В Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко завершается персональная выставка члена Союза художников России Петра Трегуба.
Если бы я не знал лично художника, то непременно мог подумать, глядя на его живопись, что это творчество убеленного сединой, маститого, всенародного, увенчанного лаврами мастера кисти. И когда ты вдруг видишь пред собой молодого элегантного мужчину, то никак не можешь соединить музейный уровень (его искусство именно такого класса) и человека сегодняшнего дня. Однако подобная «дисгармония» в нашем случае прекрасна, так как понимаешь: когда поколение сорокалетних успешно работает в лучших традициях русской реалистической школы живописи, значит, не все потеряно и безнадежно.
Экспозиция «С любовью к Родине» вобрала в себя более 120 картин, которые отличаются именно духовным началом. Ключевым объектом, безусловно, является диптих «Тихою молитвою», где через проем старинной колокольни мы видим часть верхнего храма, покрытого снегом. «Молитва» завораживает своим изяществом и необычным ракурсом – заснеженные купола буквально парят и тают. Продолжает цветовую палитру и настроение душевного обновления картина «Оттаяло» с чудными березками, стоящими «по колено» в весенней воде.
Россия, средняя ее полоса без половодья немыслима, как и тема бесконечных нелегких наших дорог. Художник много времени проводит на пленэрах, русская сторонушка у него выписана со всей ее невообразимой палитрой, и эта симфония цвета – а пейзаж прежде всего цвет и свет – приобретает особое дыхание. Порой мы видим переход в более «суровый стиль», но подобная хмурость продиктована скорее природой «Усть-Печенеги», хотя полотно «Банный день» очень точно рисует настроение внешнего холода и внутреннего тепла. Кстати, к зиме южанин относится с обожанием и немалым трепетом – от его снежных заносов не ежишься, напротив, появляется желание там оказаться.
Откуда в уроженце кубанской станицы Переясловской, выпускника краснодарских художественного училища и художественно-промышленной академии (отделение монументального искусства) института культуры и искусств, такая тяга к русскому пейзажу, с одной стороны, невероятно открытому, с другой – многослойному, затаенному, меланхолическому, заставляющему биться сердце? Конечно, страсть к путешествию и посещение легендарной академической дачи имени И.Е. Репина, что сохранилась в Тверской области, сыграли определенную роль, но главное все-таки собственное внутреннее ощущение красоты – с его лирическим романтическим началом. Притом живопись напрочь лишена жеманства, слащавости, даже в цветах, будь то пионы или сирень, нет и близко никакой искусственности, вычурности, «открыточности».
Каждая работа Петра Трегуба, натюрморт ли, пейзаж, портрет, непременно несет и мысль, и образ, а легкое владение живописной техникой, умение работать с формой, пространством, выстраивать сюжет говорят о настоящем таланте и огромном трудолюбии, ведь перед нами созданное всего за два с половиной года! Умение писать быстро – пленэрный навык, когда необходимо мгновенно схватить нужное на тот момент состояние природы, ее нюансы.
Не менее талантливы и трегубовские городские пейзажи: его «Ночной Краснодар», растворенный в ночи, красив и загадочен. Подобного рода откровения без любви к своей малой родине, конечно же, невозможны. А вот холст «Белая герань», на первый взгляд, совершенно «не вписывается» в общий экспозиционный ряд. Мы видим за стеклом старого, полагаю, деревенского окна или, возможно, еще сохранившегося в городе домика – бабушкину герань. Она из другого мира – мира душевного уюта, человеческой простоты и внутреннего тепла, непритворного, настоящего, но безвозвратно уходящего. Так трогательно писать может только тонкая душа, с гармоничным представлением о мире.
Отец Петра, тоже Петр, был художником-оформителем, а в советское время сие означало заниматься наружной рекламой: открасить, оттрафаретить, оформить магазин, клуб, но именно от родителя сын многое взял, и запах краски для него не просто родной с детства. Главное – вопрос выбора жизненного пути никогда не вставал.
Для художника Петр Трегуб достаточно молод, и даже по выставке чувствуется, что потенциально он может больше. Так что при таком уровне его профессионализма, любви к своему делу, умении видеть, чувствовать, быть пахарем мы еще не раз прикоснемся к удивительному чуду, коим является пейзаж, в частности русский.
Пейзаж сродни молитве – среде очень сокровенной и личной, и этот особый мир краснодарский художник не просто осторожно приоткрывает нам, но и дает возможность в него бережно заглянуть. Название выставки «С любовью к Родине» звучит здесь не пафосно, ведь истинная любовь к Отчизне заключается не в словах, а в деле. Пленительное и искреннее искусство нашего соотечественника как раз и служит самым ярким примером такого отношения к родному Отечеству.