Телефонный терроризм: преступления и наказания

Интервью с начальником отдела ГСУ краевого ГУ МВД

Телефонный терроризм: преступления и наказания
Фото: начальник отдела по расследованию организованной преступной деятельности в сфере экономики ГСУ ГУ МВД России по краю Дмитрий Колесников

В последние годы в России получило распространение такое крайне негативное социальное явление, как телефонный терроризм. Массовые сообщения об угрозе террористических актов, оказывающиеся на поверку ложными, парализуют жизнь крупных городов и несут государству многомиллиардные убытки. 
О том, как правоохранители борются с этим явлением, как могут ему противостоять, мы попросили рассказать начальника отдела по расследованию организованной преступной деятельности в сфере экономики Главного следственного управления ГУ МВД России по краю Дмитрия Колесникова.

— Прежде всего скажу, что здесь надо четко различать понятия: проявление гражданской бдительности и заведомо ложное сообщение о теракте. Если вы обнаружили подозрительный предмет, то в обязательном порядке обязаны позвонить в полицию. Такие действия только приветствуются и никоим образом не повлекут последствий для звонившего. 
А вот когда человек умышленно вводит нас в заблуждение, скажем, касательно готовящегося взрыва — это, естественно, преступление.
— И какая за это предусмотрена уголовная ответственность?
— На мой взгляд, достаточно серьезная. До трех лет лишения свободы за совершение преступлений без причинения какого-либо вреда и ущерба. 
Если под угрозу поставлена нормальная деятельность, например, больницы, наказание последует еще более значимое: штраф от 500 до 700 тысяч рублей либо до 5 лет тюремного заключения.
Если же в результате пострадали люди, виновный может получить до 10 лет лишения свободы и штраф до миллиона рублей.
Дети, не достигшие 14-летнего возраста, к уголовной ответственности не привлекаются. Но отмечу: это никоим образом не будет исключать материальную ответственность их родителей или опекунов. 
— Дмитрий Сергеевич, сколько в последнее время на Кубани возбуждено уголовных дел по статье «телефонный терроризм»?
— Только в прошлом году в суд с обвинительными заключениями по такого рода преступлениям направлено более 33 уголовных дел. Все обвиняемые привлечены к уголовной ответственности. Некоторые из них осуждены на реальные сроки. Практически по каждому удовлетворены гражданские иски. 
В этом году в суд направлено 19 дел. И оборотов мы не сбавляем. В производстве следственных подразделений территориальных органов внутренних дел в настоящее время находится 46 подобных дел. 
— Вы обязаны проверить каждый 
звонок?
— Конечно. Ни одно сообщение без внимания не остается. Первым выезжает наряд, приближенный к указанному адресу. Сотрудники полиции осматривают место, принимают меры к тому, чтобы изолировать вход: граждане должны покинуть здание, а новые посетители не заходить. Прибывает следственно-оперативная группа, в составе которой в обязательном порядке выезжает кинолог, место тщательно обследуется.
— А если ничего не нашли?
— Проводится комплекс оперативных мероприятий, собираются соответствующие материалы проверки и решается вопрос о возбуждении уголовного дела. 
— Что чаще всего «минируют»?
— В основном, это объекты массового пребывания граждан: торговые центры, образовательные учреждения, больницы, даже здания судов...
К примеру, несколько месяцев назад в дежурную часть отдела полиции Сочи поступил анонимный звонок. Мужчина сообщил, что в здании суда Центрального района якобы находится опасный предмет.
Полицейские прибыли по указанному адресу. После того, как место происшествия было оцеплено, кинологи произвели осмотр всех помещений. В результате предметов, опасных для жизни и здоровья людей, не обнаружено.
В ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых сотрудниками полиции совместно с сотрудниками УФСБ города Сочи, удалось установить личность и местонахождение подозреваемого. 30-летний приезжий был задержан по месту временного проживания. В отделе полиции он сознался в содеянном и пояснил, что в момент совершения звонка находился в состоянии алкогольного опьянения. В его отношении возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 207 УК РФ. В настоящее время материалы дела с утвержденным обвинительным актом направлены на рассмотрение в суд. 
Кстати, совсем недавно вынесен приговор 35-летнему кубанцу, который сообщил заведомо ложную информацию о том, что в одном из припаркованных во дворе многоквартирного дома автомобилей находится взрывное устройство. Ему назначено наказание в виде двух лет обязательных работ. 
— А какие мотивы толкают взрослых людей на такие бессмысленные действия?
— Как правило, в основном, подобные преступления совершаются из хулиганских побуждений или из чувства обиды на кого-то. Бывает, что человек испытывает высокую потребность во внимании к своей личности в силу каких-либо социальных проблем. 
Так, сочинец, приговоренный судом к 2,5 годам лишения свободы за сообщение о ложном акте терроризма в местной больнице, в ходе допроса пояснил, что мотивом преступления стала обида на сотрудников медучреждения. Они якобы не оказали ему медицинскую помощь в полном объеме. 
— Если это не гостайна, как вы раскрываете подобные преступления?
— Ничего секретного. Идет обычная работа: сопоставляем голоса, узнаем местонахождение подозреваемого. Конечно, свидетельские показания тоже немаловажны. Но в первом ряду по значимости доказательств находится видеозапись…
— Ответственность зависит от того, каким образом поступило сообщение? Звонок, письмо, смс… 
— Заведомо ложное сообщение может быть осуществлено в любом виде. В том числе, через СМИ. К примеру, гражданин выступает по радио и вдруг сообщает, что в таком-то торговом центре заложено взрывное устройство. Данная информация проверяется правоохранительными органами. Если по результатам проверки сведения не подтверждаются, принимается решение о возбуждении уголовного дела. 
— А какая-то профилактика таких преступлений возможна? 
— Конечно, в рамках профилактических мероприятий полицейские разъясняют, прежде всего, школьникам, какие могут наступить последствия в результате ложного сообщения об акте терроризма. На мой взгляд, дети должны четко понимать, что наказание неотвратимо в любом случае: даже если они не могут ответить за свои поступки, за них ответят их родители, а след от этой истории навсегда останется темным пятном 
в биографии. 
Для взрослых профилактика состоит в разъяснении через средства массовой информации мер ответственности за совершение подобных преступлений. Возможно, и нынешняя статья кого-то заставит задуматься и остановиться.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 12 сентября 2018

Заголовок в газете: Телефонный терроризм: преступления и наказания

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру