Более сорока процентов выпускников кубанских вузов никогда не работали по специальности

Более сорока процентов выпускников кубанских вузов никогда не работали по специальности

Не так давно мои знакомые — молодая семейная пара в возрасте до тридцати — решили перебраться с Сахалина в Краснодар. Навсегда или, как говорят, на ПМЖ.

Как человек порядочный, я решила их предостеречь. Попыталась объяснить, что Краснодарский край — это, хотя и рай, но рай на земле, поэтому с некоторыми оговорками. Например, при поиске работы сайтам по трудоустройству верить нельзя: уровень предлагаемых зарплат там, как правило, сильно преувеличен.

А еще в Краснодаре существует некий культ высшего образования. Корочки о наличии «вышки» у нас среди людей в возрасте до пятидесяти лет не имеет только ленивый, ибо у нас так принято: начинать свою взрослую жизнь с учебы в вузе. Главное — трава не расти, но корочку получи, а потом хоть полы иди мой, хоть землю копай — это уже вопрос совершенно другой.

Естественно, как это обычно бывает, мои добрые советы были восприняты как моя слабость, то есть как признак того, что это я по жизни неудачница, а вот они о-го-го! Приедут и сразу покорят наш благодатный край.

После обустройства вся сахалинская семья тут же кинулась искать работу. Вакансии, естественно, рассматривали только самые «жирные», с окладом от ста тысяч и выше. Активно ездили на собеседования, в поисках больших денег, как водится, пробовали себя в роли риелторов и даже влипли в сетевой маркетинг.

Со временем, умерив аппетиты, мои знакомые начали искать работу попроще, но чтобы хотя бы не руками махать, а сидеть в теплом офисе на стуле. Вот тут-то и вылезла эта беда: отсутствие документа о высшем образовании. Как оказалось, на любую мало-мальски приличную должность при официальном трудоустройстве требовали «хоть какой-то диплом». И даже там, где он, в общем-то, был не нужен, работодатель в итоге отдавал предпочтение образованным людям.

Без работы мои знакомые, конечно же, не остались — трудоустроились в супермаркет на раскладку товара. Теперь ругают Краснодар, наш климат, наши пробки, нас, кубаноидов, и наше кумовство, из-за которого «честным порядочным приезжим нормальной жизни нет».

Смутные девяностые

Культ высшего образования в Краснодарском крае, по моим наблюдениям, появился еще в девяностых. Немного о себе расскажу. В 1992 году я поступала на театральное отделение Краснодарского института культуры. Признаюсь честно: мне повезло. В том году даже конкурса среди абитуриентов не было никакого — брали всех, кто на вступительных экзаменах получил хотя бы по тройке. По этой же причине количество вступительных испытаний свели до минимума.

Я, например, сдавала только экзамен по актерскому мастерству, а потом сочинение писала. Помню, накатала на несколько страниц опус на тему «Почему я выбираю эту профессию» — четверку за него получила. Пятерок, кстати, никто не получил. Нам потом рассказали, что такую отметку тут ставят только избранным раз в несколько лет. Четверок было штук пять на весь поток в сто пятьдесят человек. Остальные написали на тройки. Двойки, как я понимаю, получили совсем уж... Даже не знаю, как их назвать...

Отечественная система школьного образования начала давать сбои именно на моем поколении. Мы из тех, кого уже учили спустя рукава, но кто пока еще обходился без репетиторов.

Так вот, обычно вступительных экзаменов в вузе было минимум три-четыре. Мы в 1992-м обошлись двумя. Примерно та же картина наблюдалась и в других вузах. Почему так? Потому что перестройка сильно ударила по мировоззрению россиян. В те годы люди не жили — выживали. Массово закрывались заводы, граждане были вынуждены приспосабливаться к новым реалиям и искать работу по принципу «чтоб хоть что-то платили». В итоге большинство оказалось на рынке.

Именно торговля в девяностые приносила деньги. Только благодаря ей народ выживал.

Девяносто второй год, год моего поступления в вуз, был началом торговой эпохи. Учиться и давать образование своим детям почти никто не хотел. Люди не видели в этом перспективы...

Крутые корочки

Итак, в девяностые страна выживала за счет торговли. Однако время шло. И люди вспомнили про престижность высшего образования. Естественно, интеллигенция о нем и не забывала. Но на арену вышли люди новой формации — торгаши, которые в условиях беззаконья зарабатывали хорошо, но им уже хотелось не только денег.

Помните термин «новые русские» из девяностых? Сложилось представление, что новый русский — это недалекий, ограниченный человек, но при этом активный, наглый, бессовестный и именно благодаря этим качествам разбогатевший на торговле.

И вот наступил момент, когда новые русские захотели сменить имидж. Дети — вот самый ценный ресурс, в который можно вложиться! И торгаши начали вкладывать не просто в детей, а в их образование, чтобы потом ходить и хвастаться своими умными детьми.

Учиться в вузе стало снова престижно. Правда, теперь учеба сама по себе начала превращаться в формальность. Ведь многим нужны были не знания, а просто диплом — как признак причастности к светлейшим умам человечества.

В девяностые в вузах начала процветать подпольная коммерция. Преподаватели «торговали» экзаменами и зачетами, ректоры — сразу дипломами.

Уже в 1997 году, когда я выпускалась из института, вместе со мной дипломы получали люди, о существовании которых я до того момента даже не знала. Причем они, не таясь, рассказывали о расценках. Недорого прямо было. Я еще подумала: «А зачем же я, дура, дипломную работу сама сидела писала?»

Но это всё лирика. Факт остается фактом. Постепенно диплом о высшем образовании из документа превратился в украшение, в повод для хвастовства. И по-моему, именно тогда, во второй половине девяностых, дипломы иронично начали называть корочками, подразумевая их бесполезность.

Выпускники вузов поделились на два класса: пока сознательная молодежь грызла гранит науки, другие дипломы попросту покупали, сводя на нет всю их ценность. Но что самое обидное, даже заработанный учебой, потом и кровью диплом перестал гарантировать выпускнику трудоустройство по специальности.

Объяснение этому тоже есть. При Советском Союзе вузы готовили специалистов с учетом потребностей страны. После окончания института выпускник был обязан пойти работать туда, куда ему указала страна. А как же? Тебя выучили за государственный счет? Теперь отрабатывай.

С переходом на рыночную экономику вузы получили право самостоятельно выбирать, кого и на что учить. Естественно, в условиях рынка ориентироваться приходится на спрос. В большую моду в девяностые вошли такие специальности, как юрист и экономист. Как итог ежегодно вузы страны в целом и Краснодарского края в частности выпускали целые армии юристов и экономистов, которым впоследствии оказалось негде себя применить. А если учесть еще и коррумпированность учебного процесса тех лет...

Один мой одноклассник с дипломом юриста сначала возил одежду из Турции и продавал ее оптом на Вишняках, потом прогорел, а сейчас работает по найму у более удачливых коммерсантов.

Знакомые экономисты в основном работают бухгалтерами.

За этот месяц я дважды вызывала такси. Наверное, это просто совпадение, но оба раза приезжали выпускники моего — театрального — факультета, правда, на несколько лет младше меня. Один рассказывал, что занимается организацией свадеб, а таксует якобы потому, что несезон, плохо люди женятся зимой. Второй говорил, что играет в каком-то частном театре, но театр еще не раскрутился — приходится подрабатывать. Этого второго парня я вспомнила. Он учился на курс младше меня, ходил на пары в разных модных костюмах. Были девяностые — народ одевался кто во что горазд, а у этого вечно брюки со стрелочками. От былого франта ничего не осталось: ко мне на заказ он приехал в джинсах да в застиранной толстовке.

Ну да ладно. Время не щадит никого. Я с годами тоже не становлюсь принцессой. Работать по специальности — режиссером в театре — мне тоже не пришлось, осела в журналистике. Впрочем, это хотя бы «рядом»: и там и сям творчество.

Такой дорогой Краснодар

Уж не знаю почему, но культ высшего образования с девяностых и до сей поры особенно процветает именно у нас, в Краснодарском крае. По моим наблюдениям, в других регионах такой погони за корочками нет.

Например, один мой знакомый, работник полиции, имея высшее техническое образование, решил получить второе — юридическое. Для карьеры надо было. Учиться ездил в Ростов-на-Дону, говорил, там существенно дешевле. Краснодар он, отец двоих детей, просто не потянул. Понятно, что учился платно: второе высшее даром не дают.

При этом другая моя знакомая, точнее подруга детства из маленького городка под названием Юхнов, запросто выучилась на юриста в своем областном центре — в Калуге. На тот момент она, будучи в разводе, сама тянула двоих детей. Устроилась вольнонаемной в колонию для отбывающих наказание преступников, решила получить соответствующее образование. И получила его без проблем. В то время как у нас, в Краснодаре, за бюджетные места на юрфаке шла борьба то ли знаний, то ли кошельков — по несколько десятков человек на место, в Калуге люди запросто поступали учиться без всяких хлопот. Полистала учебники, вспомнила школьную программу — этого оказалось достаточно.

Тур за дипломом

В прошлом году сын моей знакомой оканчивал школу и готовился к поступлению в вуз. Говорю ей: «В Краснодар даже не лезьте! Денег не хватит!»

Она в ответ пофыркала. Ребенок у нее — светлая голова, наверняка поступит на бюджет. Нынче в вузы принимают по результатам ЕГЭ, коррупция вроде бы при поступлении сведена до минимума...

Однако, когда дело дошло до подачи документов в вуз, оказалось, что баллов для поступления у парня может не хватить. Отправили его в среднюю полосу, к папе. Документы решили подать в несколько вузов Вологды и Ярославля, и везде он прошел по конкурсу. В итоге выбрал политехнический. Инженером будет.

И чем родители кубанских школьников недовольны? Говорят, плохо детей стали учить. Ну как же плохо? Вон какие результаты на ЕГЭ дети показывают! Ага-ага...

Но это мы уже отвлеклись. Что бы мы сейчас ни говорили про ситуации в Краснодарском крае, но проблема невостребованности дипломированных специалистов — это проблема не только нашего региона, но и всей страны.

По этому поводу даже народная шутка есть: «Ничто не дается так дорого и не ценится так дешево, как высшее образование». И в этой шутке, к сожалению, огромная доля правды. Стоимость обучения в вузах год от года растет, а найти хорошую работу молодому специалисту всё сложнее.

Львиная доля вакансий на современном рынке труда касается в основном рабочих профессий. Дипломированные специалисты тоже нужны, но на них меньший спрос. Вот и получается: вакансии в дефиците — дипломов переизбыток. Поэтому и кладет наша молодежь свои дипломы на полки, выбирая себе работу не по мечте, а по тому, что подвернулось.

Немного статистики

Сегодня в Краснодарском крае действуют 52 государственных и негосударственных вуза. Ежегодно армия студентов пополняется на 38 тысяч первокурсников. Для справки: десять тысяч из них получают право учиться бесплатно, за счет госбюджета, а остальные знания приобретают, что называется, за деньги.

Вы только вдумайтесь, что происходит! Каждое лето на поиски работы в крае выходят более тридцати тысяч амбициозных молодых людей, и каждому из них хочется отвоевать свое место под солнцем. Однако белых рубашек и офисных кресел на всех попросту не хватает. Поэтому минимум половина в итоге засучит рукава и пойдет работать не головой, а руками.

Кстати, по этому поводу и еще цифры есть. По статистике, примерно половина тех, кому вузовское образование не пригодилось, объяснили ситуацию невозможностью найти подходящее рабочее место.

Четверть вузовских выпускников открыто признались: не на тех выучились, специальность не нравится.

Двадцать процентов положили свои корочки на полки, потому что решили: специалистам их профиля слишком мало платят. И это вполне объективно: сегодня охранник в супермаркете получает больше учителя в школе.

Кстати, если вам интересно, кто чаще всего работает согласно диплому, то тут статистика такова. На первом месте медики: после вуза идет лечить людей 91 процент выпускников. На втором — работники системы образования (82 процента), на третьем — специалисты IT-сферы (79 процентов).

Высок интерес к своей профессии у специалистов в области транспорта, энергетики, сельского хозяйства, строительства.

А знаете, кто чаще всех пролетает? По статистике, сложнее всех сегодня реализоваться в своей сфере выпускникам вузов с дипломами юристов, журналистов и артистов. Короче, мне еще повезло: я не среди аутсайдеров...

Вы еще думаете, куда отдать учиться своего ребенка? Если честно, сочувствую. Выбор и правда не из простых. Нынче это большая удача: суметь соблюсти баланс между интересами ребенка, его потребностями, возможностями и ситуацией на рынке труда.

В общем, здравого взгляда на жизнь всем нам, товарищи! Иначе ситуацию с корочками в стране еще долго не удастся переломить.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру