И это выражение как нельзя лучше подходит к тем дельцам, кто зарабатывает на добыче полезных ископаемых (песка) и делает это в обход закона.
В газетах уже писали…
О героях нашей публикации в СМИ писали уже неоднократно. К примеру, в газете «ЮгTimes» не раз рассказывалось о том, как черные копатели разрабатывали несколько лет карьер под Новороссийском, в станице Натухаевской. Точные данные, конечно, могло выявить только официальное следствие. Журналисты и экологи тогда выясняли, кто владелец техники, которая была замечена в карьере (и ведь она там не просто же стояла). Следы вели к некоему Михаилу Серякову и еще ряду лиц. Наличие разрешения на работы по добыче полезных ископаемых установить тоже не удалось.
Но нашим коллегам из «ЮгTimes» и нам удалось раздобыть документы, которые проливают свет на ряд говорящих самих за себя подробностей о деятельности Серякова. Этот человек является учредителем или соучредителем нескольких фирм, в том числе обществ с ограниченной ответственностью «Артемида», «Абвелий», «Добыча Куб». И эти аффилированные и подконтрольные одному человеку компании занимаются или занимались когда-то среди прочего добычей полезных ископаемых на территории Краснодарского края.
В отношении ООО «Абвелий» в настоящее время ведется арбитражное производство по делу о признании этого предприятия банкротом. Не исключено, что и другие организации пойдут по тому же сценарию.
Как писали журналисты «ЮгTimes», в отношении Серякова неоднократно инициировались уголовные дела. В частности, СО ОМВД России по Крымскому району возбуждал дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупных размерах, относится к категории тяжких преступлений). Сумма причиненного ущерба, как рассказали нам свидетели, составляла более 29 миллионов рублей (речь о его деятельности в должности директора ООО «Главстрой Усть-Лабинск»). Однако по результатам предварительного расследования дело было странным образом закрыто, хотя его прекращение по ст. 28 УПК РФ, то есть в связи с деятельным раскаянием, недопустимо, считают специалисты.
Впоследствии в бизнесе Серякова прослеживается похожий сценарий. Так, возглавляемая им фирма «Абвелий» получила в конце 2015 года краткосрочную лицензию на добычу песка на Пучинском месторождении в Темрюкском районе. Серяков и его организация не являлись собственниками земельного участка, где производилась выемка полезного ископаемого. Как сообщают наши источники, работа велась с многочисленными нарушениями: добыча шла за границами горного отвода и в объемах, намного превышенных по сравнению с теми, что оговаривались в лицензии. Печальней всего, что никто пока так и не подсчитал, каковы размеры ущерба, причиненного компанией природным ресурсам, экологии и экономике Краснодарского края. Ведь пока никто из тех лиц (а в Интернете всплывали фамилии бывших сотрудников правоохранительных органов Кипорова и Марковского), которые имели отношение к «Абвелию» и другим названным фирмам, так и не понес наказание.
Информация о содеянном — в открытом доступе
Кстати говоря, на сайте Арбитражного суда Краснодарского края в открытом доступе находится информация, которая свидетельствует в том числе и о том, что, например, «Абвелий» неоднократно получал денежные средства от своих контрагентов, но взятые на себя обязательства не выполнял. Вследствие этого и множились иски в суд от партнеров, понесших убытки, финансовые потери. В настоящее время по заявлению конкурсного управляющего ООО «Абвелий» в Арбитражном суде Краснодарского края рассматривается дело о взыскании убытков с директора-должника, каковым признан Серяков, в размере 13 миллионов рублей. Пострадавшие от банкротства предприятия лица подали заявление в УМВД России по городу Краснодару, в котором просили правоохранителей завести дело по признакам преднамеренного банкротства ООО. Но, насколько нам известно, и в этой ситуации расследование было спущено на тормозах. Вот и удивляются те, кто пострадал от действий Серякова, таким чудесам безнаказанности, строят предположения, что у выходящего всегда сухим из воды дельца есть покровители в органах власти, в различных ведомствах, что позволяет ему совершать незаконные действия.
Нам удалось узнать еще об одном деле, к которому имеет непосредственное отношение упомянутый учредитель. В 2017 году ООО «Добыча Куб» получило лицензию на разработку Никитинского месторождения песка в Крымском районе Краснодарского края. Есть сведения, что получение лицензии было совершено в нарушение законодательства о защите конкуренции. Якобы имеются неоспоримые признаки картельного сговора. Впоследствии представителями фирмы была организована незаконная добыча природных ресурсов за пределами горного отвода, указанного в лицензии. И объемы этой добычи колоссальные.
По уже известному сценарию
В дальнейшем владельцы ООО «Добыча Куб» продали сто процентов доли уставного капитала. Покупатели были уверены, что приобретают в законном порядке и право пользования недрами согласно имеющейся на тот момент лицензии (а в документе записано, что она дает право осуществлять изучение, разведку и добычу песка на юго-восточной окраине хутора Никитинского МО Крымский района Краснодарского края). Бывший владелец даже пояснил, что лицензия выдана на земельный участок, который находится в муниципальной собственности. То есть, приобретая данную организацию, новый собственник был уверен: он покупает не просто юридическое лицо, а организацию, которая может осуществлять добычу песка на Никитинском месторождении. Вот только заверения Серякова о том, что можно добывать большие объемы песка и это принесет хорошую прибыль, надо было воспринимать с большими сомнениями. Но Серяков был настолько убедителен, что проверкой информации, звучавшей из его уст, никто не занимался.
Когда же ООО было приобретено, выяснилось, что в действительности земельный участок, на который была выдана лицензия, находится не в муниципальной, а в частной собственности (принадлежит физическому лицу). И это колоссальное препятствие, чтобы добывать песок.
Более того, вскрылось, что ООО «Добыча Куб» в бытность Серякова (до момента продажи) занималось добычей песка в объемах, намного превышающих лицензионные! И получается, природным ресурсам Краснодарского края опять нанесен существенный ущерб!
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от второго февраля 2019 года по иску Министерства природных ресурсов Краснодарского края к ООО «Добыча Куб» взыскано в счет возмещения вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, 61,5 миллиона рублей. Согласитесь, внушительная сумма. Но почему ее должны платить новые собственники, а не те лица, кто на самом деле преступил закон?
Сейчас к тому же в арбитраже рассматривается дело о приостановлении и запрещении ООО «Добыча Куб» и иным лицам деятельности по добыче полезных ископаемых. Речь идет о том, что «Добыча Куб» якобы осуществляет ее незаконно…
Стоит сказать, что в отношении Серякова и, как нам стало известно из открытых источников, его «компаньона» Машталера (до лета 2018 года осуществлял деятельность в должности директоров и заместителей в подконтрольных фирмах) ОВД Крымского района Краснодарского края возбуждены уголовные дела по фактам мошенничества и незаконной предпринимательской деятельности. На днях стало известно о применении в отношении Серякова меры пресечения: его заключили под стражу. Но, зная предыдущие истории его бизнес-деятельности, можно вполне обоснованно опасаться, что его уголовные дела снова будут замяты и забыты. Чтобы это не произошло, необходимо внимание и надзорного ведомства — сотрудников прокуратуры, и общественности, которая скажет свое веское слово и не даст замолчать преступления. Ведь речь идет о расхищении природных богатств Краснодарского края, а значит, это касается его жителей и они об этом должны знать. Отвечать за преступления и расплачиваться за их негативные последствия должен именно тот, кто их совершил, а не кто-то другой, кому в силу обстоятельств довелось стать жертвой мошенничества… Для этого необходимо, чтобы следствие велось максимально объективно!
Конечно, в истории ООО «Добыча Куб», «Абвелия» немало темных пятен, но у нас ведь есть настоящие профессионалы своего дела, которые могут распутывать самые сложные преступные дела и доводить их до суда.
Проблема, типичная для России
К сожалению, новости о том, что на Кубани, в других регионах России «орудуют черные копатели», мелькают довольно часто. А вот информацию, что кто-то понес заслуженное наказание, доводится услышать крайне редко. Но ведь это так важно, чтобы все, кто занимается расхищением природных богатств, имели в виду, что их неблаговидное дело, по сути браконьерство, можно сравнить с возведением дома на песке. Рано или поздно всё тайное станет явным и им придется отвечать за содеянное по всей строгости закона!
Также нельзя допускать того, чтобы от действий Серякова и его компаньонов страдали добропорядочные граждане, которым приходится ходить по судам и доказывать свою невиновность.
P.S.
С уверенностью можно сказать, что противоправная добыча полезных ископаемых становится сегодня настоящим бичом.
На глазах у местных жителей, чиновников, контролирующих структур, органов правопорядка в промышленных масштабах разрабатываются браконьерские карьеры по добыче песка.
Количество незаконных карьеров подсчитать сложно. Потому что сегодня карьер незаконный, а завтра уже может получить лицензию. Послезавтра рядом с законным может появиться браконьерский, разрабатываемый безо всяких документов. Такая вот меняющаяся картина. Но суть явления та же: браконьерство на песке процветает.
...
Если речь идет о лицензионном карьере, то владельца после добычи песка можно заставить рекультивировать землю: выровнять склоны, провести лесопосадки. Преступники же бросают всё как есть. Под воздействием ветров, осадков, паводков берега карьеров разрушаются. Брошенные разработки превращаются в расползающиеся раны, грозящие обрушением линиям электропередачи, железным и автомобильным дорогам, соседним участкам леса, а львиная доля этих разработок ведется на землях лесного фонда.
...
Создается впечатление, что самым непримиримым борцом с незаконной добычей природных ресурсов в Краснодарском крае является общественность. Возможно, именно с помощью общественного мнения получится добиться того, чтобы должностные лица, осуществляющие расследование уголовного дела, а также надзирающий орган обратили внимание на очевидные факты, беспристрастно проверили их и приняли законное и обоснованное решение по результатам расследования.