В галерее «Особняк», открылась выставка графики Сергея Воржева

В галерее «Особняк», открылась выставка графики Сергея Воржева

На минувшей неделе в Краснодаре, в новой галерее «Особняк», открылась выставка графики заслуженного художника России Сергея Воржева, приуроченная к 69-летию творца. На открытие собралось много любителей творчества графика и живописца. Это лишний раз говорит о том, что творчество Воржева широко известно на Кубани и не только. Его работы экспонировались в двенадцати странах мира, находятся в музеях края и регионов.

Своя манера

Творчество Воржева разнообразно по тематике. При этом у него своя живописная манера, которую не спутаешь ни с какой другой. Это выдает в нем индивидуальность и неповторимость. Слышал не раз упреки, что Воржев — коммерческий художник. А как без этого жить, если не продавать картины? Реализацией своих картин занимались художники всех времен. Будь то Веласкес, Гойя, Леонардо, Рембрандт и все другие.

Речь не идет о меценатстве. Воржева в этом не упрекнешь. Он щедро дарит свои работы. В том числе и на последней выставке, о которой мы поведем речь, была организована бесплатная лотерея, по которой многим достались работы художника совершенно бесплатно. Так что оставим эту набившую оскомину тему.

На Кубани много художников. Хороших и разных. Воржева не спутаешь ни с кем. Любая его работа, затрагивающая порой самое незначительное событие, обретает под его рукой значимость. На одной из выставок увидел его живописную работу, на которой художник запечатлел так любимую казаками большую вяленую рыбу. Возможно, толстолобика, распластанного на две части и как бы висящего. А может, и нет. Ничего постороннего художник не изобразил. Сосредоточился на рыбе. И эта обыденная рыба, повседневный продукт, под рукой художника превратилась в целую Вселенную. В Млечный путь. От нее невозможно было оторвать глаз. И чем больше я всматривался в нее, тем больше мне в ней открывалось. Невольно вспомнилось, что все апостолы были рыбаками. И Христос сподобил их, как рыбаков, «ловить» человеческие души, просвещать их и просвещать себя. Образ рыбы вообще уходит в глубины человеческой мифологии. У народов Передней и Малой Азии рыба была символом божественной Луны. Вот и выходит, что художник написал рыбу, а за ней тянется целый шлейф ассоциаций.

И еще одна картинка, характеризующая Воржева как художника и человека. Много раз видел в его мастерской притягивающий взгляд недописанный портрет Иисуса. Однажды не выдержал, спросил, почему он не допишет святой образ. Художник ответил: «Он не дает завершить его лик. Даст — закончу». Мистика? Может быть. Но без ее таинства нет настоящего художника. Настоящий художник как посредник, проводник между нами, землей и небом.

Знать не понаслышке

Воржев единственный в крае глубоко и плодотворно разрабатывает тему кубанского казачества. Сам кубанский казак из глубинки, он знает жизнь казачества не понаслышке. Знает с детства казачий фольклор, народное творчество: песни, побаски. Любит керамику, плетневые заборы, народные костюмы, напряженный труд, а в праздники — безоглядное веселье, столь редкое у людей труда.

Все эти стороны жизни отразил художник в своих талантливых живописных полотнах и графике. Кстати, он посвятил десятки графических работ, которые до сих пор редко кому знакомы, всем сторонам жизни казачества. Будет очень жаль, если они разойдутся по разным адресам.

А теперь о выставке Воржева, которая открылась 21 февраля, в прошлую пятницу. Она оказалась совершенно неожиданной для большинства любителей творчества художника. Начну с того, что на первом этаже небольшого салона были выставлены графические работы в стиле ню. Карандаш. Уголь. И ничего лишнего. Скупые линии. Ровно столько, сколько нужно для передачи изображения модели. Невольно вспомнилось, что в советские годы государственной идеологией было ханжество, когда касалось изображения женского тела. В рабочей уродливой робе — пожалуйста. А обнаженное или почти обнаженное — ни в коем случае. Помню, в горбачевскую оттепель попал в Эрмитаж, где на первом этаже экспонировались работы в стиле ню одного итальянского художника. Они были задвинуты под лестницу, сразу как входишь в Эрмитаж, направо. Подальше от глаз посетителей. Но народ шел и шел сюда. Нет, не затем, чтобы полюбоваться обнаженкой. Красотой. Работы были необыкновенно красивы. И люди наслаждались красотой.

Не было недостатка и в желающих посмотреть работы в стиле ню Воржева. Такого мы его еще не знали. Сюрприз ждал посетителей и на втором этаже, где тесно разместились из-за малого пространства помещения графические работы самой разной тематики: реалистические, полупредметные и беспредметные. Одни напомнили мне французского художника Леже, воспевающего индустриальный пейзаж, другие — разные стороны быта и природы. Они не были похожи ни на кого. И потому притягивали посетителей, силящихся понять, что на этот раз вдохновило художника, равно любящего и цвет, и черно-белую графику. Столь выразительную и неожиданную. Обычно графика скупа. А здесь невероятное буйство линий. Остается только изумиться и восхититься. И терпеливо ждать, чем удивит еще нас в будущем мастер.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 27 февраля 2019

Заголовок в газете: Неожиданный Воржев

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру