На землях пайщиков в Успенском районе Кубани устроили свалку

В Успенском районе на землях сельхозназначения годами складировали мусор, а теперь предъявляют претензии к арендатору, которому передали этот участок, несмотря на то, что заведомо знали о «рояле в кустах» или должны были знать, и который еще даже не зашел на поля.

На землях пайщиков в Успенском районе Кубани устроили свалку
Фото Владимира Семенца

В редакцию пришло письмо от собственников земельных паев в Успенском районе. В нем рассказывается о проблеме, которая на протяжении нескольких лет старательно не замечалась властями.

Вкратце: мусорный полигон, на который возит твердые коммунальные отходы (ТКО) районный МУП, разросся, захватив более трех гектаров сельскохозяйственных угодий, принадлежащих пайщикам. По данным аэрофотосъемки, захламление территории началось еще в 2013 году. Однако на протяжении почти шести лет грубейшее нарушение никто в упор не видел. Внимание обратили только недавно, и то лишь потому, что пайщики решили сменить прежнего арендатора на нового.

Трудности перехода

С августа 2002 года по декабрь 2018-го эти земли по договору аренды с пайщиками обрабатывало ОАО «Марьинское». Сейчас о тех временах пайщики вспоминают с досадой.

— Пару лет назад я поехала в Краснодар, где проходила встреча фермеров и пайщиков с руководством края. Когда фермеры начали рассказывать, сколько они на пай дают, не поверила. Уже тогда в других хозяйствах люди получали за аренду до четырех тонн зерна, сорока литров масла и так далее. Нам же «Марьинское» давало тонну зерна. Ни бычка выкормить, ни другое хозяйство прокормить этим невозможно. Обратились к начальству, попросили добавить хоть немного зерна на пай. Долго бились, пока стали давать тонну и двести килограммов. И всегда относились к нам, как будто мы попрошайки. Надоело, да и обидно было. В общем, решили мы договор с «Марьинским» не продлевать. И в августе прошлого года, по истечении срока аренды, на общем собрании так и решили. А свои паи мы передали Агрофирме «Отрадненская». Там нам пообещали по четыре тонны зерна, и главное, свое слово они держат. Но потом начались такие дела, что уже не знаем, куда и обращаться,— объясняет Нина Трохина.

Интересный факт: несмотря на то, что договор с ОАО «Марьинское» был фактически расторгнут, руководство этого хозяйства провело посевную кампанию. И ведь знали, что новый урожай вырастет уже на чужой земле, но сеяли. Сейчас же в судах доказывают свою право на уборку, упирая на то, что потратились на посевную и должны вернуть свои вложения. Чем закончится эта казуистика, пока неизвестно. Но, как бы там ни случилось, новый арендатор оказался связанным по рукам и ногам: земля есть, а «зайти» на нее не дают. Но этот эпизод заслуживает отдельного описания. Нас же интересует свалка.

Право аренды АФ «Отрадненская» получила только 17 января 2019 года, так как прежний арендатор инициировал судебные иски по признанию решения общего собрания незаконным и процесс затянулся. Когда же документы были подписаны, новый арендатор наткнулся, мягко говоря, на нежелание бывшего арендатора сотрудничать.

Например, по закону арендатор должен вернуть землю в том же состоянии, в котором принял. Существует четкий алгоритм передачи, включающий в себя совместный с пайщиками объезд владений. Почему с пайщиками, а не с представителями нового арендатора? Ответ всё в том же иске от ОАО «Марьинское». Суд признал августовское собрание законным, но отказался считать легитимным переход аренды к АФ «Отрадненская». Таким образом, возник временной разрыв. Сначала прекратились права аренды со стороны ОАО «Марьинское» и паи должны были передать непосредственно их владельцам, и лишь потом, после собрания, состоявшегося в декабре прошлого года, на котором люди проголосовали за сотрудничество с новым арендатором, он должен был принять земли. Но выполнить процедуру не удалось, потому как пайщики ни сном ни духом не ведали, что творилось на их гектарах при ОАО «Марьинское».

— Да никто нас никуда не возил, ничего не показывал! — возмущается Галина Полюшенко. — Мы и знать не знали, где конкретно наши паи находятся, потому что они не выделены в натуре. И актов приема-передачи никто из нас не подписывал. Мы только знали, сколько земли приходится на пай, и всё.

В общем, где конкретно расположены участки, перешедшие в аренду в АФ «Отрадненская», не знали. Поэтому, чтобы избежать возможных проблем, прибегли к услугам кадастрового инженера. Дело в том, что паевая земля имеет вид большого лоскутного одеяла. Кое-где часть поля принадлежит пайщикам, другая — фермеру. Естественно, что новый арендатор начал с определения границ. Тут-то и выяснилась неприятная деталь: более трех гектаров земли, граничащей с муниципальным полигоном ТКО, фактически стали мусоркой.

Так, может, с этим фактом и связано, что при возврате земли представители ОАО «Марьинское» уклонились от передачи паев из рук в руки, то есть с обязательной проверкой? А пайщики попросту не знали о процедуре.

Кто нашел, тот и виноват

Обнаружив «сюрприз», руководство АФ «Отрадненская» обратилось в Прокуратуру Успенского района.

Из жалобы: «В результате выноса границ обособленных земельных участков, входящих в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:1171, а именно обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:1366, площадью 31300 кв. м, кадастровым инженером было выявлено, что на данном земельном участке организована несанкционированная свалка ТБО.

Земельный участок с кадастровым номером 23:34:0101000:1366, входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 23:34:0101000:1171, относится к категории земель с/х назначения, и использование его под свалку недопустимо».

В прокуратуре довольно странно отреагировали на столь явное нарушение закона. Сами правоохранители никаких явных действий по данному факту не произвели, а перенаправили обращение в районный отдел Россельхознадзора. Разбирайтесь, мол, земля-то сельскохозяйственного назначения.

И вот тут случился совершенно удивительный поворот.

— Мы неоднократно обращались в Россельхознадзор с просьбой принять меры по свалке,— комментирует генеральный директор ООО «АФ „Отрадненская”» Сергей Вандин,— однако получили совершенно противоположный нашим ожиданиям эффект. Дело идет к тому, что виноватыми в свалке могут признать нас, а не прежнего арендатора, несмотря на все имеющиеся доказательства. Более того, штраф грозит не только нашему предприятию, но и пайщикам. Получается, что мы заявили о свалке, которую устроили за много лет до нас, и мы же виноваты? В то же время прежний арендатор, насколько мне известно, вообще не привлекается к ответственности. Совершенно нелогичная ситуация. Более того, у нас есть доказательства, что эта свалка начала появляться на пахотной земле еще в 2013 году. Вряд ли это происходило без ведома прежнего арендатора.

Вот так, кто нашел, тот и насорил.

Ничего не вижу, ничего не слышу

Если подходить к решению этой проблемы со стороны логики и закона, то она проста. Достаточно проверить возраст мусора — и всё встанет на свои места. Но есть одно но: рекультивация трех засоренных гектаров стоит порядка 50 миллионов рублей, а это уже серьезно. И если дело пойдет и дальше по принципу «кто указал, тот и отвечает», то эти затраты могут лечь на плечи ни в чем неповинного арендатора, то есть АФ «Отрадненская» и ни о чем не подозревающих собственников участка — пайщиков.

Добавим сюда не очень понятную позицию районной прокуратуры, многолетнее и упорное игнорирование местной властью растущего на сельскохозяйственных землях полигона — совсем грустно.

Ну в самом деле, неужели за шесть лет существования по сути незаконной свалки сюда ни разу не приехал глава района? Почему не привлекали к ответственности прежнего арендатора, ведь согласно договору ОАО «Марьинское» получило весь земельный участок пригодным для сельскохозяйственного производства? То есть появление свалки — это прямое неисполнение своих обязательств перед пайщиками и серьезное нарушение закона? Тогда и исправлять должен тот, кто безалаберно относился к соблюдению требований земельного законодательства.

Почему же за чужие грехи должен платить кто-то другой? Где была прокуратура и природоохранные органы? Эта свалка обнажила массу проблем, вызвала не меньше вопросов к муниципальной власти, правоохранительным и надзирающим органам. А значит, мы оформим все вопросы как официальные письма и направим по инстанциям. Ответам на них будет посвящена следующая публикация.

От редакции

Мы побывали на территории бывшего поля и убедились в том, что на некогда плодородных гектарах кубанского чернозема громоздятся горы мусора. Притом на данный момент официальная свалка отделена от незаконной рвом, прокопанным не так давно. Получается, таким образом полигон ТКО отмежевался от участка, который захламили мусоровозы муниципального же унитарного предприятия. То есть организации, которая на сто процентов принадлежит администрации. Так кто виноват в том, что из сельскохозяйственного производства выпали земли? Неужели новый арендатор и пайщики? Мы обязательно продолжим изучать эту тему. Очень уж случай показательный. Что называется, с запашком.

Кстати

Когда верстался номер, стало известно, что в Успенский районный суд 23 апреля направлено заявление об обязании прежнего арендатора — ОАО «Марьинское», допустившего захламление участка ТКО, очистить его и провести рекультивацию. В качестве истцов указаны 93 человека. Наши корреспонденты обязательно будут присутствовать на судебном заседании.

В соответствии с Законом «О средствах массовой информации» данная публикация является официальным запросом во все структуры, упомянутые в статье.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 24 апреля 2019

Заголовок в газете: Свалка вместо поля

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру