Депутат Госдумы Наталья Костенко внесла на рассмотрение ряд законов, о сохранении исторического наследия

07.07.2020 в 17:00, просмотров: 625

В Госдуму внесен пакет законопроектов о совершенствовании регулирования сферы охраны памятников культуры и архитектуры. Законопроекты были разработаны заместителем председателя Комитета Госдумы РФ по контролю и регламенту Натальей Костенко совместно с краевым Управлением госохраны памятников культуры по итогам Второго культурного форума «Проблемы и перспективы развития исторического наследия городов России», который прошел в январе 2020 года в Краснодаре.

Депутат Госдумы Наталья Костенко внесла на рассмотрение ряд законов, о сохранении исторического наследия
Охотничий домик великого князя Сергея Михайловича Романова в поселке Псебай

Требуется корректировка

Один из законопроектов предусматривает внесение изменения в статью 39.3 Земельного кодекса РФ. По общему правилу, установленному этой нормой, приватизация земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется путем их продажи на аукционе. При этом, согласно статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации, отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.

Однако статьей 29 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусматривается, что объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов культурного наследия, могут приватизироваться исключительно путем их продажи на конкурсе. Более того, статьей 28 закона приватизация зданий, строений, сооружений и объектов, которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, также осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования.

Получается, российское законодательство, устанавливая общее правило о необходимости одновременной передачи в частную собственность объектов культурного наследия и земельных участков под ними, предусматривает при этом разные способы приватизации таких объектов (объектов — по конкурсу, а участков — через аукцион). Это делает фактически невозможной приватизацию объектов культурного наследия в силу маловероятности одномоментного проведения выкупных процедур в отношении объектов культурного наследия и занимаемых ими земельных участков.

Практика показала

Столь противоречивое правовое регулирование имеет негативные последствия на практике. Например, в ноябре 2019 года Департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал Управлению государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края во включении в план приватизации на 2020 год объекта культурного наследия регионального значения «Охотничий домик великого князя Сергея Михайловича Романова» 1898 года, расположенного по адресу: Мостовской район, поселок Псебай, находящегося в удручающем положении, указав при этом в качестве обоснования невозможность одновременного соблюдения вышеизложенных требований законодательства Российской Федерации. В результате Краснодарский край потерял инвестора, который готов был его восстановить, а судьба самого памятника остается плачевной.

С целью введения единой процедуры приватизации в отношении объектов культурного наследия и занимаемых ими земельных участков законопроектом депутата Натальи Костенко дополняется статья 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации пунктом 1.1, где предлагается закрепить возможность продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия, на торгах, проводимых в форме конкурса.

Другим законопроектом расширяются возможности для применения институтов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений в сфере сохранения культурного наследия. Сейчас реконструкция объектов культурного наследия и их сохранение не являются предметом регулирования ни закона «О концессионных соглашениях», ни закона «О государственно-частном партнерстве», соответственно памятники архитектуры в перечень объектов, в отношении которых могут заключаться такие договоры, не включены. Поправки исправляют этот пробел в законодательстве.

— Данные инициативы были обсуждены как с экспертами-общественниками, так и со специалистами-практиками, работающими в сфере охраны памятников архитектуры, а также инвесторами. Реализация законопроекта позволит устранить разночтения в законодательстве, которые препятствуют привлечению инвестиционных средств в эту важную сферу, приватизации объектов культурного наследия и сохранению многих памятников архитектуры по всей стране,— говорит депутат Госдумы РФ Наталья Костенко.



|