Путин подписал указ об обязательной аттестации гидов и экскурсоводов страны

Путин подписал указ об обязательной аттестации гидов и экскурсоводов страны

По замыслу законодателей эти меры направлены на то, чтобы сделать отрасль туризма России более профессиональной и повысить привлекательность нашего государства для путешественников. Конечно, намерения благие, но что из этого выйдет?

Эх, прокачу!

Если вы приедете в Сочи, то прямо у выхода из вокзала на вас набросятся. Я не шучу: именно набросятся. Таксисты, риелторы, предлагающие ночлег, и продавцы туристических услуг. То же самое вас ждет, как только вы приблизитесь к береговой линии моря.

Вы морской вокзал Сочи видели? Там очень красиво. Но лично я даже приближаться к этому месту не люблю. Шагу невозможно ступить, чтобы тебя не окликнули: «На теплоходе хотите прокатиться?»

Зазывалы возле морвокзала напоминают акул, которые курсируют между прохожими, хищно высматривая жертву. Их на этом, в общем-то, небольшом пятачке несколько десятков, некоторые ведут себя настолько нагло, что даже за руки могут ухватить.

Это, конечно, не гиды, а всего лишь продавцы, посредники между организаторами экскурсий и туристами, причем работают они не за зарплату, а за процент от вырученных билетов. Но сама по себе картина возле морвокзала отлично характеризует сочинский рынок экскурсионных услуг. Их здесь просто море.

То же самое можно наблюдать возле крупных гостиниц. Выходишь за проходную, а там на тебя в буквальном смысле кидаются толпы агентов по продаже туров. И каждый доказывает, что он лучше других. Вроде бы XXI век на дворе, а ситуация с агентами напоминает базар: стоит чуть притормозить — на тебя налетит толпа «кровожадных» торговцев.

Интернет-рынок экскурсионных услуг тоже пестрит обилием предложений. Это понятно: Сочи — курортный город, здесь есть и море, и горы, посмотреть есть что, съездить есть куда, да плюс еще и Абхазия рядом — сочинские организаторы экскурсий часто предлагают ее посетить.

Наравне с крупными туристическими агентствами в самом южном городе страны работают сотни мелких. А уж экскурсоводов-одиночек у нас даже подсчитать невозможно. Если у человека есть более или менее приличный автомобиль, он уже может гордо именовать себя гидом и проводить так называемые индивидуальные экскурсии. Ну а что? Посадил в машину три — четыре человека и поехал. Пой себе по дороге, рассказывай байки — получай свою копеечку.

Вернее, не копеечку. Я для интереса специально узнала. Индивидуальные туры стоят от пяти тысяч рублей — это если по Сочи, а в Абхазию еще дороже. Не так уж и плохо, даже если вычесть затраты на бензин и амортизацию автомобиля.

Правда, какого качества будет такая экскурсия? Тут вопрос очень спорный. Зато с гидом-частником можно поторговаться, а с крупной фирмой, естественно, нет. Минусы, разумеется, есть. Частники подводят. Я неоднократно слышала от отдыхающих: договорились, а он не приехал и телефон отключил. И хорошо еще, если предоплату не взял.

Хотят как лучше

Проблема качества в сфере экскурсионных услуг не нова. Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров еще в начале двухтысячных добивалась принятия федерального закона, который регулировал бы работу отрасли. Дело сдвинулось с мертвой точки только в 2019 году: законопроект наконец-то был зарегистрирован и направлен председателю Государственной Думы. Однако из-за пандемии коронавируса рассмотрение документа было отложено, поэтому всё немного затянулось. И вот наконец закон подписан президентом.

Двадцатого апреля соответствующий документ был опубликован на интернет-портале правовой информации. Новшества вступят в силу с 1 июля 2022 года. В общем, время подготовиться у работников сферы туризма есть.

Экзамен не для слабаков

Обязательную аттестацию должны будут пройти все гиды, экскурсоводы и проводники на туристских маршрутах. Работников музеев это не коснется: считается, что специфика работы у них несколько иная и ужесточать требования в этой сфере необходимости нет.

Что нужно для того, чтобы получить допуск к аттестации? Обязательно — профильное образование, стаж работы, владение иностранными языками (если экскурсии проводятся на них). Тем, у кого ни образования, ни официального стажа, придется пройти четырехмесячные курсы.

Еще один немаловажный момент: стать гидом может только гражданин нашей страны — иностранцев до аттестации просто не допустят. А еще документ об аттестации имеет срок годности — пять лет, потом снова готовься к экзаменам.

Аттестацию работникам сферы туризма предстоит проходить в том регионе, в котором они работают. Решил переехать в другой конец страны — проходи проверку заново.

Для интереса я просмотрела вопросы, ответы на которые должен знать гид Сочи. Они касаются законодательства в сфере туризма, знания истории и географических особенностей региона, есть пункты, касающиеся местных достопримечательностей. Ничего такого особенного, если вы профессионал, а вот профан такой экзамен точно не сдаст.

В общем, аттестация гидов — процесс достаточно серьезный и вроде бы нужный. Однако лично я не понимаю, как можно заставить идти на аттестацию дядю Петю, который возит туристов на своей машине по каким-нибудь неохраняемым сочинским «заброшкам».

Немного истории

В Европе путешествия как форма отдыха, развлечения и установления дружеских и деловых связей появились еще в античные времена. Поводом для поездок в другие города и страны обычно была торговля, паломничество, лечение. В Древней Греции зародились и спортивные поездки-экскурсии — на Олимпиады.

В Средние века появился еще один мотив для путешествий — религиозный. Люди отправлялись в другие регионы ради поклонение святыням. В эпоху Ренессанса и Просвещения в моду вошли путешествия ради обучения.

Кстати, о России. Реформы Петра I ознаменовались обязательными гранд-турами для молодых дворян, проводившимися с образовательной целью и ради повышения культурного уровня.

В общем, к путешествиям люди стремились всегда, но до начала XIX века из-за плохого транспортного сообщения позволить себе колесить по миру могли только очень состоятельные особы.

Начало массовому туризму положил англичанин Томас Кук, организовавший 5 июля 1841 года первый в мире туристический железнодорожный вояж для 570 рабочих. Эту дату принято считать началом зарождения туризма, а самого Кука — первым профессиональным гидом человечества. Он же открыл первое в истории туристическое агентство — Thomas Cook Group.

Летели годы. Города и страны связали рельсы железных дорог, а континенты — аэромаршруты. Сегодня путешествие — это вполне доступный вид отдыха для большинства из нас. Разумеется, профессия гида, экскурсовода становится всё более популярной, но в то же время и требования к уровню квалификации работников сферы туризма растут.

А вот у других...

Итак, в России гидов решили взять на карандаш. А как в других странах? Я специально поинтересовалась. Оказывается, во многих государствах деятельность экскурсоводов лицензируется. Понятно? Пока мы своих всего лишь аттестовывать решили, у них там всё уже существенно круче. У них там отрасль туризма давно контролируется так же, как у нас, например, производство спиртного. Каждая бутылочка, точнее каждый экскурсовод, учитывается.

В Британии, например, лицензию гида можно получить только после прохождения специального курса при университете. Курс длится аж два года и стоит около шести тысяч евро. Поскольку это дорого, большинство британских гидов — люди средних лет и старше: когда-то выучиться на экскурсовода было дешевле, чем сейчас. Ну а нынешняя молодежь предпочитает подбирать себе специальности подешевле.

В Австрии профессия гида также подлежит строгому лицензированию. Причем там лицензия необходима не только гиду-экскурсоводу, но и гиду-сопровождающему. Какая разница между этими людьми? Сопровождающий имеет право только «указывать» на достопримечательности, а экскурсовод — еще и право их «толковать».

Для получения лицензии гида в Австрии необходимо выучиться в специальном учебном заведении, получить диплом, а потом еще и сдать экзамен, принимаемый специальной комиссией, в состав которой входят представители гильдии гидов и торгово-промышленной палаты.

В Израиле по закону проводить платные экскурсии имеют право только лицензированные Министерством туризма экскурсоводы. Для получения разрешения надо окончить академический курс, состоящий из пятисот часов лекций и поездок по стране, которые в общей сложности занимают семьдесят дней.

Деятельность гидов лицензируется в Индии, Турции, Египте, Бразилии, Польше, на Мальдивах, в Таиланде. По старинке — без всяких специальных документов — коммерческие экскурсии можно водить на Кубе, в Новой Зеландии, Кении, Уганде. В общем, чем выше уровень жизни в стране, тем больше эта страна заботится о том, что о ней подумают туристы. Давно бы пора и нам за порядок взяться...

Подпольщики спокойны

Как восприняли рядовые работники сферы туризма Сочи новость о предстоящей аттестации? Да кому же нравится нервотрепка? Экзамены, финансовые траты, зубрежка — всё это неизбежно. И да, самое обидное: под прицел попадут именно те, кто работает официально. А вот что будет организаторам «подпольных», самодеятельных экскурсий? Согласно новому закону за работу без аккредитации положен штраф. Но это если поймают.

Моя знакомая держит небольшую частную гостиницу на восемь номеров. В качестве подработки ее супруг возит желающих на экскурсии на собственном минивэне. Он водитель, он же гид. Загрузил в салон шесть — восемь человек и поехал. Если что — родню и знакомых катает. Кто и как это проверит?

Если есть заказ на поездку в Абхазию, на границе пассажиры всё равно высаживаются из автомобиля и проходят таможню в индивидуальном порядке. Кто на чём собирается путешествовать по стране, никого не интересует.

А если авария? А если кому-то плохо станет в дороге? Эпилепсия, сердечный приступ — что делать? Эти вопросы я задала своей знакомой, но в ответ она только плечами пожала: «Пока, слава богу, такого ничего не было». И как действовать в экстренных ситуациях, она понятия не имеет, о правилах оказания первой медицинской помощи в последний раз слышала на уроках в школе.

А что делать, если ЧП произойдет в Абхазии? Это ведь территория другого государства со своими законами и правилами. Ответа на этот вопрос я тоже не получила. «Будем решать проблемы по мере их поступления!» — философски отметила моя знакомая.

Нас окружили дикари

Или вот еще случай. Недавно мы ездили на природу своим ходом, на своей машине. На полупустой дороге в Лазаревском районе нас зачем-то подрезал мини-грузовичок, в кузове которого сидели люди. Чуть авария не случилась.

Мы, местные, прекрасно всё поняли: в кузове туристы, а водитель машины вот так их развлекает. В Сочи в большой моде подобный вид отдыха, его называют джипингом. Это когда в машину с открытым кузовом набивают людей и катают их по дорогам и бездорожью — через лесные чащи и речки вброд.

Когда я вижу такие машины с людьми, прихожу в тихий ужас, но приезжим нравится: экстрим.

Я однажды спросила: «А вы проверили у водителя грузовика права, допуск к перевозке пассажиров?» Туристы пожали плечами: это в голову никому не пришло.

Вот он, наш сочинский дикий туризм. Если человек приехал в чужой регион на отдых, он, может быть, и не догадается спросить у организаторов экскурсий, легальный ли ему предлагают тур и профессионалы ли будут его сопровождать. Как результат — ежегодные ЧП с перевернувшимися машинами.

О прогнозах

К сфере туризма нашего региона у меня лично много претензий. Так что будет с введением новшеств? Изменит ли ситуацию новый закон об аттестации гидов?

До того, как новые законодательные нормы начнут действовать, еще почти год, поэтому давать какие-то прогнозы на этот счет пока рановато. Но в целом, если рассуждать здраво, верным путем идем мы с вами, товарищи. Прядок навести в туристической отрасли давно бы пора.

Недавно моя подруга, заядлая туристка, объехавшая до пандемии полмира, сказала: «Увы, но путешествовать по России дорого и некомфортно». Не поспоришь. И дело тут не только в непрофессиональных гидах... Хотя и в них тоже.

В общем, пока у нас так, как есть. А что будет дальше, посмотрим.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру