Замглавврача кубанского наркодиспансера: как распознать первые признаки пристрастия

26.06.2019 в 08:01, просмотров: 1110

Подростковый возраст является переходным от детства к взрослости, часто его называют переломным или кризисным. Взрослея, подросток меняется не только внешне, а в первую очередь внутренне. О том, как распознать первые признаки наркозависимости, рассказала заместитель по клинико-экспертной работе главного врача Наркологического диспансера Министерства здравоохранения Краснодарского края Галина Юсифова-Антонова.

Замглавврача кубанского наркодиспансера: как распознать первые признаки пристрастия

— Галина Юрьевна, почему считается, что подростки наиболее подвержены пристрастию к наркотикам?

— Существует мнение о кризисе в этом возрасте. Но наличие кризиса зависит от отношений подростка со средой и взрослыми. Подростку важно чувствовать себя значимым. Он не считает себя ребенком, но и взрослые не принимают его как равного. Эти отношения и являются причиной кризиса переходного возраста. Поэтому быть или не быть «кризису» в подростковом возрасте, во многом зависит от социальных факторов, от отношения взрослого к подростку.

Особенности подросткового возраста могут подтолкнуть подростка к употреблению чего-либо запрещенного. Первые пробы могут происходить из любопытства, желания испытать на себе новые ощущения, желания получить признание в определенной компании, стремления к копированию внешних признаков взрослости.

Также существуют индивидуальные особенности подростков, которые могут повлечь за собой употребление психоактивных веществ (ПАВ), к ним относят: пониженная стрессоустойчивость, неумение справляться с неприятностями, склонность к депрессиям, повышенная тревожность.

Эти описанные особенности личности, особенно в сочетании с неблагоприятными отношениями с родителями и педагогами, увеличивают риск не только первых проб алкоголя, сигарет или иных ПАВ, но и последующего злоупотребления. Недостаток доверительных внутрисемейных отношений, неудовлетворение базовых потребностей подростка могут заставить его искать «утешения» в компании сверстников.

— Что необходимо подростку, чтобы избежать зависимости?

— В этом возрасте наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Подросток ищет свое место в новом для него мире. Важной особенностью этого периода является чувство взрослости. Подростку важно чувствовать, что родители относятся к нему как к взрослому. Ему сложно принимать контроль и опеку, иначе он будет выдавать агрессивные эмоциональные реакции.

Ведущей деятельностью ребенка становится общение со сверстниками. Авторитет родителей временно уходит на второй план.

Для подростка очень важно иметь друзей среди сверстников и быть принятым компанией. Это естественные потребности, которые очень важно удовлетворять.

— Что должно насторожить в поведении подростка?

— Есть несколько факторов, на которые необходимо обратить внимание. Когда ребенок быстро теряет интерес к тому, что раньше его вызывало, при этом новые увлечения не появляются. Он меньше времени проводит со сверстниками, или же в его окружении появились люди, которые не вызывают у вас доверия. Когда подросток не может объяснить, на что потратил деньги. В его речи могут проскальзывать слова, намекающие на интерес к ПАВ. Подросток переменчив в настроении, чрезмерно

говорливый, добродушный либо же, наоборот, агрессивный. Поздно приходит домой, не отвечает на звонки, пропадает на длительное время, часто лжет либо недоговаривает. У него есть нарушения сна: поздно ложится, поздно встает, а также налицо снижение успеваемости, возможны прогулы учебных занятий, жалобы учителей на плохое поведение в школе. Подросток ведет односложные разговоры по телефону, дома старается уединиться, может внезапно уйти из дома. Должны насторожить родителей и неприятные, новые запахи, которые могут появиться в доме.

— А есть ли какие-то внешние признаки?

— Да, конечно. Это резкая потеря в весе, нездоровый, бледный цвет лица, непонятный блеск глаз, узкие или широкие «застывшие» зрачки; сухие, потрескавшиеся губы; наличие следов от инъекций на руках; частая беспричинная рвота; почесывания; отсутствие аппетита или необъяснимое переедание, повышенный интерес к сладостям; снижение интереса к самому себе; длительные пребывания в ванне, непонятные запахи от одежды или самого ребенка.

— Можно ли принять меры профилактики подросткового алкоголизма и наркомании?

— Да. И первая — это развитие тех черт характера, которые делают употребление ненужным и бессмысленным. Если человек умеет получать от жизни удовольствие, умеет уверенно общаться, справляться с неприятностями, решать проблемы, если он ставит себе определенные цели и активен в их достижении, то и потребности в алкоголе или наркотике у него не возникает.

Конечно, может случиться так, что подросток попробует алкоголь или даже наркотик, но вероятность дальнейшего употребления значительно уменьшается.

Пример и установки родителей относительно употребления различных веществ также очень важны. Например, в семье может считаться, что алкоголь — незаменимое средство в праздник, от усталости, для аппетита, при простуде, в горе и в радости. Такие же представления складываются и у детей, причем задолго до первой пробы; подрастая, дети начинают им следовать.

Не рекомендуется провоцировать ребенка на первую пробу, предлагая спиртное за праздничным столом. Многие родители надеются таким образом контролировать количество выпитого алкоголя и поведение ребенка. Однако сами дети часто воспринимают такое знакомство с алкоголем как снятие запрета, у них пропадает страх перед первой рюмкой, и расчет родителей на регламентированное семейное употребление не всегда оправдывается.

— Какие рекомендации родителям вы дадите, если их ребенок уже принимает психоактивные вещества?

— Первым делом важно оценить степень вовлеченности ребенка в употреблении ПАВ. Если самостоятельно это сделать сложно, следует обратиться к специалистам для получения достоверной информации о возможностях ранней диагностики употребления ПАВ.

Постарайтесь выявить опыт проб ПАВ, частоту употребления и сделайте выводы о степени риска развития зависимости.

Расспросите подростка, что он знает о тех или иных веществах, о влиянии этих веществ на организм человека. Если его знания недостаточно достоверны или бедны, проинформируйте его о негативных последствиях употребления ПАВ.

Старайтесь формировать у ребенка представления о здоровом образе жизни. Важно моделировать разные опасные ситуации, с которыми подросток может столкнуться, проговаривайте способы отказа от ПАВ в том случае, если кто-то предложит подростку что-либо попробовать.

Обращайте внимание на круг общения подростков, на их увлечения, поведение, успеваемость в школе. Наблюдайте за тем, как ребенок проводит свободное время.

Обращайте внимание на проблемы подростка, если они есть: учебная успеваемость, самооценка, конфликты в общении со сверстниками. В кризисный период жизни именно эти проблемы могут подтолкнуть подростка к первым пробам ПАВ.

Откажитесь от насилия вербального и физического.

Проводите время вместе, помогайте подростку организовать досуг.

Старайтесь быть примером для своих детей!