Кто и зачем греет руки на теме строительства кубанских дорог

На днях к одной из самых дорогих отраслей региональной экономики присосались информационные пиявки. После сравнения стоимости дорожного строительства в 2015 и 2019 году цифры показали рост. Журналисты редко заостряют внимание на подобных вещах – а что сейчас не дорожает? Но пора удобрять грядку к губернаторским выборам: подключились лоббисты, зашуршали купюры и полетели заголовки про откаты и коррупцию.     

А что на деле?

Кто и зачем греет руки на теме строительства кубанских дорог
Пункт весового контроля в Краснодарском крае. Фото: its-sib.ru

В 2015 году кубанский минтранс объявил открытые конкурсы на проектирование трех весовых пунктов контроля по рыночным ценам от 2,5 до 3,8 миллионов рублей за каждый объект. Средние цены, стандартная процедура электронных закупок по 44-ФЗ. В итоге был построен автоматизированный пункт весового и габаритного контроля в Усть-Лабинском районе – на двух полосах и ориентированный в одну сторону. Два другие объекта построены не были – дорога, на которой они должны были находиться, была передана в федеральную собственность, и теперь за ее будущее отвечают федеральные структуры.

В 2017-2019 году проектирование пунктов контроля подорожало до 4-5,8 млн. Сказался целый ряд факторов: во-первых, теперь сюда включена оплата госэкспертизы, которая может составлять до 27,3% стоимости проектно-изыскательных работ. Во-вторых, ежеквартально пересчитываются индексы Минстроя России, и удорожание объектов 2015 года к 2019-му составляет 12%. В третьих, выросла ставка НДС. В-четвертых, существенно выросли требования к самим постам: начиная от количества камер и элементов освещения – заканчивая установкой систем бесперебойного питания и повышенными требованиями к дорожному полотну. Вся эта информация, закрепленная нормативно-правовыми актами в том числе и федерального уровня, есть в открытом доступе, но кому интересно разбираться в нюансах, если можно с выгодой для кармана хайпануть на тегах «распил», «откат» и «коррупция».

Но самое интересное – не это. К чему вообще такое внимание к постам весового и габаритного контроля в крае, у которого на территории 9 морских портов грузооборотом более 200 миллионов тонн в год? Суммы от перевалки этих грузов содержат космическое число нулей. Караван большегрузов растягивается на тысячи километров, их перевес «жует» асфальтовое покрытие, как жвачку. Для защиты дорог оборудованные по последнему слову техники посты нужны региону, как воздух. Цифры, кстати, тоже в открытом доступе: максимально допустимый вес груженого транспорта – 44 тонны. За полтора года работы пост весового и габаритного контроля обнаружил более 175 тысяч нарушений, в том числе 50 тысяч – с весом больше 60 тонн. Встречаются экземпляры, тянущие за собой 120 тонн груза.

Меньше постов – меньше препон: можно беспрепятственно гнать стотонные фуры с зерном, гравием, камнем, щебнем, песком. Было бы желание, а умельцы найдутся. На летних торгах по проектированию очередных постов контроля в Темрюкском и Крымском районах краевое министерство транспорта выставило лоты с максимальной ценой контракта около 7,5 миллионов рублей. В сумму должны входить топографические, геологические, метео-, сейсмические условия, исследование транспортного потока, проектирование мест подключения к сетям, просчет количества полос движения, особенностей дорожного полотна и еще целый перечень факторов, а в финале проект должен пройти государственную экспертизу, которая длится долго и, мягко говоря, небесплатна. Нашлась фирма, готовая выполнить все эти работы за ОДИН РУБЛЬ. Закон о госзакупках гласит: «кто дешевле – тот победил», заказчик обязан заключить контракт. Дальше – глухая оборона: на все запросы краевого минтранса – отписки, на претензии – тишина… Сроки окончания работ, включая двухмесячную экспертизу, – 31 октября. Минтранс идет на крайние меры и начинает процедуру одностороннего расторжения контракта.

Есть люди, которым выгодно тянуть время – пока на дорогах нет весового контроля, можно и дальше гонять автопоезда с перегрузом в 2-3 раза. Разбиваются вдрызг дороги, которые строятся за счет налогоплательщиков? Из-за ремонта курортный регион стоит в пробках? Какая разница! Главное – растут нули на счетах владельцев карьеров, крупнейших производителей и импортеров зерна. С несогласными – схема стандартная: натравить жителей на власть всегда можно покупными материалами с дерзкими «разоблачениями». А там можно попытаться и «своего» человека в высокое кресло посадить – чтобы посговорчивее был, попонятливее.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру