Как подмять пандемию: «Коронное испытание» для юга России

Дистанционно-антивирусное общение вместо очного несколько нежданно оживило обмен мыслями, догадками. Тем более что в масштабах страны такой заметный процесс впервые. (Конечно, с вытекающими последствиями, в том числе бонусами хозяевам сетей.)

Как подмять пандемию: «Коронное испытание» для юга России

— Правда,— спрашивает близкий родич из дальних краев, с Алтая, где ну никак не выявлялся вирус,— что у вас на Кубани теперь на велосипедах нельзя ездить?

— А верно,— интересуется земляк, перебравшийся в столицу,— будто на неделе студентам запрещали посылать выполненные задания даже по электронной почте, она разве переносит вирусы типа COVID?

— И на работу,— уточняет приятель с другого конца страны,— только по пропускам?

Почти всё — и да и нет… Оштрафовали 43-летнего велопутешественника в Калининском районе, далеко рванувшего из своего квартала и плотно сближавшегося с прохожими. Причем не объяснившего — зачем. Ведь нарезать круги можно и ближе к дому. Представим: хотя бы сто жителей края и Республики Адыгеи на дальние велопробеги направят высвободившуюся энергию — вирус возликует! Так что велосипед вас ждет — смотря куда ехать. Остальные темы тоже в режиме вероятности. И, как сообщил нашей редакции начальник пресс-службы УМВД России по Краснодару А. Коноваленко, в рамках закона, согласно статье 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения». Артем Александрович уточнил, что ежесуточно в две смены в городе несут службу более 160 пеших и автонарядов ППС и ДПС, а также свыше 80 мобильных пеших групп самоконтроля. Они приближены к местам возможного скопления людей. Парки, набережные, скверы — к ним ведь так и тянет в эту пору, но нынче это смертельный риск.

А в целом пока карантин, словно национальная идея, сплотил юг, как, видно, и всю Россию. Сблизил в прежних заботах — по-новому. Разъездные кофейни и прочее, заказы на вынос организуют так интенсивно, словно надеются покрыть ущерб от общих потерь. Особых очередей, однако, не наблюдается. И тут одинаковы стандартная краснодарская шашлычная или культовая точка в Грозном.

Между прочим, в каждом южном, северокавказском субъекте РФ своя карантинная изюминка. О Грозном, кстати, разговор особый — чуть далее.

Пока — о регионах более близких. Майкоп, да и почти вся Адыгея, блистает традиционной чистотой. Всемирно любимая здравница «Лагонаки» на глазах стала образцовым обсерватором. А Карачаево-Черкесская Республика послала в Адыгею пятьдесят тонн сахара — для продуктовых наборов социально уязвимым; сладкого много не бывает, тем более в пандемию. Замечательная майкопская новинка, которая в наступившую неделю готовится прямо-таки к небывалым свершениям,— волонтерский центр для пожилых.

О пожилых заботятся и в Крыму. Правда, для тех, кто старше шестидесяти пяти, там дополнительные ограничения, особенно в передвижениях. Это эйджизм, то есть вид дискриминации? Скорее забота. Но слегка неуклюжая… И может, хорошо, что 14 апреля ее планируют завершить.

В Ингушетии же пожилым врачам не рекомендовали… ходить на работу. Хотя в аэропорту Магаса сперва не хватало кадров даже для проверки температуры у прилетевших в республику. Зато и в самом конце марта в республике проходили многолюдные свадьбы. Однако всё это не по недомыслию, а из желания закрепить позитив: подозрений на коронавирус в Ингушетии почти не было.

В Ставрополе бросается в глаза иная особая забота — о масках. Как сообщил нам мэр (сити-менеджер) А. Джатдоев, он лично следит, чтобы с ними не было сбоев. В этом плане у Андрея Хасановича могут поучиться коллеги из других регионов…

В Донецке, до которого из Краснодара быстрой езды шесть часов, кафе работают (правда, до 18 часов), транспорт ездит, несколько выросли цены на лимон, на корень имбиря… И обстрелы продолжаются. На начало апреля в ДНР не выявлено ни одного больного, в ЛНР — двое.

Закономерно силен контроль в компактной Калмыкии. Со своими изюминками. В небольшой республике добиваются дифференцированного подхода к карантину в разных населенных пунктах.

Можно ли полюбить карантин?

На вопрос в заголовке ответим: смотря какой. Крохотный поселок с таким названием в Калмыкии вообще уважают. Есть за что. Карантин, уютное местечко в Приютненском районе, рядом с райцентром,— пункт помощи. Медики отсюда, вблизи супертрассы, легко добираются куда угодно. А в поселке поразительный интернационал: калмыки, русские, чеченцы, курды. Без ссор. Тем более перед бедой…

Мелкие точки легче контролировать. А что с крупными населенными пунктами?

В самые последние дни марта на почти безлюдных улицах огромного Грозного бросалась в глаза точка, которую порой называют культовой. Кафе «Майдан» названо со смыслом, и посетитель там специфический. А в пору карантина — тем паче. Работал ли в эти дни «Майдан»? И да и нет. Надписей «Закрыто», «Навынос» не было. Широкого наплыва — тоже. Но трудилась не только доставка. И публика в грозненском «Майдане» чуть напоминала Киев-2014… А еще остроты добавляет, что это кафе стыкуется с улицей имени Путина (такие в стране — только в Чечне). И перекличка табличек наводит на грустные мысли. Впрочем, карантин сам по себе обеспечивается в столице Чеченской Республики даже поэтично…

Нашего губернатора, который одним из первых ввел во «вверенном субъекте РФ» жесткий карантин, за это и осуждали, и восхваляли. Истина посередине. На реальные финансовые потери, затронувшие так или иначе не менее миллиона кубанцев, глаза закрывать нельзя. И нужно принять конкретные укрепляющие меры поддержки. Но жизнь дороже, и решить проблему пока так сложно!

Вернемся к карантинным будням. Самое броское и, пожалуй, естественное — масса противоречий. В цифрах, советах, прогнозах. В популярной газете призыв яркого медика, видного руководителя: не нагружайте врачей — причем без оговорок!.. Едва ли это приемлемо в целом. И в корпорации медиков тут же звучат возражения: мол, такая установка — свидетельство слабости, в результате — недоверия, а ведь так сложно лечить, вести диагностику, если пациенты не доверяют тебе.

Иная область — условия работы с заболевшими. Многие критикуют наши условия по сравнению с иными, а из-за границы на родину лавиной прорываются те, кто, в общем, мог бы и задержаться. Нет, в России лучше. Знакомый педагог, востребованная в Лондоне, успешная, в расцвете сил, сетует: финансовая ситуация там неясная, и для многих вообще, и при подозрении на инфицирование. Это еще не вспомнили наши собеседники график работы британских аптек — безобразный, абсурдный (на фоне ряда стран континента и тем более нынешней России).

Еще одна объективная нестыковка — транспортная. Здесь вроде нет худа без добра. Американская семья, в которой малышку успешно прооперировали краснодарские врачи, не может вернуться в США ввиду отсутствия подходящих авиарейсов — пока у нас. И вот реакция: «Мы чувствуем себя в полной безопасности» — ее мать знает, что говорит.

Своего рода интеграл — взгляд на беду по принципу «бывает хуже». Александр Мясников, уважаемый инфекционист, главврач московской горбольницы №71, убеждает насчет коронавируса: «Нам не надо вводить на него карантин — есть более опасные угрозы...»

В узком смысле — спасибо, всё верно. Но в широком, может, правы его многочисленные оппоненты. Почему? По жизни: видно, как внимание к коронавирусу усилило общую эпидемиологическую бдительность. Борьба с другими заразами стала мощнее, чем прежде.

И соблюдение карантина совместимо с радостями жизни: от парилки, полезной для иммунитета, до свежего воздуха и так далее!..

Для планеты важен опыт еще одной страны, которая, можно сказать, поддержала, как и Черногория, в сложной ситуации честь Европы (в широком смысле). Это Абхазия. Для двух государств типична курортная доминанта, на их территориях — высокая мобильность. И при этих данных — «аутсайдеры»: долгие недели, слава Богу, ни одного зараженного, сейчас их соответственно пять и четыре. Основа благополучия (тьфу, не сглазить) — целенаправленная медицина, очень четкие действия руководства. И. о. президента нашей соседки, Страны души, Валерий Бганба, координирует действия самых разных служб так, что могут поучиться руководители Италии и иных «стран-лидеров» или, скажем, американского штата Вайоминг, по населению и некоторым иным меркам соотносимого с Абхазией.

Похож ли COVID на птичий грипп?

В борьбе с бедой, и не только, всегда ищем подобие, это непреложный и часто неосознанный закон. Ближе всего к нынешней пандемии птичий грипп, подобие условное, но всё равно для сравнения полезное…. В чем-то, конечно, он спокойнее, а во многом хуже: творит единый смертельный круговорот самых разных организмов. Эффективны решительность и поиск вакцины — две меры разного плана, дополняющие друг друга

Последний умерший человек от этого гриппа — канадка: в 2014-м в 39 лет тренер команды гребцов подхватила вирус на работе, чуть не все ее воспитанницы заразились на своем «домашнем» водоеме в парке (вроде «Солнечного острова» в Краснодаре — ну с такими милыми дикими утками!). В 2019-м Астраханская и Воронежская области несколько пострадали от этого же вируса. А на Кубани тогда гриппозных птиц быстро истребили, и такое, по мнению некоторых экологов, зло реально во благо.

Как раз за границей почувствовал беду даже суперэлитный И. Бродский. Сейчас глубокий смысл ищут в его «Не выходи из комнаты...». А «всех милее нам родимый дом» Л. Дербенева вроде совсем не о том, но ведь тоже и о надежности родных пенатов. И «Осадное положение», «Чума» другого нобелевского лауреата — А. Камю будто юг России. Но куда более кстати «Гигиена» гениальной россиянки Людмилы Петрушевской, поистине пророка в отечестве. Вспомним итог пандемии в ее шедевре полувековой давности: правят бал выжившие — девочка и кошка. Словно из самых безопасных групп в нынешней ситуации. Пережившие панику, грабежи, социальную напряженность.

Она тоже не забывается. В той же Италии такое обострение сейчас уже отмечено. В ней, и не только, преступные сообщества вовсю извлекают выгоду из ситуации. В ней — риски, по сравнению с которыми пандемия и тотальный карантин — упаси Бог! — покажутся просто репетицией.

…В Краснодаре совсем недавно силами ФСБ предотвращен теракт: обезврежен нелюдь, контактировавший с ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация), готовивший «к акту» самодельное взрывное устройство. Связи с пандемией нет, но оптимизма не добавляет. И в условиях карантина найдутся мастера обтяпывать криминальные делишки.

Специалисты, да и все вокруг, несколько присмиревшие, не советуют пророчить, но тут же прогнозируют… А как иначе, ведь в свой опыт вобрали то, чего не было, возможно, никогда. Предупрежден — значит вооружен?

Самоизоляция, навык еще больше полагаться на себя, а вопреки всему взаимная человеческая поддержка и готовность к новому (анти)трудовому ритму — они могут выручить и в куда более сложных обстоятельствах. Лишь бы эта смесь не стала гремучей…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру