Эшелон отправляется из ада: в санитарных поездах врачи работали сутками

В военно-санитарных поездах в годы войны с передовой были вывезены десятки тысяч раненых красноармейцев. «Госпитали на колесах» — так уже в начале войны называли эти поезда фронтовики. Они забирали раненых с передовой, из грохочущего ада, и везли в направлении тыла, давая шанс на спасение.

Эшелон отправляется из ада: в санитарных поездах врачи работали сутками

Железнодорожным бригадам и медперсоналу приходилось спасать жизни красноармейцев под артобстрелами и бомбежками. Случалось, что личный состав военно-санитарных поездов (ВСП) вступал в реальный бой с врагом. С первых дней войны фашистские летчики объявили охоту на военно-санитарные поезда. Только в 1941 году на них было совершено 224 авианалета.

Всего за годы войны в перевозках по эвакуации раненых было задействовано, по разным данным, от одиннадцати до без малого двенадцати тысяч поездов. С 1941 по 1945 год эти поезда вывезли больше пяти миллионов раненых бойцов.

«Для перевозки раненых и оказания им помощи»

На начало войны для формирования эшелона требовались немалые по тем временам средства — порядка 170 тысяч рублей на один состав. Тем не менее уже в июне 1941 года по приказу Народного комиссариата путей сообщений железные дороги сформировали 288 военно-санитарных поездов. Для транспортировки раненых с передовой в тыловые госпитали было подготовлено шесть тысяч вагонов.

Летом 1941-го приказом Народного комиссара обороны СССР было утверждено Положение о военно-санитарных поездах, подписанное заместителем наркома обороны маршалом С. М. Буденным. Тогда же появились документы, определявшие порядок составления и организацию работы ВСП. Такие, например, как Правила составления постоянных и временных военно-санитарных поездов и оборудования для них подвижного состава или Инструкция по погрузке и разгрузке военно-санитарных поездов.

Как было указано в Положении о ВСП, они были предназначены «для перевозки раненых и больных и оказания им в пути следования необходимой медицинской помощи». Подготовка пассажирских вагонов под санитарные и их оборудование предусматривались на вагоноремонтных заводах и вагонных участках. Контролировать формирование санпоездов было поручено Санитарному управлению Красной Армии.

Военно-санитарные поезда, несмотря на общее предназначение вывозить раненых с передовой, выполняли разные задачи. Различия между санпоездами с самого начала указывались в Положении о ВСП, которым они делились на постоянные и временные. Постоянные военно-санитарные поезда перевозили раненых и больных из армейских госпитальных баз в лечебные учреждения в тыловых районах. Состояли постоянные поезда, как правило, из 17-18 вагонов, в каждом из которых могли разместиться от четырехсот до пятисот легкораненых или до двухсот тяжелораненых. Также в составе постоянного поезда имелась аптека, служившая еще и перевязочной, кухня, специальные служебные вагоны, в которых размещалась электростанция, вещевой цейхгауз и так далее.

Временные военно-санитарные поезда предназначались для эвакуации раненых с прифронтовых железнодорожных станций в госпитальные базы армий. В отличие от постоянных, временные поезда имели постоянную часть, состоящую из четырех вагонов, и переменную, в которую могло входить до сорока товарных вагонов. Половина этих вагонов комплектовалась пружинными носилками для транспортировки тяжелораненых, другая — типовым оборудованием для перевозки людей. Переменная часть временного поезда расформировывалась по прибытию на тыловые станции, а постоянная снова отправлялась к передовой, к месту погрузки раненых. Такой состав поезда позволял значительно увеличить его вместимость. В вагонах временных ВСП размещалось уже 600—850 легкораненых и 350 тяжелораненых.

В архивных документах сохранились сведения о первом военно-санитарном поезде с номером 312. Он вышел в рейс 26 июня 1941 года. В бригаде поезда было сорок медицинских работников и железнодорожников. Триста двенадцатый санпоезд совершил десятки рейсов на все фронты, преодолев за это время двести тысяч километров. В вагонах этого санпоезда с фронта было вывезено более 25 тысяч раненых красноармейцев.

Летучки, которые спасали жизни

Военные историки отмечают, что постоянные санпоезда были оснащены лучше временных, в их составе были и специализированные вагоны для раненых в череп, челюсти, грудную клетку, глаза и так далее. Кроме того, в их составе были вагоны-изоляторы для инфекционных больных и вагоны для лиц с психическими расстройствами. Однако у этих поездов имелся недостаток, ограничивавший их применение. Постоянный санпоезд, следуя в тыловой госпиталь, мог находиться в пути несколько дней. Рейсы в тыл и обратно были медленными, особенно после того, как в 1942 году, согласно Руководству по организации и работе военно-санитарных поездов, их продвижение через железнодорожные станции осуществлялось в предпоследнюю очередь.

Исправить этот недостаток помогли военно-санитарные летучки (ВСЛ), появившиеся по приказу наркома обороны. Летучки оборачивались на небольших расстояниях и формировались в основном из крытых грузовых вагонов, переоборудованных под перевозку раненых. Летучки вывозили легкораненых и больных из прифронтовых госпиталей в армейские госпитальные базы, откуда их потом вывозили в тыл постоянные поезда. ВСЛ состояла из 10—12 вагонов на 250—300 человек, два-три вагона из них предназначались для лежачих больных.

Военно-санитарные поезда доказали свою эффективность в условиях боевых действий. И если в 1941 году в эксплуатации находилось 272 ВСП, то к началу 1942 года их было организовано уже больше шестисот, в том числе 260 постоянных военно-санитарных поездов, 137 временных и триста санитарных летучек.

Раненых грузили под пулеметными очередями

Надежду Фролову (в девичестве Сулик) призвали на фронт в 1942-м. Тогда ей едва исполнилось девятнадцать лет. Страшный 1941 год застал ее семью в Казахстане. Отец Никифор Степанович сразу был призван в армию и прошел дорогами войны до Берлина. А Надю послали на Дальний Восток, где, окончив курсы сестер российского общества Красного Креста, она попала в санитарный поезд.

— В нашем военно-санитарном поезде мы очень строго следили за чистотой, обрабатывали вагоны дезинфицирующими растворами от вшей и различных инфекций, регулярно обтирали раненых влажной марлей, делали перевязки. Если кто-то умирал, по рации сообщали на ближайшую станцию — приезжали санитарные машины и забирали погибшего,— рассказывала Надежда Никифоровна.

Раненых в вагоны грузили все, невзирая на должности и звания, часто — под пулеметными очередями и бомбежками.

— Перед нами стояла задача спасти как можно больше людей,— вспоминала ветеран.

По железной дороге перевозили раненых с передовой в город Ворошилов (ныне Уссурийск). Попадали под бомбежки, но в поезде ни на минуту не прерывалась особая жизнь: оперировали, перевязывали, ухаживали — словом, лечили. Трудно сосчитать всех спасенных медиками за три военных года, которые служила Надежда Никифоровна. Демобилизовалась в октябре 1945 года. После войны приехала на Кубань, обосновалась в Павловском районе. За спасение раненых награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Японией».

Лица искалеченных солдат снились после войны

Валентине Федякиной из кубанского города Тихорецка в 1941-м исполнилось всего пятнадцать. Она только-только окончила семилетку, пошла работать на завод, а по вечерам в местном училище осваивала профессию медсестры.

Отучилась два года, когда немцы подошли к Ростову-на-Дону и Тихорецку. Фашистские самолеты нещадно бомбили Тихорецк — сдать экзамены новоиспеченной медсестре так и не удалось.

Медсестра Валя решила, что ее место на фронте, и вместе с подругой стала добиваться отправки на фронт. На городском вокзале тогда стоял санитарный поезд. Подруги нашли главного врача поезда и обратились к нему с просьбой взять их к себе. Главный врач дал согласие, но отправил девчонок к родителям — за разрешением. Родители дали добро, и в поезде стало на две медсестры больше.

Валентина попала на 2-й Украинский фронт в составе санитарного поезда №12. Ее поставили ответственной за последний — 12-й вагон, где в гамаках лежали самые тяжелые — кто без рук, кто без ног. Роста медсестра Валя была небольшого, потому санитары смастерили для нее скамеечку, чтобы могла она дотягиваться до бойцов в верхних гамаках…

Всю войну Валентина Владимировна Федякина проработала в «госпиталях на колесах», пройдя путь от Кубани почти до самого Берлина. В 1945-м в Будапеште, в поезде с ранеными, услышала она долгожданное слово «Победа!».

— Люди обнимались, целовались, стреляли в воздух из своего оружия,— вспоминала медсестра Валентина.

Ее санпоезд расформировали летом 1945 года. Вскоре медперсонал демобилизовали и Валентина вернулась домой, в Тихорецк.

После войны работала кассиром-фасовщиком в аптеке родного Тихорецка. В 1949-м вышла замуж и переехала с мужем в Крыловскую. Была бухгалтером-счетоводом, работала в Крыловском райпо. Но долгие-долгие годы видела во сне лица искалеченных в боях солдат, которым помогла спастись от смерти в войну… Сестра милосердия из санитарного поезда Валентина Федякина награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу» и «За Победу над Германией».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру