Сочинец Юрий Беляев собрал солнцемобиль

Сочинец Юрий Беляев собрал солнцемобиль

На необычном транспорте изобретатель проехал три тысячи километров и выиграл гонку в Казахстане. О том, что дает энергия воды и солнца, узнавала наш корреспондент.

Идею подарила книга

А началось всё, как водится, в детстве. Еще будучи мальчишкой, Юрий Беляев любил что-то придумывать. Признаётся, что идею солнцемобиля увидел когда-то в детской книжке. Запала в душу. Но серьезно познакомиться с альтернативными источниками энергии, как говорится, заставила уже взрослая жизнь.

— Купил участок земли в Сочи, в горном поселке Якорная Щель, начал строить дом. С удивлением обнаружил, что, несмотря на то, что рядом проходит линия электропередачи, подключить электроэнергию будет стоить один миллион шестьсот тысяч рублей. Решение нашлось в виде солнечных панелей,— рассказывает изобретатель Юрий Беляев.

Чуть позже Юрий понял: хотя производители обещают, что даже в пасмурную погоду солнечные батареи будут вырабатывать до двадцати процентов энергии, использовать их можно только летом. Зимой даже в солнечном Сочи толку от них мало. Да к тому же такое оборудование требует дорогих инверторов и аккумуляторов. Выход Юрий нашел: к энергии солнца он добавил энергию воды, разработав небольшую гидроэлектростанцию, которую установил на протекающем по участку ручье. Кстати, мини-электростанция легко помещается на столе и переносится двумя руками.

— Для ее работы нужен ручей и небольшой перепад воды, хотя бы метров пять. Поток воды приводит в движение турбину с электрогенератором, и таким образом вырабатывается ток,— поясняет принцип работы агрегата Юрий Беляев. — Общая мощность установки составляет тысячу ватт, этого достаточно, чтобы поддерживать работу приборов в обычном домовладении.

Изобретательство — образ жизни

Так изобретательство стало не просто необходимостью, а образом жизни. Еще одна разработка Юрия — электрический серф, который может развивать на воде скорость до тридцати пяти километров в час. Есть в активе изобретателя и солнечный катамаран.

— Идею попробовать сделать солнцемобиль подсказал блогер Никита Поддубный из Санкт-Петербурга, который отправился на разработанном им электрокаре в путешествие по Казахстану. Я написал ему и предложил в следующий раз собрать изобретателей и провести гонку. Такая мысль многим понравилась, началась работа над созданием солнцемобилей,— рассказывает сочинский изобретатель.

Над своим солнцемобилем Юрий Беляев работал три месяца. Каркас сварил из металлических труб, который затем обшил пеноплексом и покрыл стеклотканью с эпоксидной смолой. Солнцемобиль получился легким и прочным.

— Вес моего солнцемобиля — сто двадцать килограммов, аккумуляторы — еще восемьдесят килограммов. Одной из приоритетных вещей для меня была безопасность и энергоэффективность. Ее удалось достичь в том числе благодаря форме автомобиля, которая напоминает каплю,— раскрывает один из секретов изобретения Юрий Беляев. — Стенки «Капли» очень теплые. Благодаря этому в ней комфортно даже в сильную жару: в Казахстане мы ездили по пустыне, где столбики термометров достигали 43 градусов по Цельсию. И тепло ночью, когда температура опускается ниже десяти градусов.

У «Капли» три колеса, управление как у мопеда. На крыше — три квадратных метра солнечных батарей. Такой солнцемобиль может развивать скорость до девяноста километров в час. Запас хода — семьсот километров.

— Во время гонки нам предстояло преодолеть несколько участков. От Уральска надо было добраться до Актобе, затем до Байконура через Аральское море и оттуда — в Алма-Ату. По правилам ГИБДД пришлось ограничить скорость до пятидесяти километров в час. В итоге путешествие заняло шестнадцать дней,— вспоминает изобретатель из Сочи Юрий Беляев. — Благодаря большому запасу хода (у моих соперников он в среднем был двести километров) и большому количеству солнечных батарей пришел первым из десяти участников.

Кстати, в «Капле» можно не только ездить, но и «жить». В ней предусмотрено комфортное спальное место размером девяносто сантиметров на два метра тридцать сантиметров. В общем, получается удобно и экологически чисто. И относительно дешево. Создание солнцемобиля обошлось в четыреста тысяч рублей.

— А что сейчас с солнцемобилем делаете?

— В основном журналистам показываю. Ну и дочка иногда просит прокатить по окрестностям,— улыбается Юрий Беляев.

Изобретатель признаётся, что поначалу его идеи семья воспринимала скептически. Но при подготовке к гонке поддерживала. Кира, маленькая дочь Юрия, ей шесть лет, даже помогала с постройкой.

— На мой взгляд, солнцемобили не смогут заменить обычный бензиновый транспорт. Для меня это один из шагов к следующему масштабному проекту. Чтобы транспорт был безопасным и экологически чистым, необходимо изменить сам подход к нему. Смотрели мультик «Футурама», где все перемещаются по специальным трубам? Вот как раз сейчас над таким проектом и работаю,— поделился творческими планами изобретатель Юрий Беляев.

Пока солнечная «Капля» стоит в гараже. Изобретатель говорит, что запросы на покупку необычного транспортного средства были, но до дела так и не дошло. Гораздо более востребованными оказались мини-гидроэлектростанции. Сегодня они уже дарят свет и тепло там, где нет другой альтернативы. Например, в Сочи их используют на одной из горных баз отдыха, трудятся изобретения Юрия Беляева в Абхазии, Казахстане, Армении. Вполне возможно, что вскоре и солнцемобили сочинского Левши можно будет увидеть не только в детских книжках, но и на дорогах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру