Фуд-корты под замок: почему ограничения для общепита действуют избирательно

Фуд-корты под замок: почему ограничения для общепита действуют избирательно
Сергей Хабибов

Почему ограничительные меры для предприятий общепита в Краснодарском крае действуют избирательно: одним дают возможность работать по регламенту — других обрекают на банкротство?

Единственное условие жизнедеятельности бизнеса — это его деятельность. Нет деятельности — нет жизни. Если деловую активность ограничить, то никакие государственные припарки в виде рассрочек по арендной плате, налоговых льгот и прочего дело не спасут. Пандемия показала: если наложить запрет и не дать внятных инструкций, как из него выйти, то бизнес медленно, но верно сползет в тартарары.

Рестораны vs фуд-корты

Пока краевые власти твердят, что Кубань возвращается к докоронавирусной жизни, сфера общепита и развлечений до сих пор скована серьезными ограничениями. Некоторые предприниматели буквально живут в судах, потому что не в силах гасить кредиты, часть которых взяты под залог собственных квартир. Волнует ли местную власть судьба отдельных людей и их бизнеса? Может быть, не настолько серьезно, как хотелось бы?

Краевой Роспотребнадзор установил, что работать могут лишь те точки общепита, которые принадлежат одному хозяйствующему субъекту, находятся в отдельном помещении и имеют отдельный вход. Остальные предприниматели могут работать лишь навынос. Однако изучение ситуации показало довольно странную картину. Введенные меры исполняются не повсеместно. На работу одних предприятий контролирующие органы вовсе не обращают внимания, а другие показательно караются по всей строгости ковидного времени.

Сегодня официально могут работать рестораны, столовые и кафе, отдельно стоящие и имеющие отдельный вход с улицы. И несмотря на то что брендовые рестораны быстрой еды скапливают под одной крышей массу посетителей, соразмерную клиентской массе фуд-кортов, именно фуд-корты почему-то представляют наибольшую опасность. Только фуд-корты (они представляют собой несколько кафе под одной крышей) являются настоящим рассадником хвори, но только не переполненный общественный транспорт, залы ожидания вокзалов и аэропортов, отдельно стоящие пиццерии, сыроварни и рестораны, куда устремляется публика за неимением большего выбора.

У соседей по-другому

Тем не менее, несмотря на запрет, судя по нашим наблюдениям, некоторые предприниматели ухищряются-таки работать, причем, вероятно, заручившись либо покровительством органов надзора, либо законодательными лазейками. Например, адыгейский гигант «Мега-Адыгея», в котором каждые выходные бывает значительная часть жителей Краснодара, сообщает, что согласно постановлению правительства республики кафе и рестораны фуд-корта без собственной зоны посадки работают только в формате покупок навынос, а кафе и рестораны с собственной зоной посадки работают в обычном режиме. Примечательно, что понятие собственной посадки слабо регламентирует введенные ограничения и допускает жонглирование смыслами: это ведь те же самые столики фуд-корта, только в отведенной, обтянутой ленточками зоне. Однако, увы, решения «Меги» — это заслуга правительства другого субъекта федерации, на которого кубанской администрации никак не повлиять, и спокойно сидящие и употребляющие пищу и напитки краснодарцы здесь далеко не редкое явление. Почему тогда для проверки граждан, побывавших в потенциальных очагах заражения, на въезде в Краснодар не установлены специальные кордоны? Казалось бы, подобный пример адыгейского соседа мог бы критически повлиять на позицию краевого Роспотребнадзора и он мог бы вести политику ограничений максимально открыто и понятно. Однако и на Кубани немало примеров, когда под знаменем борьбы с пандемией маскируется излюбленный метод кнута и пряника.

Наши запросы в крупнейшие торгово-развлекательные центры Краснодара о соблюдении ограничительных предписаний при работе фуд-кортов в большинстве своем остались безответными. Промолчала «Галерея» и «СБС-Мегамолл». Пресс-служба торгового центра OZ Mall и администрация ТК «Центр Города» сообщили, что воздержатся от комментариев по заданной тематике, а Мегацентр «Красная Площадь» ответил, что их «фуд-корт работает навынос». Если с той же «Галереей», которая проштрафилась нарушениями регламента при работе кинотеатра в новогодние праздники, всё предельно ясно: фуд-корты надежно заблокированы и народ может рассчитывать только на вынос излюбленного блюда в бумажном пакете, то ситуация в «СБС-Мегамолле» вызывает вопросы, причем об этом пишут и местные блогеры. Возможно, по примеру адыгейских товарищей с их «собственной посадкой» некоторые точки питания отгораживают диванами отдельные зоны, в которых посетители центра могут присесть и перекусить.

Правила не для всех?

Неоднозначная ситуация сложилась с новоформатными супермаркетами общественного питания. Это отдельно стоящие строения, чьи локации оборудованы под совместную торговлю питанием различными организациями и ИП, которые тоже попадают под определение фуд-корта, хоть и имеют отдельный вход. Разница между такими фуд-маркетами и ресторанами лишь в количестве хозяйствующих субъектов и касс. Самый известный из ныне работающих — это фуд-маркет «Гастропорт» в Сочи, который открылся полтора года назад.

По словам нашего корреспондента, необычный для курорта формат заведения быстро полюбился и гостям города, и местным. Расположен «Гастропорт» рядом с морским портом Сочи. Под одной крышей на площади в две тысячи квадратных метров собрано тридцать заведений на любой вкус. После карантина данное заведение ненадолго открылось, но затем снова закрылось, потому что попало под коронавирусные ограничения. Сегодня «Гастропорт» работает с соблюдением мер безопасности: на входе измеряют температуру, просят надеть защитные маски.

— Да, мы, кажется, неделю не работали, а потом опять разрешили,— рассказал нашему корреспонденту один из предпринимателей. — Но вы не волнуйтесь, нас Роспотребнадзор постоянно проверяет. Вам с собой или здесь есть будете?

— А здесь можно?

— Под вашу ответственность.

Отметим, что столики в «Гастропорту» расставлены в полутора метрах друг от друга. А если это сделать нельзя, то просто закрыты бело-красными ограничительными лентами.

Как известно, Сочи всегда мнил себя московской вотчиной и нередко в риторике местных жителей встречалось: «Мы не Кубань, поэтому ваши правила нам не указ». В данном случае очевидно продолжение той же истории, ведь подобное сочинскому «Гастропорту» заведение в центре Краснодара столкнулось с кардинально противоположной реакцией Роспотребнадзора. В середине августа 2020 года в ТК «Центр Города» открылось заведение, подобное «Гастропорту»,— «Фуд-маркет», который жители Краснодара тут же окрестили «маленьким Парижем». Схожи и концепции: 2500 метров и 25 корнеров. Но в отличие от «Гастропорта» на краснодарском «Фуд-маркете» словно решено было отыграться, устроить на его примере показательную порку. Краевое управление Роспотребнадзора «позволило» заведению проработать от силы два месяца и вдруг стало один за другим штамповать протоколы об административных правонарушениях с приостановкой деятельности, что в итоге вылилось в полное закрытие. По словам арендаторов (владельцев кафе и ресторанов), произошло это безо всякого предупреждения, пришлось выбросить закупленное на неделю продовольствие, а персоналу выплатить неустойку. В итоге их бизнес находится в критическом состоянии, длительная приостановка работы проекта привела к их финансовому краху. Если в ближайшее время проект не возобновит работу, у предпринимателей не останется никакой возможности вновь начать такой бизнес.

Бизнес ждёт диалога

Понятно, что пандемические ограничения действуют на территории края согласно постановлению губернатора с подачи Роспотребнадзора, однако как объяснить такое разное отношение к делу? Ведь даже уполномоченный по правам предпринимателей в Краснодарском крае Игорь Якимчик, не так давно участвовавший во встрече власти и бизнеса, дал обнадеживающий комментарий журналистам.

— Опыт других субъектов, у которых гораздо хуже ситуация по эпидемии, показывает, что работать можно. Нужно найти этот диалог, и он сейчас есть. Нужно поступательно двигаться в рамках добросовестной конкуренции. Важно для бизнеса, чтобы работали достойные предприятия, которые платят сегодня налоги и которые держат стабильную ситуацию со своими сотрудниками,— сказал Якимчик.

Однако брифинг заместителя главы краевого Управления Роспотребнадзора Татьяны Гречаной 5 февраля 2021 года показал, что далеко не всё так радужно, как описывает это омбудсмен.

— Меня спрашивают: «Почему в Москве, как говорится, открыто всё, а в Краснодарском крае нет?» Дело в том, что снижение заболеваемости в России идет за счет трех субъектов: Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Здесь число зараженных упало в два — три раза. На Кубани такого не наблюдаем. Как только будет регистрироваться 50—60 случаев ежедневно, тогда появится основание для того, чтобы проговорить отмену ограничений,— отметила Татьяна Гречаная.

Так если для пятимиллионного края 180—200 человек, а для Краснодара около восьмидесяти случаев заболевания в сутки — столь критическая цифра, почему конкретные секторы экономики должны быть принесены в жертву? И где тот хваленый диалог, о котором говорил Игорь Якимчик? Почему ведомство, борясь за здоровье граждан, обрекает на гибель самую пострадавшую сферу бизнеса и при этом закрывает глаза на деятельность аналогичных заведений? Неужели у Роспотребнадзора есть любимчики? Такого ведь быть не может.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру