Начальник кубанского экспертно-криминалистического центра Омельченко рассказал, как силовикам более века удаётся идти в ногу со временем

Повышенное внимание к деталям, необычный эксперимент с самыми простыми вещами, а еще усидчивость и пристрастие к разгадыванию головоломок. Это, наверное, самые важные качества для криминалиста. Как специалистам удается идти в ногу со временем, помогает ли юмор во время сложных расследований и как избежать профессиональной деформации рассказал начальник экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Краснодарскому краю Владимир Омельченко.

Начальник кубанского экспертно-криминалистического центра Омельченко рассказал, как силовикам более века удаётся идти в ногу со временем
Начальник экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Краснодарскому краю Владимир Омельченко.

- Владимир Александрович, экспертно-криминалистическим подразделениям в системе МВД уже 101 год исполнился – больше века. Вот скажите, пожалуйста, насколько тяжело идти в ногу со временем, что это требует от эксперта?

- В настоящий момент в Экспертно-криминалистическом центре краевого главка проводится 44 различных направлений исследования. Чтобы соответствовать сегодняшним реалиям мы закупаем новое техническое оснащение, очень тщательно подбираем и обучаем кадры. После окончания специализированного высшего учебного заведения, молодые сотрудники проходят обязательную переподготовку непосредственно на базах учебных центров МВД России. На протяжении всей службы сотрудники постоянно находятся в процессе обучения, которое может быть связано с повышением квалификации, получением определенных квалификационных допусков на право производства конкретных видов экспертиз и последующим их подтверждением. Этот процесс непрерывный.

- Расскажите еще, пожалуйста, о чертах характера криминалиста.

Когда молодые сотрудники приходят устраиваться на службу, я всегда говорю: «Ребята, если вы выбрали экспертную службу - это 99,9 процентов, что вы уже останетесь здесь на всю жизнь». Почему? Потому что становление эксперта это действительно очень длительный процесс. Формирование специалиста, именно как эксперта, происходит практически всю его трудовую деятельность. Первые серьезные задатки формируются в первые пять лет службы, и если человек попал в систему именно экспертов-криминалистов, то он начинает в ней развиваться, обучаться, получать свои какие-то профессиональные навыки, соответственно и свидетельства о допуске на право производства экспертиз. Поэтому такой процесс – непрерывный, и человек просто с этим работает уже на протяжении всей своей трудовой деятельности.

А что касается характерных особенностей, то у нас такого разделения нет. Конечно, если человек усидчив, кропотлив, трудолюбив, это как и на любом другом участке работы всегда приветствуется, очень немаловажен фактор профессионализма и творческого подхода к делу, ведь у нас работают люди различных специальностей (технических, медицинских, химических, лингвистических, экономических, IP-технологий и других направлений научной деятельности). Все сотрудники с высшим образованием, а некоторые и с ученой степенью. Проведение экспертиз и исследований по запутанным делам требует применения на практике высокоточного сложного аналитического оборудования, современных технических средств, зачастую на уровне молекулы ДНК, и комплексного подхода к делу.

- У всех представителей профессий, которые связаны с опасностью, существует, скажем так, профессиональный юмор. Существует ли он у вас такой и спасает ли юмор вас в работе?

Профессиональный юмор, конечно, существует. Но для меня самое главное, наверное, чтобы с хорошим настроением люди на службу приходили и с таким же хорошим настроением с нее возвращались домой. Работа у нас интересная, разноплановая. Мы сдаем те же самые квалификационные экзамены по физической и огневой подготовкам. Нас могут задействовать и в обеспечении охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Мы люди в погонах и поэтому, собственно, те задачи, которые перед сотрудниками полиции ставятся, мы выполняем их тоже. А то, что касается юмора, это только приветствуется, но в разумных пределах.

- Какими делами занимаются криминалисты и какое дело в вашей личной практике было самым сложным?

У нас нет такого разделения: на значимое или незначимое дело. Мы работаем по всем фактам противоправных деяний, примененных в отношении граждан. Но чем серьезнее преступление, тем сложнее и интереснее его расследовать. Поэтому во всех нашумевших делах, которые были в крае за последнее время, принимали непосредственное участие эксперты-криминалисты, как при осмотре места происшествия, так и при последующей обработке всех следов объектов, которые были изъяты.

В этом году уже было более 14 000 выездов сотрудников на места происшествия. Из них около 5 тысяч по тяжким и особо тяжким преступлениям.

- Откройте, пожалуйста, секрет, какие методы используются для того, чтобы установить личность злоумышленника.

У нас три основных направления. Одно из них – это выезд в составе следственно-оперативной группы на осмотр места происшествия, во время которого эксперт-криминалист проводит мероприятия по поиску обнаружению, фиксации, изъятию следов, объектов, предметов, имеющих отношение к преступлению. Второй этап – это в обязательном порядке проверка изъятых следов по различным криминалистическим учетам, которые у нас существуют. Именно сверка следов с той базой, которая сформирована, позволяет нам определить конкретное лицо, которое могло иметь какое-то отношение к данному событию. Третье направление – это производство судебных экспертиз. Это отработка изъятых следов именно в рамках заключения эксперта, где конкретный вывод дается по определенному предмету или событию. И уже потом заключение с выводами в рамках расследования уголовного дела направляется в суд.

- Какой из этих этапов самый сложный или самый важный? Можно ли вообще выделить?

Однозначно сказать нельзя. Если по техническому оснащению, то наверное проще с осмотром места происшествия, если по значимости, то это самое важное. Почему? Потому что именно с того момента, как мы обнаружили и изъяли улики, в дальнейшем начинается работа. Все эти этапы разложить на сложные и несложные, значимые и незначимые нельзя. Ведь, если, допустим, где-то что-то на каком-то этапе недоработали, то потом не получишь конкретного положительного результата.

- Вспомните, пожалуйста, какие-то курьезные, забавные случаи из своей практики. Поделитесь с нами.

На моей практике, когда я был еще лейтенантом, случилось выехать по факту пропажи женщины. Длительное время не могли ее найти. Потом в ходе проведения совместно с уголовным розыском оперативно-розыскных мероприятий были установлены факты, свидетельствующие о вероятности того, что возможно эту женщину убили и для того, чтобы замести следы, преступник сжег ее в печи. Это сельский дом и для того, чтобы проверить эту версию мне пришлось пролезть через весь дымоход. И когда мы осмотрели внутреннюю поверхность дымохода, был найден фрагмент человеческой кости между кирпичами. Потом при проведении ДНК экспертизы, с помощью образцов от ее родственников, было доказано, что эта кость придержала разыскиваемой женщине. Поэтому осмотр места происшествия может быть немного связан с экстримом. Но в последствии, когда преступление было раскрыто, я получил большое удовлетворение. И именно это, на том жизненном этапе, когда я только формировался как эксперт, подвело меня к тому, чтобы дальше заниматься этой профессией. Не знаю, насколько курьезная эта ситуация, но из практики запомнился именно такой случай.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру