Как защищали Кубань на подступах к "голубой линии"

«МК на Кубани» продолжает рассказ о том, как оккупантов гнали из кубанских городов и станиц

Немецкое командование, стремясь избежать окружения, начало отвод своих частей. 1-я танковая армия отступала к Ростову, а 17-я армия — на Кубань.

«МК на Кубани» продолжает рассказ о том, как оккупантов гнали из кубанских городов и станиц
Фото:sputnik.md

К февралю 1943 года противник создал мощную линию обороны, используя выгоды местности — плавней рек Кубань и Адагум. Особенно сильно был укреплен участок фронта от побережья Черного моря в районе Новороссийска до станицы Крымской. В советской и российской историографии этот рубеж широко известен под наименованием «Голубая линия», а в немецкой — под именем Gotenkopf — линия «Голова гота». Численность группировки немецких войск в данном районе превысила 400 тысяч человек.

Газом выкуривать

русских с гор

Чем ближе наши войска теснили противника к Черному и Азовскому морям, тем ожесточеннее становилось его сопротивление. Наступление частей Красной армии продолжалось. С 18 по 23 февраля 55-я и 47-я армии, освободив малые населенные пункты на отрезке от станиц Азовской до Ахтырской, вышли к полосе укреплений противника у станицы Абинской.

Попытка сходу взять рубеж немецкой обороны не увенчалась успехом, и 16-я отдельная стрелковая бригада закрепилась на рубеже западнее реки Бугундырь, перере3ав дороги. Началась новая полоса военных действий за освобождение Абинской. Бои велись теперь с трех сторон: с гор, с востока и севера. В архивных документах сохранились сведения о намерениях гитлеровцев применить на данном участке фронта боевые отравляющие газы. Немецкое командование предупреждало свои войска о том, что «неизбежно придется выкуривать русских из гор газом».

23 февраля наши части перешли в наступление. Снабжению фронта мешали февральская распутица, взорванные мосты, бездорожье, отставание тылов… Боеприпасы на передовую вручную доставлялись жителями станиц Холмской и Ахтырской. Живы еще те, кто носил снаряды, патроны под артобстрелом и бомбежками, кто у самой передовой рыл окопы (по восточным холмам у реки Бугундырь), выносил раненых с поля боя…

Дивизия генерал-майора Провалова, наступая со стороны станицы Шапсугской, освободила от румынских горных стрелков хутор Первогреческий и подошла вплотную к станице Абинской со стороны лагерей. Теперь в районе станицы было сосредоточено достаточно сил для решительного штурма.

Абинское противостояние

Из семи армий Северо-Кавказского фронта две были нацелены на небольшую по кубанским меркам станицу. Однако нужно было еще подтянуть отставшие тылы, пополнить запасы боеприпасов и продовольствия.

В конце февраля на Кубани наступила оттепель, дороги раскисли, и решение этой задачи оказалось трудным делом. До 40 процентов личного состава 47-й и 56-й армий было задействовано для переноски военных грузов. Практически все трудоспособное население окрестных станиц и хуторов тоже было привлечено к этой работе. На собственных плечах люди носили снаряды и продукты из Кабардинки в Шапсугскую и Эриванскую, со станции Линейной в Варнавинскую и на хутор Бережной. В двухдневных боях прорвать оборону в районе Абинской не удалось. Предприняв эвакуацию населения с занятой части Абинской, войскам пришлось отойти на исходные позиции. Стало очевидным, что операция недостаточно подготовлена.

Немецкое командование любой ценой старалось удержать станицу, чтобы выиграть время, необходимое для создания мощных оборонительных сооружений в станице Крымской и западнее ее, успеть построить линию обороны, впоследствии названную «Голубой линией». Для сооружения укреплений немцы согнали тысячи кубанцев. Саперные и полевые войска противника возводили узлы сопротивления, доты, дзоты, превращая капитальные дома в станице в опорные пункты.

Атаку на позиции противника севернее лагерей начала 383-я стрелковая дивизия, овладев тремя кварталами на юго-восточной окраине станицы, была остановлена противником, располагавшим большими силами. В бой вступила 151-я танковая бригада подполковника Корнилова, но она попала под губительный фланговый огонь противотанковых орудий врага, установленных на высотах в районе завода «Восход». За короткое время было подбито 10 танков, остальные вынуждены были отойти.

Двое суток длились упорные бои, но оборону противника в районе Абинской прорвать так и не удалось. Подразделения 383-й стрелковой дивизии не смогли продвинуться дальше ни на шаг, не принесли успеха и попытки стрелковых полков 394-й дивизии форсировать реку Абин в районе хутора Бережного.

Почти две недели потребовались нашему командованию, чтобы подтянуть свежие силы, пополнить запасы боеприпасов, сменить отдельные части на передовых позициях и продолжить бои за Абинскую.

23 марта 1943 года станица Абинская была освобождена.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру