Краснодарский художественный музей готовится к своему юбилею

Окончание. Начало в №52 (1380) от 20—26 декабря 2023 года, №1 (1381—1382) от 27 января 2023 года — 9 января 2024 года.

Краснодарский художественный музей готовится к своему юбилею
Картина И. Репина в Краснодарском музее, 2013 год. Фото Юрий Корчагин

Накануне круглой даты — 120-летия со дня основания Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко — хочется вспомнить несколько памятных выставок, которые проходили в последние десятилетия в стенах этого культурного учреждения, сказать несколько слов о подготовке к юбилею, а также о том, каким может стать музей в ближайшем будущем.

Полное собрание

Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко, как мы уже неоднократно писали,— старейшее собрание произведений искусства юга России. Благодаря самоотверженности сотрудников культурного учреждения удавалось сохранять и постоянно пополнять его коллекцию даже в самые трудные для страны годы. В мирное, так называемое застойное, время прошлого века коллектив музея оставался верен тому курсу, который задали основатель картинной галереи Федор Акимович Коваленко, такой профессионал музейного дела, как профессор Ромуальд Казимирович Войцик: отбирать для музея, в том числе на всесоюзных выставках художников, самые лучшие, знаковые работы крупных авторов.

— Пятидесятые — восьмидесятые годы XX века были для музея определенно плодотворными. У нас сегодня есть работы всех крупных питерских и московских художников того времени, а также работы самых ярких кубанских авторов. У музея в то время имелись возможности приобретать лучшие произведения искусства, а у сотрудников культурного учреждения, входящих в фондово-закупочную комиссию, надо отметить, был хороший вкус,— рассказывает авторитетнейший искусствовед юга России — старший научный сотрудник Краснодарского художественного музея Иван Ващенко.

В настоящее время он готовит четвертый том каталога музея. Он будет называться «Полвека соцреализма».

Сегодня собрание музея представляет собой уникальное явление, это коллекция неповторимых, но в то же время типических произведений искусства.

В девяностые годы, конечно, многое изменилось. Формат работы по отбору и включению произведений искусства в музейный фонд стал иным. Но и сегодня немало ценнейших работ современных талантливых отечественных художников попадает в коллекцию музея.

Знаковые выставки

Одной из ярких, запомнившихся кубанцам выставок нашего века стала экспозиция, привезенная Государственным Эрмитажем. Называлась она «Мир героев. Миф и реальность» и проходила с сентября по декабрь 2005 года. Это был целый выставочный проект «Эрмитаж — югу России». В его рамках санкт-петербургский музей представил в Краснодаре часть своей коллекции античной и западноевропейской живописи, скульптуры и прикладного искусства, в которой раскрывается мир героев древних Греции и Рима. В столице Кубани на открытии побывал сам Михаил Пиотровский, директор Государственного           Эрмитажа. Он по достоинству оценил дополнившие экспозицию произведения искусства из фондов Краснодарского художественного музея, что были переданы сюда из Эрмитажа в 20—30-х годах прошлого века. У жителей южной столицы была уникальная возможность «ощутить свою личную сопричастность культурно-историческому достоянию своей страны, ощутить связь времен» благодаря выставке одного из самых крупных музеев мира.

Самый большой успех имела так называемая выставка одной картины — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина. Полотно, находящееся в экспозиции Государственного Русского музея и редко выставляющееся за его пределами, кубанцы смогли увидеть в конце 2013 года.

— Переговоры о том, чтобы выставить эту картину в Краснодаре, велись более семи лет,— говорит Иван Ващенко.

Известно, что талантливый русский художник побывал в Екатеринодаре в 1888 году, в станице Пашковской им был создан ряд этюдов с изображением кубанских казаков, которые потом легли в основу при создании шедевра мирового искусства. Именно поэтому было так важно, чтобы у кубанцев была возможность увидеть его воочию. На выставку одной картины приходили школьники — целыми классами, студенты — группами. Она, как никакая другая, запомнилась кубанцам.

Надо сказать, что в новейшей истории Государственный Русский музей трижды привозил в Краснодарский художественный музей имени Ф. А. Коваленко произведения из своих фондов. В 2007 году это была выставка «Времена года», в 2013-м — «Илья Репин. „Запорожцы пишут письмо турецкому султану”». А в 2021 году кубанцы увидели проект «Исаак Левитан и его современники». Основной частью этой последней по времени выставки стало девятнадцать произведений Исаака Левитана, в том числе и редко экспонирующиеся этюды мастера лирического пейзажа. В данную экспозицию вошла и работа «Ночное» друга Левитана — А. С. Степанова, принадлежащая Краснодарскому художественному музею.

Произведения, хранящиеся в нашем музее, часто становятся полноценным дополнением привозимых в Краснодар столичных выставок и важной составной частью проходящих в Москве и Санкт-Петербурге, в других городах проектов. Например, на выставке работ советского художника Гелия Коржева в Третьяковке в 2016 году была представлена работа «Дон Кихот поверженный» из запасников Краснодарского художественного музея. Она заинтересовала очень многих ценителей искусства.

Произведения советских авангардистов, которые составляют значимую коллекцию нашего музея, являются желанными для зарубежных музеев. Так, в 2019 году картина «Супрематизм» Казимира Малевича из Художественного музея имени Ф. А. Коваленко отправилась на выставку в Испанию. Экспозиция, которая продемонстрировала этапы художественной революции, сломавшей в начале XX века устоявшиеся традиции и обновившей не только русское, но и мировое искусство, имела большой успех в Мадриде.

Постоянно с нами

В постоянной экспозиции Краснодарского художественного музея можно увидеть немало шедевров изобразительного искусства XVI—XX веков. Казалось бы, многие из них знаешь с детства и, закрыв глаза, можно представить их себе просто — во всех деталях. И всё же тянет смотреть на них раз за разом, каждый раз отмечая какие-то, кажется, новые нюансы.

Много ценных полотен и предметов декоративно-прикладного искусства хранится в запасниках, их можно увидеть в рамках временных экспозиций музея. Например, на прошедшей в конце прошлого — начале этого года выставке «Время пить чай, или Мое чайное настроение» было представлено более ста живописных и графических произведений, предметов декоративно-прикладного искусства. Китайские и японские чайники, графические произведения китайского художника Цзян Шилуня «Мэйхуа» и «Зима», напоминающие о рождении чая на Востоке, ксилографии Кацусико Хокусая «Сино-китайский бог земледелия», «Окабэ», «Путник, отдыхающий в чайном доме» дали возможность посетителям чуть больше узнать о традициях чаепития в Стране восходящего солнца. О том, как в России появился чай, и о традициях его приготовления свидетельствовали работы В. П. Пензина «Чаепитие», О. В. Подкорытова «Чай», а также самовары рубежа XIX—XX веков, непременные атрибуты русского чайного стола. Дополняли выставку натюрморты и жанровые полотна русских и советских художников, западноевропейский и русский фарфор XIX—XX веков. Особый ее раздел был посвящен чайным и рождественским традициям семьи Льва Толстого, 195-летие которого мы отмечали в прошлом году. Теплую атмосферу, которую музейным работникам удалось создать на этой выставке, отметили многие ценители прекрасного. Немало краснодарцев посетило эту выставку даже не один раз.

В апреле — юбилей

На апрель этого года назначено немало юбилейных мероприятий в честь дня рождения музея. В этом году готовится к выходу новое издание о его истории и фондах. Нас ждет много очень интересных и самобытных выставок.

Еще в то время, когда отмечалось столетие культурного учреждения, зашла речь о создании единой музейной конгломерации. Известный российский музейный строитель Валентин Александрович Гаврилов, член Санкт-Петербургского союза архитекторов, предложил проект, который бы превратил два здания культурного учреждения в единый комплекс. Например, к зданию, построенному, предположительно, екатеринодарским зодчим И. К. Мальгербом (в середине 1950-х годов был надстроен еще один этаж, в какой-то степени исказивший авторский замысел), В. А. Гавриловым было предложено сделать пристройку. В нем можно было бы показывать в открытом хранении коллекцию музейной керамики и фарфора. Сквер с экзотическими растениями мог бы превратиться в главный вход в эту часть музейного комплекса с памятником Ф. А. Коваленко. В. А. Гавриловым задумывалась также стеклянная галерея через улицу Советскую на уровне второго этажа особняка Батырбека Шарданова. По проекту внутренний двор должен превратиться в атриум с фонтаном в центре. А бывшие шардановские хозяйственные постройки должны быть перепрофилированы под музейные фонды. За зданием по улице Красной, 13, по проекту предполагалось сооружение двухэтажного выставочного пространства размером свыше четырех тысяч квадратных метров.

Таким образом мог бы появиться грандиозный по размерам и выставочной площади эстетически выверенный музейный комплекс, который принес бы еще большую славу Краснодару как подлинной культурной столице юга России. Например, в Москве, на Кадашёвской набережной, в этом году достраивается новый огромный комплекс Третьяковки — он будет связан с историческим корпусом в Лаврушинском переулке стеклянным мостом. Эта идея стеклянной анфилады как бы витает в воздухе. Ведь и наш художественный музей не менее Третьяковской галереи достоин обновления и преображения. И возможно, когда-нибудь мы станем этому свидетелями?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру