же, несмотря на некоторые неудачи «первопроходцев», велосипед стал распространенным транспортным средством и завоевал сердца жителей Кубанской области. Постепенно этот вид транспорта стали использовать не только для спорта и отдыха, но и в практических целях, например, почтальоны, полицейские, служащие, курьеры. В наши дни поклонников велосипеда на Кубани становится всё больше, особенно в столице края — Краснодаре, где активно развивается инфраструктура для удобства передвижения как велосипедистов, так и пешеходов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру