Миграционные потоки в Россию нужно расширять, но одновременно с этим требуется кардинально менять регулирование этой сферы. Об этом в ходе бизнес-конференции «Деловое собрание Юга» заявил Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов.
«Сегодня нет проблемы острее кадрового дефицита, об этом свидетельствуют все опросы, - отметил Титов. –Самый быстрый и эффективный способ ее решения – это трудовая миграция из других стран. Но контроль за ней нужно усиливать.
Но к этой теме нужно относиться именно как к экономической задаче, а не только правоохранительной. Поэтому есть смысл создать новый федеральный орган, к полномочиям которого будет передан весь спектр отношений с мигрантами. От определения квот до контроля за выдворением, если оно потребуется.
Кроме того, надо изменить сам подход к трудовой миграции. Думаю, основополагающим должен стать принцип «с работы уволился – трудовую визу потерял». То есть вопрос трудоустройства любого мигранта должен решаться еще до пересечения границы, в стране его пребывания. Ехать он должен по уже заключенному контракту, и в случае его разрыва автоматически терять право на дальнейшее пребывание в России. Ехать домой и там решать вопрос о трудоустройстве заново.
Наконец, часть ответственности за качество трудовой миграции нужно переложить на отправляющую сторону. То есть депортация, в случае нарушений – за счет страны, из которой мигрант прибыл».
«А уже упомянутый новый федеральный орган должен быть арбитром всего этого процесса, - резюмировал бизнес-омбудсмен. - С работодателя – соблюдение норм контракта, с работника – строгое выполнение российских законов. Такая система приведет к тому, что у нас не будет проблем ни с преступностью, ни с социальными вопросами.
Будем оформлять такое предложение в адрес Президента».
Заместитель председателя Законодательного Собрания Краснодарского края Владимир Бекетов, в свою очередь, коснулся темы среднего профессионального образования. «После завершения 9 класса абсолютное большинство молодых людей идет в колледжи и техникумы, - отметил он. - Но они не имеют планов трудоустройства по профессии – это лишь способ обойти ЕГЭ при поступлении в вуз. С другой стороны, подготовка по такой важной и остродефицитной сейчас профессии, как тракторист-машинист, возможна только с 17-18 лет. Видимо, нужно что-то менять».
Министр экономики Краснодарского края Алексей Юртаев отметил, что у кадровой проблемы есть несколько способов решения:
«Это, конечно, же, трудовая миграция (включая внутреннюю), плюс задействование пока не вовлеченных в экономику ресурсов (пожилые люди, участники боевых действий, молодые матери, люди с ограниченными возможностями – в том числе в рамках нацпроектов), воздействие на рынок труда, наставничество, включая корпоративные центры опережающей подготовки (в крае сейчас создано 9 таких центров)». А искать способы региону придется, потому что по расчетам, до 2030 года на Кубани прибавится 230 тысяч рабочих мест.
Временно исполняющий обязанности начальника УФСИН России по Краснодарскому краю Сергей Нейцель рассказал о вкладе в решение кадровой проблемы со стороны так называемых исправительных центров.
Как известно, с 2017 года, как известно, в Уголовном кодексе появился новый вид наказания – принудительные работы. Суд может назначить его осужденному либо с самого начала (как альтернативу заключению), либо уже потом, в порядке замены неотбытой части наказания на более мягкий вид.
С 2020 года в России начали создавать участки исправительных центров непосредственно на предприятиях. Осужденные к принудительным работам живут в общежитиях под охраной и работают на этих же предприятиях, получают зарплату.
По словам Нейцеля, в перспективе планируется увеличить численность работников исправцентров с 50 до 100-150 человек.