Николай БОСАК: «Наша задача — повышать качество и уровень медицинской помощи»

Николай БОСАК: «Наша задача — повышать качество и уровень медицинской помощи»

В Краснодарскую краевую больницу скорой медицинской помощи (ККБСМП) хотя бы раз, наверное, обращался каждый житель краевого центра. Представители старшего поколения по-прежнему называют ее зиповской, а те, кто помоложе,— уже больницей «скорой помощи». Как и раньше, медицинское учреждение открыто для всех нуждающихся в неотложной помощи, но за последние годы оно упрочило статус многопрофильной клиники, и многие его службы способны обеспечить сегодня больному лечение на всех его этапах на самом высоком уровне.

Более десяти лет больницей руководит Николай Владимирович Босак. С главным врачом клиники беседуем о том, что удалось сделать за последние годы, как больница работает сегодня и что делается для улучшения медицинского обслуживания в ней.

— Николай Владимирович, в этом году в декабре будет двенадцать лет, как вы возглавляете больницу. Вы досконально знаете все плюсы и минусы ее деятельности. Что за эту почти дюжину лет, как вам кажется, удалось сделать для того, чтобы медицинское учреждение усовершенствовало свою работу?

— Давайте договоримся, что мы говорим только о больнице, о ее коллективе. Всё, что удалось сделать за последние годы,— это результат труда всех ее работников, совместных усилий и поддержки городской и краевой власти.

Наша больница, как вы знаете, не обычная. Это и лечебное учреждение, и служба скорой медицинской помощи для полуторамиллионного города.

Всегда эта больница была клиникой, в которую очень легко попасть, в которой принимают всех без каких-либо исключений. Сюда привозят пациентов на машине «скорой помощи», или же люди приходят к нам сами в приемное отделение. Надо отметить, что у нас один из самых больших потоков хирургических больных по Краснодару.

Что у нас получилось сделать в последние годы? Создать специализированное отделение для лечения пациентов с инсультами. Сегодня его врачи неплохо справляются с теми объемами, которые у нас есть. Могу сказать, что мы принимаем самое большое количество больных с инсультами в городе Краснодаре.

Мы также создали травматологическое отделение — его ранее не было в больнице. Согласитесь, это было странно: к нам привозят пострадавших в ДТП, в результате несчастного случая. У нас профессиональные, опытные хирурги, а травматологии не было. Мы устранили это упущение.

В состав нашей больницы вошло отделение челюстно-лицевой хирургии — ранее оно располагалось по улице Рашпилевской. Это присоединение весьма логичное решение нашего Минздрава. Человек с челюстно-лицевой травмой также часто нуждается, к примеру, в помощи сосудистого хирурга, лор-врача, и в данном случае очень важна многопрофильность больницы, где все эти специалисты есть и вовремя оказываются рядом с пациентом.

За последние годы нам удалось серьезно оснастить больницу современной медицинской техникой. Когда я пришел сюда на должность главного врача, здесь был всего один компьютерный томограф — уже то, что мы могли проводить исследования на нем, нам казалось большим достижением.

Слава богу, в настоящее время такая диагностика — повседневная рутина. Сейчас у нас уже четыре томографа, аппарат МРТ, ангиограф и много другой необходимой техники.

— В некоторых клиниках до сих пор нет хороших специалистов, которые могут грамотно и быстро расшифровать, например, результаты МРТ...

— У нас с этим никаких проблем нет. Как я уже сказал, у нас очень большой поток пациентов, и наши специалисты давно научились всё делать быстро и квалифицированно. Проблема, которую вы озвучили, может быть актуальной для больницы, где не так много пациентов, и, следовательно, там сложней накапливать необходимый опыт.

В список того, что удалось сделать, стоит включить еще и то, что мы цифровизировали процесс рентген-диагностики. Сейчас вместо проявления пленки снимок записывается на диск, с которым пациент и едет к нужному специалисту.

— Николай Владимирович, а что, по-вашему, не удается пока сделать?

— Я недоволен, что нам, к сожалению, не удается отремонтировать всё сразу и быстро. Это невозможно потому, что мы не можем закрыться: нашу нагрузку не примет ни одно другое лечебное учреждение. Поэтому стараемся одновременно и проводить ремонт, модернизацию наших отделений, и поддерживать нормальный лечебный процесс.

Нам удалось отремонтировать реанимацию, роддом, гинекологическое отделение, неврологическое отделение. В январе у нас открылось обновленное лор-отделение. Количество коек в нем увеличилось до шестидесяти. Отделение полностью укомплектовано медицинским оборудованием. Теперь здесь вместо одной операционной сразу три.

Помимо этого, отремонтировали детское приемное отделение — теперь будем совершенствовать взрослое. Но здесь, как я уже сказал, есть свои сложности: прием пациентов не может прерываться.

— На какие средства удалось сделать то, что вы перечислили?

— В основном это краевые средства. Часть ремонтных работ удалось сделать в рамках нацпроекта «Здоровье», а также закупить необходимую технику.

Нужно отметить, что, какие бы мы архитектурные решения ни находили, полностью усовершенствовать, модернизировать больницу не сможем. Больница старая — была заложена в 1964 году. Второй корпус был построен в 1985-м. Изначально проект не соответствовал необходимым требованиям, предъявляемым к зданиям такого рода лечебных учреждений. Естественно, нас сейчас многие критикуют за то, что у нас больница неудобная, нужно во многих случаях переходить из корпуса в корпус. Но это не проблема наших врачей. Мы работаем в тех условиях, которые есть на сегодня.

Губернатор Краснодарского края пообещал, что мы получим новое здание в медицинском кластере, который объединит несколько лечебных центров, в том числе там будет и современная больница скорой медицинской помощи. У нас большие надежды на то, что так и будет.

Мы и сейчас делаем всё, чтобы наша помощь отвечала таким важным характеристикам, как качество и доступность.

— В период пандемии у многих краснодарцев были нарекания, что «скорая помощь» ехала к ним на вызов не так быстро, как они того бы хотели...

— Недовольство людей, конечно, вполне объяснимо. Но вы, наверное, представляете, какая колоссальная нагрузка была у наших диспетчеров, врачей и фельдшеров «скорой помощи». Ведь приходилось порой выезжать по адресу, где в доме болело сразу несколько подъездов...

Я хочу сказать еще о следующем: нас длительное время был очень плохой парк автомобилей. Сейчас парк автомобилей скорой медицинской помощи в Краснодаре один из самых современных. У нас более девяноста машин. Парк постоянно обновляется благодаря особому вниманию краевого Министерства здравоохранения.

Так что наша самая большая проблема сейчас не в машинах, а в людях, которые должны на них работать. Да, надо признать: есть дефицит специалистов скорой медицинской помощи...

Работа эта тяжелая, работа непростая. Далеко не все могут выдержать...

Мы централизовали диспетчерскую. Для нас это важно: все вызовы поступают в единый пункт — раньше они потом отправлялись на подстанцию, еще куда-то. Сейчас диспетчер сразу может принимать решение и уже направлять «скорую» по определенному адресу. Это намного ускоряет процесс оказания помощи. Интенсивность работы «скорой» огромная.

Еще один важный момент. Для людей самое главное, чтобы «скорая» к ним приехала вовремя. А ведь важно, чем она при этом оснащена. Были времена, когда покупались совершенно пустые машины. Что раньше было у врача и фельдшера «скорой помощи»? У него был чемоданчик с медпрепаратами в машине — и, как правило, всё. Электрокардиограф был только в кардиобригадах. У нас же сейчас нет ни одной машины без электрокардиографа, медицинских шин, необходимых в случаях, когда человек получил травму, аппарата искусственной вентиляции легких, запаса кислорода. То есть всё необходимое оснащение в наличии.

Что касается медицинских препаратов, у нас есть в наличии все препараты из списка, утвержденного Минздравом, то, что должно быть в «скорой» для оказания медпомощи. Определенные обезболивающие, противорвотные, кровоостанавливающие препараты...

— Дефицита медицинских препаратов в связи с западными санкциями нет?

— Нет. У нас настолько всё унифицировано и многие препараты заменимы другими, аналогичными, что мы в «скорой помощи» не испытываем никакого дефицита.

— Как принимаются решения о приеме на работу в больницу и службу «скорой помощи»?

— Как правило, мы вместе принимаем решение с руководителями отделений. Человек не только должен обладать необходимыми профессиональными качествами, но ему еще и нужно будет вписаться в коллектив, уметь работать в команде. Как правило, завотделением приходит ко мне и говорит: «Есть молодой парень, он учился у нас в ординатуре, мы наблюдали, как он работает, он ходил на все ночные дежурства, он нам помогал, он отлично вписался в коллектив — давайте его возьмем на работу». В таком случае, если у меня есть место, я, конечно, его возьму.

— То есть загодя присматриваетесь к будущим специалистам?

— Это ведь идеальный вариант. А прием на работу в службу «скорой помощи» происходит так. Если человек приходит и говорит, что он хочет работать в «скорой помощи», у него есть диплом и он подходит по всем своим квалификационным моментам, конечно, я возьму его на работу.

— Сейчас хоть немного легче работать, чем в пандемию?

— Легче. За последние годы мы еще тесней стали сотрудничать с Кубанским государственным медицинским университетом. Понятно, что студенты занимаются на кафедрах, которые базируются в нашей больнице. Это наш кадровый потенциал. Мы присматриваемся, самых прилежных ребят каждый завотделением старается к себе взять на работу.

Но во время пандемии нам неоценимую помощь оказывали студенты, которые замещали наших заболевших коллег в диспетчерской. Они принимали вызовы, чтобы можно было их оперативно обрабатывать. Если обычно поступает в диспетчерскую полторы тысячи вызовов в сутки, то в период эпидемии — три-четыре тысячи и более. Такая помощь была неоценимой. И мы продолжаем сотрудничество в этом плане.

— У больницы много врачей, высококвалифицированных специалистов, которыми она может гордиться.

— Во главе всех отделений больницы стоят сейчас уникальные специалисты. Они отличные профессионалы и обладают необходимыми для нашей профессии человеческими качествами... Я не могу сегодня назвать ни одного заведующего отделением, который не на своем месте. Заведующим вообще сложно быть, потому что он одновременно отвечает и за лечебный процесс, и за хозяйственную деятельность. Поддержание порядка в отделении на его плечах. Он должен уметь успокоить коллектив, когда трудно, своим примером показать, как надо работать.

— Николай Владимирович, что планируется сделать в больнице в ближайшее время?

— Несколько ремонтов, приобретение оборудования. Есть несколько задумок, которые хочется воплотить в жизнь... В кардиологии будем стремиться к повышению уровня оказания помощи. Те же самые ожидания связаны с обновленным лор-отделением: хотим расширить спектр операций, увеличить их сложность. Опыт, квалификация наших специалистов позволяют это сделать.

Основная задача также сделать удобным наше приемное отделение, чтобы его пропускная способность увеличилась, люди меньше ожидали в нем своей очереди.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру