Театральный критик Александр Геннадьев отмечает юбилей

Сегодня, 9 ноября, отмечает 55-летие Александр Геннадьев – театральный критик, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска» сезона 2015/2016 и редкий автор, чьи тексты зачитывают в краснодарских труппах и на сборах, принимают как руководство к действию и противодействию.

Театральный критик Александр Геннадьев отмечает юбилей
Театральный критик Александр Геннадьев

Юбиляр – тот случай, когда репутация во всех смыслах бежит впереди человека. Александра Геннадьева хорошо знает профессиональное сообщество далеко за пределами региона: он публикуется в столичных изданиях, его приглашают на премьеры, в жюри фестивалей и конкурсов.

В регионе же Геннадьева читают буквально все во всех театрах, даже если утверждают обратное. Публикации за его подписью гарантируют бурные обсуждения в театрально-музыкальных пабликах, а изданиям – зашкаливающее число просмотров («МК» на Кубани» горд тем, что юбиляр – его постоянный автор). В самых неожиданных институциях: от эшелонов власти до пенитенциарной системы – есть поклонники его пера.

Последние неизменно констатируют, что в условиях угасающего влияния журналистики в принципе и региональной театральной критики в частности Александр Геннадьев остается камертоном, сохраняющим точный звук – единственно верный подход к предмету. Указывая на просчеты и неудачи без желания уязвить и в то же время без «патоки», он надеется быть услышанным, надеется, что подмеченное им учтут во благо театру.

Оппоненты же – из тех, кто не у дел, и «молодой шпаны», считающей, что до них ничего и не было, – величают юбиляра «одиозной фигурой», обвиняют в предвзятости и благосклонности за мзду. Но и они, как экс-главреж нашего драматического флагмана, удостаивают его формулировок вроде «несгибаемый кубанский Феникс» или, как первый в городе частный театр, на капустнике считают комплиментом сказать о коллегах: «Им панчи пишет сам Геннадьев».

Александр Геннадьев формировался как личность в поэтичной Грузии, где пробовал силы в лирике, – и по сей день сохранил лиричность в восхищении подлинно прекрасным. Знаменитый литературовед Георгий Маргвелашвили и балетный критик Этери Думбадзе были его наставниками. Своим учителем в критике и балетоведении Александр считает живого классика Вадима Гаевского; в драматическом искусстве Рудольфа Кушнарева, во времена которого юбиляр служил пресс-секретарем, выполняя обязанности завлита (и потому драматургию знает лучше иных режиссеров).

В свое время профессиональный путь привел Александра Геннадьева из журналистики в театральную критику, где наш герой равно успешен в нескольких ипостасях. Его изящные рецензии на спектакли и фестивали бывают звонкими, как удар хлыста, меткими, но при этом легкими, а подведения итогов сезона театры ждут как приговора. В них раскрывается аналитический дар автора: показать явление со знаком «плюс» или «минус», за малым увидеть перспективу, из чего следует долгосрочный прогноз (умные театры внимают им, неумные – вступают в противодействие, иногда выбирая метод «не пущать!» в самом прямом смысле слова).

Сфера его интересов – самая широкая: кино, живопись, поэзия, и везде он имеет свой особый взгляд и свое, иногда самое неожиданное мнение. Успешно работает именинник и в жанре камерного очерка-портрета: их героями стали актеры и режиссеры театра и кино, танцовщики, художники. В этом списке есть Идея Макаревич и Иван Чиров, Анна Сезоненко и Константин Мохов, Роман Тарасов и Алексей Григорьев, Андрей Соколов и Алла Демидова, Владимир Битоков и Сергей Ландо, Галина Хайлу и Сергей Полупанов и др.

Как песни лучших композиторов публика считает народными, так и некоторые характеристики спектаклей, данные нашим юбиляром, уходят в народ: это случилось, например, с определением «половая хореография» в отношении работ одного из наших хореографов.

Близкие же любят юбиляра за такой недоступный широкой публике жанр, как точные, живые и забавные устные «рецензии в антрактах». Любят его за ироничность и самоиронию, умение прощать и всегда приходить на помощь, за готовность поддержать всякое проявление таланта и отстаивать свои убеждения, за мгновенную готовность выступить против любой – малейшей! – несправедливости.

Мы присоединяемся к поздравлениям коллег и друзей и желаем Александру Геннадьеву долгих и плодотворных лет в профессии, крепкого здоровья и благополучия!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 11 ноября 2020

Заголовок в газете: Человек, которого читают все театры

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру