Краснодарский театр балета показал спектакль "дебютов"

Краснодарский театр балета показал спектакль "дебютов"

Авторские театры, а краснодарский Театр балета Юрия Григоровича именно таковым и является, обычно не терпят вторжения на свою территорию чуждой им эстетики. И попавшие в эту афишу балеты Михаила Фокина, объединенные в блок «Шедевры русских сезонов в Париже», скорее исключение и этакий реверанс в сторону гениальной исторический эпохи. Балетная антреприза, созданная могучей волей Сергея Дягилева, явила на свет немало шедевров, и не просто прекрасных творений, а произведений, перевернувших мировое художественное сознание. И если «Шехеразада» Н.Римского-Корсакова как раз и сотворена для «сезонов», то «Карнавал» Р. Шумана был уже приобретен для русского проекта, а миниатюра «Лебедь» К. Сен-Санса и Вальс № 7 из балета «Шопениана» Ф.Шопена – шедевры, рожденные в Петербурге еще до великого дягилевского культурного переворота.

Я упоминаю именно эти вещи не просто так – мотивом для написания статьи стал очередной поход в Краснодарский музыкальный театр, где базируется балет Григоровича. Повод, вроде, должен был быть радостным: дебюты артистов, освоение ими новых ролей, но, увы, все оказалось далеко не однозначно.

В дуэте из «Шехеразады» впервые выступила балерина Ирина Груздева. Много лет Ирина Евгеньевна танцует в театре балета в статусе корифейки, в старину таких тружениц называли «полезностями», и именно на них, в общем-то, всегда держался театр, в нашем случае кордебалет. Но выступление в роли Шехеразады, как ни печально, оказалось совершенно неполезным ни театру, ни самой балерине. Возможно, с другим партнером балерина могла бы смотреться по-иному, и был бы найден нужный ракурс, необходимая чувственность, но в паре с Владимиром Морозовым этого не случилось. Более того, ощущалась даже какое-то отторжение и полное отсутствие контакта. Танец лишен и красивых линий, утонченной неги, ориентального изыска.

Другой так называемый дебют состоялся у Марины Фадеевой (Лузиной). Ее Коломбина из «Карнавала» пуста и совершенно не очаровательна, и напоминает не героиню итальянской комедии масок, а механическую куклу с заученными, рутинными движениями. У Фадеевой (Лузиной) огромный репертуар, она танцует практически все, что только возможно. Но так бывает очень редко, когда балерина на все руки, вернее, на все ноги мастер. Кстати, у Марии Томиловой, которую мы увидели в «Лебеде», та же проблема. Если она эффектна в Лауренсии или балете «Пламя Парижа», то фокинская миниатюра меньше всего ложится на ее фактуру. Понимали же гениальные балерины прошлого, в чем им можно выходить, а в чем не стоит! Екатерина Максимова отказалась от «Лебединого озера», Галина Уланова не танцевала в «Дон-Кихоте», Майя Плисецкая в балете «Жизель» исполняла только «вторую» партию, роль Мирты. И здесь обязан вмешаться педагог-репетитор, человек более мудрый и не менее заинтересованный, но наши репетиторы Ольга Васюченко и Олег Рачковский зачастую «подставляют» своих протеже. Для Марии Томиловой нужен хороший партнер, и не утомившийся от танцев Алексей Шлыков, которого буквально вталкивают в «объятия» Томиловой. Я помню, каким чудным кавалером в «Корсаре» А. Адана предстал Рустам Исхаков из Башкирии. И Мария по-особому заиграла как балерина и как актриса. Опять же, к сожалению, труппа у нас не коллекционируется, а подбирается на авось или по личным пристрастиям. Молодым совершенно не дают ни новых партий, ни возможностей себя показать, руководство же балета искренне считает молодежь ленивой и неблагодарной. Так ли это?

В театре балета, к примеру, есть танцовщица, за которой я давно наблюдаю с большим интересом. Юлия Чепик артистична, танцевальна, имеет необходимую легкость, актерски одарена, женственна, она всегда выделяется из массы. В «Карнавале», наконец-то, Юлия впервые исполнила  роль Эстреллы,  это один из эпизодов праздника, но сделан он хорошо.   Хотелось бы видеть балерину уже в более серьезных партиях, ведь потенциал-то виден, хотя, еще раз повторюсь, и в этой фокинской  реминисценции молодая танцовщица показала танец, исполненный   шарма, прелести, обаяния, кокетства. Однако с Чепик необходимо работать, как и с другими. Сама девушка – выпускница Киевского хореографического училища, родом из балетной семьи, и эти гены видны. Мне будет жаль, если в один прекрасный момент, отчаявшись, артистка махнет на все рукой и покинет нашу труппу. Ее можно понять, так как сидеть до пенсии и ждать, когда тебе что-то перепадет, вряд ли имеет смысл

Сегодня в краевой «Премьере», куда входит Театр балета, новое руководство, и этот вопрос тоже в его компетенции. Я не говорю о каком-то резком вмешательстве в политику театра, на это есть Юрий Григорович, но давать возможность молодым танцевать и выдвигать талантливую юную поросль, мне кажется, дело «местное», благое, нужное и полезное. Пока же мы видим картину обратную. Старшее поколение изо всех сил (и ничего, что у отдельных уже нет прыжка, руки не держат балерину, на турах ноги подкашиваются) штурмует сцену и новые роли, а молодежь теряет форму и всякую надежду.

И это серьезная проблема, которую надо решать, а не делать вид, что мы по-прежнему «впереди планеты всей».

Фото: Ольга Колосова

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 27 марта 2019

Заголовок в газете: Утраченные иллюзии краснодарского балета?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру