Сегодня режиссеры видят в ней в основном острохарактерную героиню, между тем она ярко и талантливо может создать и образ ранимой, романтичной женщины, перевоплотиться в персонаж, противоположный своей натуре. Любой эксперимент в профессии воспринимается ею как еще одна ступенька к постижению всех граней своей профессии. Актриса своих героинь чувствует очень тонко. И все важные решения в профессии и жизни, как можно убедиться, выбирает сердцем.
В интервью с Олесей Никифоровой беседуем о ее творческом пути и сегодняшнем дне в театре.
— Олеся, вы окончили Ярославский государственный театральный институт. Расскажите, как вы выбирали профессию.
— В свое время Театр драмы в Новочеркасске, где раньше жила моя семья, набирал актерский курс в Ярославский театральный институт. Труппе нужны были новые артисты. За учебу платил муниципалитет... Я и решилась.
— Вы поступали сразу после школы?
— Нет, школу я окончила в 1996 году. Куда идти? Конечно, с детства мечтала быть актрисой. Но мои родители считали, что это несерьезная профессия. Захотела быть юристом. Думаю, многие из них те еще актеры. Поехали вместе с отцом в Ростов — узнавать условия обучения в университете. Оказалось, год учебы стоил 41 тысячу рублей. У моей семьи таких денег, конечно же, не было. Отец — военный в отставке, пенсия — небольшая, мама — учитель, ее зарплата — всего одна тысяча сто рублей, да и то в то время постоянно задерживали... В общем, вернулись в Новочеркасск. Папа предложил в школу милиции поступать — говорил, что он все-таки афганец, у него хоть какие-то льготы были, а значит, и были шансы, что я поступлю. Но я чувствовала себя в тот момент потерянной, понимала, что это не мое... Решила поступать в Новочеркасский иженерно-мелиоративный институт. За подготовительные курсы помог заплатить старший брат — он тоже военный, в то время служил в Армении. Прошла по баллам, и, если бы окончила обучение, была бы инженером (специализация — мелиоративное обустройство территорий). В первый год учебы — все КВН и концерты в институте были моими — во всём охотно участвовала...
— А как же решились поменять все?
— Уже шел второй год обучения... Гуляли мы как-то с подругой по городу и увидели на остановке общественного транспорта огромное объявление о наборе на актерский курс: драмтеатр набирал абитуриентов. Мне подруга тогда сказала: «Ну что, Олесь, давай попробуй...» Мы тогда с ней еще и поспорили, получится у меня или нет. Подруга ставила на то, что я провалюсь,— до сих пор ящик шампанского мне должна... Мне пришлось вспоминать уже забытую школьную программу: историю, русский язык, литературу. Комиссия из Ярославля в Новочеркасск приезжала, чтобы провести экзамены. Я прошла все три тура — поступила. Наш курс почти сразу взяли во вспомогательный состав театра. Помимо того, что мы участвовали в массовке, нас вводили в спектакли и на конкретные роли.
— А как родители восприняли, что вы так круто поменяли свою жизнь?
— Папа у виска покрутил. Спросил, как я жить буду, имея профессию, которая больших доходов не может приносить, если ты не живешь в Москве и в кино не снимаешься. А мама в свое время хотела, чтобы я была педагогом, как и она. Кстати говоря, я в каком-то смысле и реализовала себя в этом: преподаю сейчас актерское мастерство детям. В итоге же, когда я диплом получила, она призналась, что сама хотела быть актрисой, но считала это заоблачной мечтой. В новочеркасском театре у меня было много главных ролей. Одной из любимых была роль Орсетты в «Кьоджинских перепалках» Гольдони. Служила в театре Новочеркасска до 2004 года.
— А как оказались в Краснодаре?
— Родители мои переехали в Адыгейск. Примерно год без них прожила в Новочеркасске, а потом по личным обстоятельствам решила уехать. Думала даже в Италию отправиться в поисках работы. Но, задавшись как-то вопросом, что я буду делать в чужой стране, решила попытать счастья и поискать работу в одном из театров Краснодара. Когда увидела возле Молодежного театра афишу «Кьоджинских перепалок», в душе что-то екнуло.
Главный режиссер театра Владимир Дмитриевич Рогульченко, прослушав меня, сразу взял в труппу. Но предупредил, что жилья нет и больших ролей пока не предвидится. Но я была рада, что меня просто берут на службу.
— А в «Кьоджинские перепалки» Михаила Бычкова попали?
— Меня хотели ввести в этот спектакль. Но роль моей любимой Орсетты была решена в этом спектакле совершенно иначе, чем в новочеркасском театре. Это был, пожалуй, единственный случай, когда я не справилась со своими эмоциями: годами со времени учебы в меня вкладывали одно, что на подкорке головного мозга в конце концов отложилось, а здесь нужно было играть совершенно другой характер... Я даже плакала в гримерке после неудачного ввода — тоже единственный раз в своей жизни по такому поводу.
— Хорошо, а какими были первые роли в Молодежном театре?
— Роли в сказках не в счет. Одна из первых ролей — в «Звездопаде» по повести Виктора Астафьева. Потом роль мадам Воланж в «Опасных связях». Одна из любимых, например, роль Вагабундовой в «Событии» по произведению Владимира Набокова.
— Ваши коллеги, говоря о вас, отмечают ваш темперамент, яркость, харизму. Говорят, что с вами очень комфортно находиться на одной сцене. А вам с кем хорошо на одной сцене?
— Прямо по фамилиям называть? Нет, я скажу в целом: труппа очень сильная и все очень разные. Поэтому со всеми комфортно на сцене. Это правда. Чувствую себя в нашем коллективе как рыба в воде. Со всеми хорошие отношения.
— А друзья есть?
— Да, очень крепко дружим с Аленой Макаровой, заведующей гримерно-постижерным цехом театра. А с актрисой Оксаной Трегубовой вообще породнились: я крестная мама ее сына Макара.
— А с кем из режиссеров вам больше всего понравилось работать?
— Не было такого, чтобы я с кем-то не хотела работать. Мне нравилось работать и с Константином Демидовым, и с нашим последним главрежом Даниилом Безносовым, и, например, с постановщиком спектакля «Самоубийца» (это одна из последних премьер в театре) Алексеем Шавловым. Хочу сказать, что, когда пришел Даниил Александрович Безносов, он дал мне играть небольшую роль в «Зимней сказке» и роль Ипполиты в «Ночи любовных помешательств» по Шекспиру, потом были «Звериные истории», роль Коробочки в «Мертвых душах». Специально для меня он в своей инсценировке по повести Чингиза Айтматова «Материнское поле» буквально прописал роль соседки главных героинь — Айши. Он начал раскрывать меня как актрису в новых образах. Очень ему благодарна за это. И очень жаль, что он ушел из нашего театра.
— А были ли у вас случаи, когда вы отказывались от роли?
— Нет, была только одна неудача, о которой я уже рассказала. А так любая роль — это возможность подняться еще на одну ступеньку в своей профессии. Пусть это будет даже странный персонаж в какой-то детской сказке... Мне всё хочется примерить на себя. С большим удовольствием играю для детей. Я участвую в достаточно большом количестве сказок на сцене Дворца искусств «Премьеры» и в музыкальной сказке режиссера Александра Мацко в Муниципальном концертном зале.
— Олеся, какие роли вам ближе — комедийные или драматические?
— Мне практически во всех спектаклях дают играть острохарактерных героинь. Но почему мне, например, нравится роль Айши в «Материнском поле»? Потому что там же можно и посмеяться, и поплакать — сыграть весь спектр человеческих чувств. Хочу проживать на сцене всю природу человека.
В этом смысле мне очень интересна роль в спектакле «Когда Ницше плакал» краснодарского театра «Мой». Этим спектаклем открывался театр Стаса Слободянюка — и он до сих пор аншлаговый, его очень любят зрители.
— Как вы относитесь к экспериментам в профессии?
— Я еще та авантюристка. Готова идти на эксперимент. Вот сейчас у нас в театре идут читки современных пьес — я в них с удовольствием участвую. Интересный формат и какой-то новый опыт.
— А где вы преподаете?
— Занимаюсь с девочками в одной из балетных студий Краснодара. Начинала с небольших по времени занятий, а потом под меня набрали специально группу. Мама мне помогала в свое время разрабатывать учебный план, чтобы всё было как надо. Мне очень нравится это дело. В студии занимаются и четырехлетние малышки, и девочки-подростки, которые готовятся поступать в хореографическое училище.
— А когда зовут в кино, снимаетесь?
— Да, если это не мешает моей занятости в театре. Из последних работ — небольшие роли в сериалах «Ищейка» и «Бим-2».
— Расскажите, пожалуйста, немного о своей личной жизни, о муже.
— С мужем Сергеем познакомились пятнадцать лет назад. В июне будет тринадцать лет, как расписались. Сейчас он бизнесмен. Раньше работал в администрации края, представительстве президента. Сергей — мужчина моей мечты. Как только в первый раз его увидела — сразу влюбилась. Помню, после того как познакомились, гуляли до утра по ночному Краснодару, разговаривали — о чем, не помню, но не могли друг с другом проститься...
— А как предпочитаете отдыхать?
— Люблю заниматься спортом. Кататься вместе с мужем на велосипедах. А еще отдыхать на природе. В этом время года люблю разводить на своем балконе, а квартира у нас на третьем этаже, небольшой огород. Выращиваю герань, помидоры, огурцы — совсем чуть-чуть.
— А животных любите?
— Да, у нас дома живут кот и кошка. А еще я волонтер одного частного краснодарского приюта. Его хозяйка — девушка — в одиночку строит вольеры и спасает бездомных кошек и собак. Обязательно каждый месяц перечисляю этому приюту определенную сумму. Считаю нужным так помогать.
— И последний вопрос: какую роль мечтаете сыграть?
— Роль Аксиньи в шолоховском «Тихом Доне». Мне кажется, я знаю, как играть эту героиню. Она мне очень близка.
— Олеся, с днем рождения! Новых ролей вам и успешной работы с талантливыми режиссерами! Большой удачи в личной жизни и творчестве!