Перевернувшийся в Джубге катер был перегружен в 4,5 раза и работал без лицензии

06.07.2019 в 19:49, просмотров: 1472

В минувшую пятницу вечером по сети разнеслись тревожные сообщения о перевернувшемся на черноморском побережье катере. Очевидцы говорили о большом числе пассажиров, возможных утонувших. Информация с места происшествия весь вечер просачивалась постепенно: сотканная из отрывистых сообщений очевидцев и коротких заявлений от официальных органов. А ведь казалось, что ничего и не предвещало беды. Или нет? По крайней мере, люди, взбираясь на катер для прогулки, вряд ли думали, что эта поездка может стать для них последней. А для двоих в итоге стала.

Перевернувшийся в Джубге катер был перегружен в 4,5 раза и работал без лицензии

43

Первая же официальная информация подтвердила — людей на судне было и правда много — 43 человека. У непосвященного в тему сразу возникает диссонанс между словом «катер» и таким количеством людей. Та же «Википедия» определяет катер как легкомоторное плавсредство. А более четырёх десятков людей хочется разместить уже на чём-то больше соответствующем термину «яхта». Это дилетантская логика, но даже такая, как позже выяснится, в этой ситуации не подведёт.

Сообщение о ЧП на пульты экстренных служб поступило в 17:50. Согласно нему, на расстоянии около 100 метров от берега перевернулся прогулочный катер. Специалисты выдвинулись на место и организовали операцию по спасению. В ГУ МЧС по Краснодарскому краю сообщили уже в восьмом часу вечера, что 37 пассажиров катера «Атолл» доставлены на берег. Ещё шестерых сразу не смогли отыскать. Предполагалось, что их могли доставить на берег проходящие мимо водные суда. Об этом, по крайней мере, спасателям рассказали очевидцы. Изначально также сообщалось и о двух пострадавших. Однако их состояние никто не комментировал.

Позднее же заговорят о двух погибших. Со слов разных источников, они скончались или по дороге в больницу, или умерли ещё на берегу. Вскоре информацию о погибших подтвердит глава Туапсинского района Анатолий Русин. «Погибли две женщины. Помощь пострадавшим оказали на пляже медики четырех бригад туапсинской службы «Скорой помощи». Госпитализация потерпевшим не потребовалась. Сейчас с ними работают психологи», - сообщили и в пресс-службе администрации. Чиновник также рассказал журналистам, что личности погибших установлены — ими оказались туристки из Мордовии и Белгорода. Первой было 42 года, второй — 34.

Вместимость

Искать однако пришлось не только спасателям и не только пассажиров, которых не досчитались на берегу ни живыми, ни мёртвыми. Силовики сообщили, что задержали владельца катера, которым оказался житель Ставропольского края, но трудности возникли с поимкой капитана судна. В краевом ГУ МВД заявили, что он попытался скрыться. На него, уроженца Приморско-Ахтарска, была составлена ориентировка, объявлен розыск. Через несколько часов задержали и его.

Южное следственное управление на транспорте СК РФ сообщило о возбуждении уголовного дела. Оно было заведено по статье о ненадлежащем оказании услуг, повлёкшем гибель двух человек. Тогда же следственные органы официально и сообщили предварительную причину аварии — перегруз. Хотя, об этом к тому времени говорили уже все.

ТАСС со ссылкой на представителя предприятия, выпустившего катер, сообщил, что судно было во-первых: старым, во-вторых: самопально модернизированным. Разработчик проекта Дмитрий Сребный рассказал, что судно было произведено ещё в 2008 году и к этому сроку уже подлежало утилизации. По проекту его пассажировместимость составляет 12 человек. Срок службы этого катера не должен был превышать шести лет. Однако прежний владелец решил плавсредство по прошествии этого срока продать — чего добру пропадать. И это произошло уже восемь лет назад.

Более того, катер претерпел существенные изменения конструкции. Оказалось, что новый владелец решил, что для заработка на море нужно единовременно брать на борт больше людей. Логика проста: больше клиентов — больше прибыль. Для того были срезаны водонепроницаемые переборки, надстроена вторая палуба, установлены дополнительные сидения и судно пошло покорять финансовые горизонты черноморских пляжей. «На судно длиной 10,7 м и шириной 3,7 м можно взять, ну, максимум 20 человек, но перегруз в четыре раза - более 40 человек на борту - это критично, перебор», - заявил изданию разработчик проекта этого судна Дмитрий Сребный.

К тому же, по словам инженера, на безопасности пассажиров сказался не только вес пассажиров, взошедших на борт, но и наваренная конструкция — в виде второй палубы. Это, по мнению специалиста, сильно отразилось на устойчивости плавсредства. По его предположениям, в таком случае катер должен был накрениться на корму, после чего вода хлынула бы на борт. А паника среди пассажиров могла довести дело до конца.

Лицензия

Безусловно, возникает естественный вопрос о том, как судно с таким существенным изменением конструкции прошло какую-либо проверку, как капитан мог вообще получить лицензию, чтобы потом, по всей видимости, громко, как это принято на российском побережье (а значит, ни от кого не скрывая этот факт) зазывать пассажиров на борт?

Ответ на этот вопрос появился на следующий день после трагедии и оказался прост, а к тому же в российской действительности абсолютно неудивителен: у капитана просто не было такой лицензии. Об этом рассказал зампрокурора южной транспортной прокуратуры Валерий Козлов на брифинге по поводу случившегося.

«Зарегистрирован судоводитель как индивидуальный предприниматель не был, лицензия на перевозку пассажиров на морском транспорте у него отсутствует», - отметил прокурор.

55

Сегодня же следствие, продолжая проверку, установило, что ранее озвученное число пассажиров на «Атолле» не соответствует действительности. «На указанном судне находилось не менее 55 отдыхающих, хотя вместимость его составляла 12 человек», - заявили в пресс-службе Южного следственного управления на транспорте СК РФ. Анатолий Русин уточнил ТАСС, что 15 человек из отправившихся на морскую прогулку в тот день — дети.

Следователи также добавили, что будут ходатайствовать о заключении под стражу судоводителя.

***

Патриотично настроенные политики всегда призывали отдыхать на территории своей родной страны, тем более, что она, безусловно, богата на достопримечательности. Но краеугольным камнем для всех, перед кем вставал такой выбор, всегда был и остаётся сервис. Точнее, его отсутствие. Но это ещё можно пережить. А попустительство со стороны надзирающих структур, которые подчас являются чуть ли не репрессивными органами для общества в целом и бизнеса в частности, как мы видим, к сожалению, пережить удаётся не всем. Казалось бы: стоит зазывала с «матюгальником» на пляже, призывает прокатится с ветерком и морскими брызгами в лицо. И ничего не предвещает беды. Ведь, будучи на отдыхе, ты не хочешь думать о проблемах. Хочешь лишь отплыть подальше от берега, где воздух будет ещё солонее. И это нормально, потому, что ты знаешь, что налоги государству ты платишь в том числе и для того, чтобы такие поездки были безопасны. Вспоминаешь, что выехать на своём авто на улицу имеешь право лишь после прохождения техосмотра и оформления страховки. А тут: большая вода, много людей на борту — какая ответственность.

Ан нет. Маломерное судно некие кулибины смогли переделать так, что мест в нём стало больше в четыре с половиной раза. Вышли на этом на пляж (не какой-то дикий, в глуши, а настоящий — курортный) и начали продавать билеты пачками. Тот же разработчик судна Сребный, удивляясь всё растущему по официальным сообщениям числу пассажиров, взошедших на борт сконструированного им судна, не смог удержаться от эмоциональной оценки и не заявить, что по всей видимости жадность застлала этим людям глаза. И жадность эта обернулась очередной трагедией.

Внезапной ли трагедией? Ой, вряд ли: будто не было «Бугарии» и других случаев гибели отдыхающих не только на воде. Будто не было только вот, недавно, уже в этом курортном сезоне аварии с автобусами в Сочи, в которой пострадали 11 человек из-за несоблюдения ПДД. Или не пострадали 4 человека а аварии с автобусом, водитель которого набирал во время движения сообщение в телефоне. Будто наваренная палуба на судно, которое к такой нагрузке явно не приспособлено, не бросалась в глаза ни одному спасателю, ни одному представителю надзирающих органов.

Кстати, удивительно, что глава Туапсинского района Русинов заявил ТАСС, что после этого случая не планируется дополнительных проверок для тех, кто производит на черноморском побережье водные прогулки. А почему? Чтобы не кошмарить бизнес проверками? А если этот, с позволения сказать, «бизнес» людей убивает?

Пример грубый, но тем не менее: недавний рейд Роспотребнадзором выявил те или иные нарушения во всех проверенных точках по продаже шаурмы — пищи вредной, но привлекательной в том числе и для туристов. Четверть этих точек и вовсе пришлось закрыть. А как эти ларьки, которые могут попросту травить людей, работали всё это время до проверки? А как работают многочисленные точки про продаже различной снеди конкретно на берегу моря: ведь антисанитарные условия подчас не нужно высматривать под микроскопом, они видны простому потребителю невооружённым глазом. Почему на черноморских пляжах много точек продажи пива и почти нет общественных туалетов (хотя бы платных).

И как российскому туристу предпочитать родной черноморский берег тому же турецкому? Если опасность его поджидает даже когда он хочет насладиться морскими пейзажами, отплыв немного, буквально 100 метров, от берега. Но чья-то жадность его губит. Безусловно можно привести в качестве обратного примера утлые судёнышки, рассекающие водоёмы в азиатских странах. Но ведь этого там никто и не заявляет никакого волшебного сервиса, но гордится голубыми флагами на пляжах. Вряд ли турист ожидает строгого надзора за качеством жареных тараканов в Тайланде.

Речь, безусловно не только про юг страны и не только о пляжах. А о куче проверяющих органов, которые, как это отмечал даже президент, доставляют бизнесу немало хлопот. Но почему-то, как показывает практика, не исполняет своих прямых функций. Ведь катер должен был быть утилизирован уже 8 лет назад. И значительную часть этого срока, по всей видимости, занимался прокатной деятельностью не в глуши, а на основных морских курортах страны.