В Краснодарском крае действуют 135 свалок из 326 зарегистрированных

Корреспондент " МК на Кубани" выяснила подробности " мусорного дела"

Около 60 миллионов тонн бытовых отходов ежегодно производят россияне. На каждого приходится 400 килограммов мусорных отходов в год. Около 90 процентов всего мусора оказывается на свалках, перерабатывается всего 4. Существующие в России завалы мусора будут разгребать еще многие поколения после нас

Корреспондент " МК на Кубани" выяснила подробности " мусорного дела"
Фото:volsk64.ru

Научно-исследовательский институт прикладной и экспериментальной экологии подготовил анализ существующей системы обращения с отходами производства и потребления на территории Краснодарского края. «МК на Кубани» поговорил с директором НИИ, д.г.н., профессором Леонидом Ярмаком о проблемах, связанных с образованием, сбором, накоплением и хранением бытовых отходов.

Реформирование отрасли

Как рассказал Леонид Ярмак, в крае существует концепция, согласно которой координируется система обращения с отходами. Однако цивилизованной и эффективной системы, обеспечивающей соблюдение санитарных и экологических требований, экономически выгодную и экологически безопасную деятельности для всех сторон, пока не видно ни на Кубани, ни по стране в целом.

На сегодняшний день одним из компонентых запланированных Правительством РФ мероприятий по реформированию отрасли стал переход регионов на новую систему организации сбора, транспортировки, обработки, обезвреживания и утилизации коммунальных отходов, а именно внедрение в систему региональных операторов. С 1 января 2017 года в России за сбор и утилизацию мусора будут отвечать региональные операторы. С ними органы исполнительной власти субъектов РФ заключат договоры, одно из условий которых — отходы должны размещаться только на лицензированных полигонах. При этом в каждом регионе устанавливается единый тариф на услугу по обращению с ТБО.

Из одиннадцати региональных операторов работает пока один

В Краснодарском крае определили одиннадцать зон, которые должны обслуживаться соответственным числом операторов. По результатам конкурсного отбора по выбору регионального оператора по обращению с ТКО определен победитель — ОАО «Мусороуборочная компания», ей присвоен статус регионального оператора и отведена зона деятельности Краснодар и МО Динской район. Это пока единственный из 11 операторов, получивший лицензию на осуществление данной деятельности

«Чтобы выполнить условия контракта, оператор должен соответствовать довольно жестким условиям: иметь объекты инфраструктуры для вывоза мусора и опыт работы.

Полигоны стоят очень дорого: сотни миллионов рублей, но оператор может взять полигон в аренду. Администрация края заключает с оператором договор и говорит ему: «Ты должен обеспечить управление бытовыми отходами таким образом, чтобы не нарушались нормы и правила охраны окружающей среды, ты должен заниматься вопросами развития инфраструктуры, иметь техническое обеспечение. — поясняет Ярмак. — Оказалось, что вся эта организационная составляющая легла на очень несовершенную систему. В итоге из одиннадцати региональных операторов работает пока один. На нем отрабатывают схемы, ошибки. Не все получается, и все остальные, увидев положение дел, затаились».

Меньше платишь — больше мусора

На Кубани есть хотя бы один, семь же российских регионов даже не приступили к проведению конкурсных процедур по выбору операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Есть еще одна проблема, возникшая вследствие ввода системы региональных операторов и достигшая своего апогея в поселке Пригородном и Знаменском. Там были убраны 25 мусорных баков, которые находились на этих местах более 7 лет, и на всех территориях образовались стихийные свалки, которые занимали общественные остановки и обочины дороги. В итоге сложилась ситуация, когда ни один из органов власти и местного самоуправления не отвечал за санитарное состояние.

После привлечения внимания общественности коммунальщиками в оперативном режиме горы мусора были вывезены, а баки возвращены на место, однако проблема до конца не решена и может возникнуть вновь.

«Большая проблема заключается в том, что ряд жилых домов исключается из зоны ответственности регионального оператора ТКО, поскольку не заключили с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Или заключили договор по минимальному тарифу. Им по условиям этого договора поставили контейнеры, а мусора получается больше, в итоге переполненные контейнеры и мусор выбрасывают рядом, который естественно никто увозить не должен. Часто такая проблема наблюдается у дачников и частном секторе», — говорит Ярмак.

Золотое дно оказалось

не прибыльным

В 2016 году краевые власти озвучивали, что в 2017 году в крае будет построено 7 меж-

муниципальных полигонов твердых бытовых отходов в рамках государственно-частного партнерства. В 2018 году планировали ввести их в эксплуатацию. Компании должны реализовывать эти проекты за свой счет. При этом построенный объект будет считаться госсобственностью. Чтобы вернуть вложения и получить предполагаемую прибыль, инвестор будет использовать объект ТБО в течение всего срока концессии. По условиям конкурса, концессионеры будут заниматься эксплуатацией объекта на протяжении 25 лет. Предполагаемый срок окупаемости — около 8 лет, за оставшееся время инвесторы получат запланированную прибыль. Первая выручка, согласно приведенным расчетам, поступит в 2019 году. Однако бизнес не торопится переключаться на новые правила работы, да и в целом эта отрасль не является особо популярной. Общепринятое мнение, что мусор — золотое дно, не оправдывается на практике. По мнению бизнеса, в среднем окупаемость ТБО около 20 лет. Чтобы понять, насколько охотно инвесторы участвуют в этой программе, «МК на Кубани» отправила запрос на имя заместителя губернатора Краснодарского края А.Н. Вороновского с вопросом, сколько из семи заявленных администрацией края перспективных ТБО построено. В официальном письме от краевой администрации значится ответ, который вроде есть, но его нет: «Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на перспективу определяет необходимость строительства 7 межмуниципальных отходоперерабатывающих комплексов на территории Краснодарского края (Абинский, Тимашевский, Мостовской, Крымский, Новокубанский, Староминский, Усть-Лабинский), а также 25 перегрузочных и 3 сортировочных станций. Строительство планируется осуществить за счет инвестиционных средств в рамках частно-государственного партнерства». Получается, пришли к тому, с чего начали, и спустя три года так ничего не изменилось, и новых перспектив нет. Краевые власти также не ответили, сколько всего на территории края лицензированных полигонов ТБО. Можно предположить, что их молчание связано с тем, что хвастать и тут особенно нечем.

Внедрение раздельного сбора мусора

Еще до того, как мусор попадает на полигон, нужны сортировочные комплексы. На территории края три мусоросортировочных предприятия: ООО «Абинск-ТКО» (Абинск, мощностью 40 тыс.тонн в год), ООО «Терра-Н» (Новоросиийск, мощностью 80 тыс. тонн в год), ОАО «Мусороуборочная компания» (Краснодар, мощностью 160 тыс.тонн в год). Этого, естественно, мало…

«Технологии сортировки довольно сложные. Предлагаемое сегодня сортировочное оборудование можно разделить на несколько видов: с автоматической или ручной сортировкой отходов. Различные варианты мусоросортировочных комплексов предлагаются как европейскими, так и российскими компаниями. Во всех вариантах существуют риски, что когда мусор поступает из одного контейнера, он перемешивается, и в него поступают загрязняющие и высокотоксичные вещества, например, от ртутных ламп, источников питания, аккумуляторов, отработанных масел и прочих отходов», — напоминает Ярмак.

Периодически поднимается тема о необходимости раздельного сбора мусора, и такой опыт в России есть. Старшее поколение помнит, что мусор делили на пищевые и не пищевые отходы. Был широко налажен сбор макулатуры, стеклотары и ветоши. Однако затем все это постепенно исчезло. Восстановить подобную систему уже в новом государстве пытаются с 2000 года. Во дворах многоквартирных домов в Москве и Петербурге устанавливали раздельные контейнеры для разных видов мусора. Однако с жителями разъяснительная работа не проводилась, и они продолжали бросать все в одну кучу. Кроме того, даже если бы горожане стали экологически ответственными, раздельный сбор мусора приносил одни заботы, а прибыли никакой. Инициатива поддерживалась и другими городами, но практически всегда эти попытки заканчивались провалом. Поэтому проблему решили, убрав баки с глаз долой.

«Сортировка должна появляться, когда у оператора есть схема, в соответствии с которой он будет знать, куда потом этот сортированный мусор деть. Проект плохо структурирован: нет объектов инфраструктуры и технического обеспечения. Нет четкого описания самого бизнес-процесса, понимания, кто и во что вкладывает и от чего получает доходы. Чтобы организовать все условия, нужно поставить сортировочные баки, потом нужно собирать все отдельными машинами, везти на перерабатывающие предприятия, которые в свою очередь будут понимать, как реализовать переработанный материал», — говорит Л.Ярмак.

Зарубежный опыт свидетельствует, что внедрение раздельного сбора мусора возможно только при наличии эффективных стимулов, которые действуют на всех участников системы обращения с отходами. В некоторых странах, например, с одной стороны — существуют крупные штрафы за неправильно выброшенный окурок или бумажку, а с другой — власти снижают стоимость вывоза отходов.

В России перерабатывается только около 4 процентов мусора

Но проблема не только, даже скорее вовсе не в том, что у нас отсутствует культура раздельного сбора мусора. Нужны предприятия по переработке. На данный момент в России перерабатывается только около 4 процентов мусора, в Европе 60-70. Самая образцовая стана в этом плане — Щвеция, там утилизируется 99 процентов бытовых отходов. Прежде всего, шведы стремятся их повторно использовать, вторично перерабатывать или превращать в источник энергии — 48,6 процентов. На полигоны отправляется меньше 1 процента. Даже оставшийся пепел от сгоревших отходов сортируют и снова отправляют в переработку. Эта страна стала настолько хорошо обращаться с отходами, что вынуждена импортировать 700 тыс. тонн мусора из соседних стран.

В Минприроды РФ в 2017 году в рамках программы раздельного сбора мусора был внедрен институт расширенной ответственности, согласно которой бизнес берет на себя ответственность за переработку произведенных товаров и упаковки, вышедших из употребления, или платит экологический сбор. Кроме того, правительство установило запрет на захоронение отдельных видов отходов. Так, с 2018 года запрещено захоронение черных и цветных металлов, отходов, содержащих ртуть. С 2019 — захоронение отходов бумаги, картона и бумажной упаковки, шин и покрышек, полиэтилена и полиэтиленовой упаковки, стекла и стеклянной тары, с 2021 — компьютерной и оргтехники, аккумуляторов и бытовых приборов. Всего 182 пункта.

Однако все эти шаги — лишь малая толика в борьбе за сохранение России от мусорного угара. Мусорные свалки — пока что самый распространенный способ обращения с бытовыми отходами. В Краснодарском крае зарегистрировано 326 свалок, из них 135 действующих, 111 — недействующих, 80 ликвидированных. Причем официально зарегистрированные свалки — это полбеды, десятки тысяч несанкционированных мусорных гор появляется по всей России. Беда в том, что они наносят не только экологический урон. Вопросами ликвидаций таких свалок должны заниматься муниципальные власти. Для решения этих проблем нужны суммы, порой в десятки раз превышающие годовой бюджет поселения. На полную ликвидацию просто нет денег. Проще говоря, мусор зависает в воздухе.

Общероссийский народный фронт запустил проект «Генеральная уборка / Интерактивная карта свалок», направленный на повышение эффективности общественного контроля со стороны граждан за экологическим состоянием своего региона. Каждый человек, увидевший свалку в неположенном месте, может отметить ее местонахождение красным флажком на интерактивной карте.

Несколько цифр: пищевые отходы разлагаются до месяца, газетная бумага — до года, обычная — два, железные банки и старая обувь — 10 лет, обломки кирпича и бетона, фольга, жестяные банки и аккумуляторы — до 100 лет, резиновые покрышки, пластиковые бутылки, алюминиевые банки — до 500 лет, стекло — более 1000 лет.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру