Актриса Татьяна Епифанцева верна Краснодарскому Молодежному театру уже тридцать лет

Актриса Татьяна Епифанцева верна Краснодарскому Молодежному театру уже тридцать лет
Фото: Татьяна Зубкова

В этом году исполнилось тридцать лет, как служит в Краснодарском Молодежном театре заслуженная артистка Чеченской республики Татьяна Леонидовна Епифанцева. А всего театральной сцене она отдала более пятидесяти лет жизни — в профессии с 1971 года. 

В 1994 году Татьяна Епифанцева пришла в Молодежный театр — и с этого момента эта сцена стала для нее главной. 

— Можно сказать, что для меня в тот период все началось с нуля, — вспоминает Татьяна Леонидовна. — Хотя за плечами уже была служба во многих театрах. Но на тот период мне уже было 45 лет, и так называемая возрастная планка все-таки казалась мне определенным препятствием. Но здесь мне был дан шанс начать всё с чистого листа и обрести настоящую творческую семью, — говорит Татьяна Леонидовна.

Фото: Марина Богдан

Творчество в крови

Татьяна родилась в Краснодаре в семье театрального художника. И, кажется, вся жизнь ее — с малых лет связана с театром. Мама ее до замужества была актрисой в театре рабочей молодежи. И ее способности  как будто передались дочери — актерский талант ярко проявился в ней.

В юности Татьяна прошла нешуточный конкурс, чтобы участвовать в телетеатре при ГТРК «Кубань». Занималась в театральной студии при Краснодарском краевом драматическом театре имени М. Горького и выходила на сцену в его вспомогательном составе. Потом уехала в Ленинград, чтобы получить необходимые знания о профессии. 

Потом ей выпал шанс потрудиться на актерской стезе, и она его не упустила — приняла приглашение и уехала служить в Бугульминский русский драматический театр.

Именно в Бугульме она встретила свою судьбу — актера Владимира Епифанцева. Достаточно быстро он сделал очень понравившейся ему коллеге предложение. Сыграли свадьбу — и с тех пор не разлучались. Служили вместе во многих театрах. 

Тринадцать лет было отдано Грозненском республиканскому драматическому театру имени М.Ю. Лермонтова.

Годы жизни в Грозном с 1980 по 1993 год стали важной вехой в жизни семьи Епифанцевых. В этом городе у Татьяны и Владимира родился сын Тарас. В профессиональной сфере — было много главных ролей, очень интересных работ. Были и большие гастроли во многих городах большой советской страны.

Все, кто жил в то время, помнят, что происходило в девяностые годы в Чечне. В 1993 году пришлось в спешном порядке покинуть Грозный — из-за реальной угрозы жизни. Оставить пришлось практически всё. Но Владимир Епифанцев не мог ни забрать с собой баян. С десятилетним сыном на руках, как воспоминает Татьяна, чуть ли не бежали за последним уходившим из Грозного пассажирским составом — и им протянули руки в одном из вагонов поезда «Баку — Киев». 

Было решено вернуться в родной город Татьяны — Краснодар, где был жив еще ее отец Л.С. Зюбан, в свое время он был депутатом городской Думы, председателем народного контроля Краснодарского края. 

Фото: Марина Богдан

Все с самого начала

В Краснодаре пришлось начинать актерскую карьеру с самого начала. Семья была вынуждена какое-то время переезжать с одного жилья на другое. Были и какая-то неустроенность, жизненные неудобства. Но главное — удалось найти работу по душе. Небольшой промежуток времени супруги трудились в театре «Екатеринодар» под руководством режиссера Геннадия Николаева. А затем, после того, как этот творческий коллектив распался, на долгие годы именно Краснодарский Молодежный театр стал надежным пристанищем, родным домом для Татьяны Леонидовны Епифанцевой.

— Я приехала в Краснодар, когда мне было уже сорок пять. Согласитесь, возраст для актрисы — сложный. Поэтому поступить в Молодежный театр  было для меня настоящим счастьем, — признается актриса.

Свое особенное отношение к этому театру она сохранила и сейчас. 

— Я очень люблю наш коллектив, потому что действительно у нас нет ненужных, разрушающих людей интриг. У всех друг к другу отношение  очень хорошее. Не в каждом театре такое бывает. Это атмосфера, которая располагает к работе, — она помогает сохранять человеку самого себя, все лучшее, что есть в нем. Поэтому я благодарна всем, кто работал и работает в нашем театре, — говорит Татьяна Леонидовна.

Тридцать лет служить в одном театре — это по сегодняшним меркам, когда многие задерживаются на одном рабочем месте в лучшем случае на несколько лет, — дорогого стоит.

Все, кто любит Молодежный театр знают, что его зрительный зал — это особое пространство, которое трансформируется от спектакля к спектаклю. И это сцена, максимально приближенная к зрителю. Это камерный зал, в котором нужно играть по-особенному, — здесь актеры на расстоянии вытянутой руки от зрителей. Как вспоминает Татьяна Леонидовна, в первое время училась работать в этом пространстве — ведь много лет до этого выходила на театральную сцену с огромным зрительным залом… 

— Молодежный театр — немножко другой формации. Я долго привыкала к нему. Потому что это максимально близко к зрителям. А раньше были сцены, которые — на восемьсот мест в зале. Это должна быть разная техника и подача голоса. И все по-другому. Но постепенно-постепенно втягивалась.

Особая доверительность, категорическое отсутствие фальши в актерской игре — верней, всегда проживание судьбы героя на сцене, — всё это очень любит Татьяна Епифанцева в родном театре.

Всегда живой интерес

Общаясь с Татьяной Леонидовной, понимаешь — вот она настоящая актриса, человек, который постоянно изучает человеческую природу. Не устает постигать окружающий мир. Всегда готова учиться чему-то новому. Например, это может быть иностранный язык.  Ей очень интересно, что такое биткоин, и хотя она пока не понимает его природы, но готова разбираться в том, что он собой представляет. Вот недавно, говорит Татьяна Леонидовна, она увлеклась квантовой теорией — изучает все, что попадается ей в интернете или на книжной полке. А также интересуется астрономией — явлениями, которые происходят во вселенной. И психологией — например, изысканиями Татьяны Черниговской, известного специалиста в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания. А также тем, чем занимается Илон Маск, и еще многим-многим другим.

У Татьяны Леонидовны — живой и неподдельный интерес к самой жизни. Это ли не верное свидетельство того, что душа молода и всегда открыта для новых свершений! Она всегда интересуется работами своих коллег — и всегда радуется их успеху и творческим удачам!
Два года назад у Татьяны Леонидовны умер муж. Полгода было очень-очень плохо — нужна была поддержка близких. Поэтому часто ездила в Москву — к сыну Тарасу, который служит актером в Российском академическом молодежном театре. Больше общалась с его семьей, с внучкой. Ее зовут Мария, и ей сейчас семь лет — она пошла в первый класс.

— Рождение внучки — стало для меня настоящим дорогим подарком. Ведь она появилась на свет за день до моего дня рождения — семидесятилетия. Семья сына и театр — сегодня самое дорогое для меня в жизни, — признается Татьяна Епифанцева.

Фото: Марина Богдан

От роли к роли

В Краснодарском Молодежном театре у нее была разные времена по загруженности в театре. Но всегда — это были роли, которые имели особую значимость. 

Жанна де Брёй в «Миледи», мадам Захлебинина в «Вечном муже», Бабушка в спектакле «Звезды святят на потолке», Элеонора Карловна Шнап в «Событии», Время в шекспировской «Зимней сказке» — всё это она Татьяна Леонидовна Епифанцева. Каждая ее роль, пусть и не большая — но очень запоминающаяся. 

В свое время спектакль «Сцены в доме «Бессеменова» по пьесе Горького «Мещане», поставленный Владимиром Рогульченко, тогда главным режиссером театра, стал для Татьяны Леонидовны особенным.

— Какой-то личный прорыв я связываю именно со спектаклем «Сцены в доме Бессеменова». Его мы играли пятнадцать лет. Все эти годы он только рос, становился лучше. Я очень люблю Горького, и  «Сцены в доме Бессеменова» — на мой взгляд, вечный спектакль. Это было лицо театра того периода. Мы с этим спектаклем ездили в Санкт-Петербург… Такие роли для меня очень ценны. 
Еще одна знаковая роль в спектакле «Стулья» по пьесе Эжена Ионеско. Это был проникновенный дуэт, спектакль, где только двое на сцене: Она — Татьяна Епифанцева, Он — заслуженный артист РСФСР Владимир Щербаков. Эта актерская работа была Татьяны Леонидовны большим наслаждением:

— Мне близко абсурдистское направление в театре. И очень нравилось играть в спектакле «Стулья», а вот моему партнеру Владимиру Леонтьевичу Щербакову — нет. Он даже говорил: «Я не понимаю, что играю». Хотя играл всегда очень хорошо. А я его убеждала: «Это наша жизнь… Вы играете самого себя…».

Актриса признается, что по многим ролям, которые она больше не играет, очень скучает.

— Совсем недавно из репертуара ушло сразу несколько спектаклей, в которых была занята. Остался только «Эшелон», который мы играем всего несколько раз в году, но и этому всегда рада. Но вот теперь — новая работа в спектакле «Горе от ума», который поставил режиссер Павел Пронин, — говорит Татьяна Леонидовна. — Была занята в его спектакле «Звезды светят на потолке», жаль, что это постановку мы уже не играем по ряду обстоятельств. Седьмого ноября — премьера «Горя от ума» — обязательно приходите на спектакль!

Фото: Марина Богдан

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру