Пара из Краснодара стала одними из основоположников биоэнергетики и знаний об ауре

Основоположники биоэнергетики, русские Пьер и Мария Кюри, великие дилетанты — такие определения дали потомки супругам Семену и Валентине Кирлиан, принесшим Краснодару мировую известность.

Пара из Краснодара стала одними из основоположников биоэнергетики и знаний об ауре
Супруги Кирлиан delphis.ru

Спросите первого встречного, слышал ли он об эффекте Кирлиана. Скорее всего, ответ будет отрицательным. А если поинтересоваться, известно ли ему о существовании ауры у живых и даже неживых объектов? Тут уж отрицательных ответов не будет. Останется лишь пожалеть, что некоторые наши современники не знают имени человека, подарившего миру такое знание. Еще обиднее то, что имена гениального изобретателя Семена Кирлиана и его супруги Валентины стали забывать земляки ученого — сегодняшние жители Краснодара.

Борис Абрамов, духовный ученик и последователь великого русского мыслителя Николая Рериха, отметил однажды: «Каждый посланник Света или ученик, воплощаясь, берет на себя определенную миссию... оставляя на Земле после себя плоды своего труда... Такие духи часто проходят жизнь незамеченными, преследуемыми и не понимаемыми современниками». К числу таких людей относятся и наши соотечественники супруги — Кирлиан, жизнь и работа которых — пример подвижничества, изобретательности и бескорыстия российского народа.

Вместе с тем, по определению Бориса Абрамова, поразительное открытие супругов Кирлиан «настолько велико и значительно, что даже трудно представить себе, какое огромное влияние будет иметь оно во многих областях нашей жизни». И можно только гордиться, что это величайшее изобретение, не менее важное по своему значению, чем запуск космического корабля, произошло именно в нашей стране, в нашем городе.

Мастер на все руки

Артистичность, когда она в крови, порой принимает самые причудливые формы. Характеристика, вложенная сэром Артуром Конаном Дойлем в уста знаменитого Шерлока Холмса, как нельзя лучше подходит великому краснодарцу Семену Кирлиану.

В нынешнем году Семену Кирлиану исполнилось бы 126 лет. Семен Давидович появился на свет двадцатого февраля 1898 года в многодетной армянской семье. Будущий известный изобретатель был одним из девяти детей. Всех братьев и сестер будущего ученого природа щедро наделила талантами. К примеру, младший брат Семена — Михаил — впоследствии стал известным скрипачом, профессором и директором Краснодарского музыкального училища. Что же касается самого Семена, то проявлять свои способности ему пришлось другими способами.

С ранних лет одаренный мальчик был вынужден работать, чтобы помогать семье. Служил юный Семен Кирлиан декоратором, приказчиком, электриком, водопроводчиком, настройщиком роялей, сантехником и даже «мастером на все руки». То есть умельцем, способным вернуть к жизни практически любой сломанный электроприбор и к тому же дававшим на починенную аппаратуру годовую гарантию. Кстати, мастером на все руки молодого человека окрестили горожане, которые несли вышедшую из строя технику к нему в мастерскую на улице Карасунской.

Позже Семен Давидович служил в Государственной хлебной инспекции электриком по ремонту лабораторного оборудования, работал на электростанциях — КРЭС и ТЭЦ. При этом умудрялся находить время для подработки — обслуживать физиотерапевтические кабинеты городских медучреждений. Но истинной его страстью всё же оставалась электромеханика, как отмечает биограф и основатель музея супругов Кирлиан в станице Динской Елена Коробова.

Алмазы для музы

В 1924 году Семен Кирлиан женился на дочери екатеринодарского священника — Валентине Лотоцкой. Умная, талантливая и получившая прекрасное образование, Валентина Хрисанфовна стала настоящей музой для своего мужа. Супруги поселились в одноэтажном доме на улице Кирова в Краснодаре. Очень скоро тесное жилище супругов Кирлиан превратилось в домашнюю лабораторию, заставленную самыми разными приборами. Именно здесь Семен Давидович и Валентина Хрисанфовна работали над изобретениями, получившими впоследствии мировую известность. Или не получивших — в силу определенных обстоятельств. Как, например, случилось с идеей производства алмазов из сахара.

В конце 1920-х годов супруги-изобретатели соорудили в своей домашней лаборатории опытную установку по производству алмазов. Основу ее составляла круглая полая стальная форма со стенками толщиной десять сантиметров, специально отлитая на заводе имени Седина. Установку Семен Кирлиан в шутку окрестил «бомбой». Внутри нее находилась емкость с отверстием, в которое ввинчивалась стальная втулка, обеспечивающая герметичность устройства. В эту емкость засыпали обычный сахар-песок. «Бомбу» закапывали в землю и нагревали до разрыва. Сильное давление во время разрыва «бомбы» превращало сахар в алмазы. Результатом опыта стали искусственные кристаллы, не уступавшие по прочности природным. Самые крупные — величиной со спичечную головку, самые крохотные — с маковое зернышко.

Свою технологию производства искусственных алмазов Семен Кирлиан в 1937 году представил Иосифу Сталину, подробно описав все этапы производства в письме генералиссимусу. Через некоторое время в дом к супругам нагрянули сотрудники НКВД, изъяли все полученные кристаллы и документацию по проведению опытов. Алмазная технология Кирлиан была засекречена и оказалась недоступной как советскому, так и мировому научному сообществу. Известно, что некоторые документы сегодня находятся в Государственном архиве Краснодарского края.

В домашней лаборатории Кирлиана родились и другие удивительные изобретения. К примеру, в одной из краснодарских типографий запустили электрическую печь для отливки шрифтов, созданную Семеном Давидовичем. Разработанные им магнитные устройства для очистки зерна долгое время применялись в мукомольной промышленности, а аппараты для термообработки сырья позволили оптимизировать производственные технологии в консервной промышленности.

Мир чудесных разрядов

Главное свое открытие, принесшее мировую известность, Семен Кирлиан совершил почти случайно. Впрочем, случайностей в природе не бывает, все они лишь результат не установленных пока закономерностей.

В 1939 году Кирлиан работал в городской больнице мастером по ремонту электрооборудования. При починке физиотерапевтического аппарата, в котором использовался ток высокой частоты, он обратил внимание на странное розоватое свечение между электродами и решил попробовать зафиксировать это свечение на фотопленке.

Первой «моделью» Кирлиана стала обыкновенная монета. К ней Кирлиан подсоединил один из электродов, положил сверху пленку, накрыл ее другим электродом и включил ток высокой частоты. На полученном снимке по краям монеты был отчетливо виден скользящий разряд.

Супруги Кирлиан продолжили опыты, помещая в поле самые разнообразные вещи: листья деревьев, металлические предметы, собственные руки. Тогда же они обратили внимание, что яркость свечения живых объектов напрямую связана с их состоянием. Так, свечение листа, недавно сорванного с дерева, было интенсивнее свечения листа, сорванного пару часов назад, а снимок руки здорового человека разнился со снимком руки больного.

«Мы предполагаем, что при наличии сравнительных таблиц электрического состояния кожного покрова в нормальном и патологическом состоянии можно будет использовать наш метод как средство ранней диагностики в медицине. Мир чудесных разрядов сослужит человеку хорошую службу»,— писал изобретатель в дневниках.

Продолжая опыты, супруги Кирлиан десять лет работали в домашней лаборатории. За это время были сделаны тысячи высокочастотных снимков, создан полноценный аппарат для съемок. Наконец в 1949 году в Госкомитете по делам изобретений и открытий им было выдано авторское свидетельство №106401 на «способ фотографирования объектов в токах высокой частоты». Как и в случае с производством алмазов, это изобретение тут же было засекречено.

Опубликовать суть своего изобретения супруги Кирлиан смогли лишь спустя двадцать пять лет со времени получения первых результатов. Брошюра «В мире чудесных разрядов», вышедшая в издательстве «Знание», стала настоящей сенсацией. Она послужила обращением ученых ко всем, кто мог продолжить начатый ими поиск.

Ажиотаж вокруг эффекта Кирлиана начался в середине 1960-х годов, однако сами изобретатели при этом часто чувствовали себя ненужными и беспомощными. В марте 1966 года Валентина Кирлиан сделала запись в дневнике: «...в течение семнадцати лет ведутся официальные переписки между министерствами, комитетами, научно-исследовательскими институтами об открытии специальной лаборатории по разработке нашей методики исследований по получению изображений при посредстве токов высокой частоты... Вопрос об этой лаборатории висит в воздухе, никто не берется возглавить ее, в то время как во Франции уже разработан метод и практически используется в биологии...»

Лабораторию для исследований в НПК «Сатурн» в Краснодаре Семен Давидович возглавил только во второй половине 1970-х, и лишь в феврале 1974 года он стал заслуженным изобретателем СССР...

Улица Кирлиан и другие надежды

Единственный в мире музей, посвященный наследию супругов Кирлиан, занимает небольшое помещение в Динском историко-краеведческом музее. Благодаря усилиям энтузиаста-подвижника Елены Коробовой, здесь хранятся дневники супругов Кирлиан, рукописи, фотопленки, приборы из домашней лаборатории, книги из библиотеки изобретателей, подписанные рукой Семена Давидовича, личные вещи.

В родном городе память об ученых-самородках, открывших биоэнергетику, хранит мемориальная доска на фасаде многоэтажки на улице Ставропольской и скромное надгробие на Славянском кладбище. При этом в их честь в России, Америке, Германии, Канаде, Италии и других странах названы научные институты и общества, на основе их работ развивается целая наука — биоэнергетика.

Вместе с тем данью благодарности и уважения незаслуженно забытым краснодарцам, дающим городу и его жителям мировую известность, могли бы стать улицы и школы, названные в их честь. И конечно же, музей супругов Кирлиан, расположенный в столице Кубани. Возможно, всем этим надеждам в будущем суждено сбыться...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру