Легко ли в Новороссийске актерам без зарплаты принимать всероссийский фестиваль

«МК на Кубани» навестил Новороссийский городской театр

Приморский город, город-порт: цемент и нефть, рядом пляжи и винные заводы, теплое море — какой театр, зачем? Обходятся ведь без профессиональной труппы и Геленджик, и Анапа, и Сочи

«МК на Кубани» навестил Новороссийский городской театр
Фото: Вера Сердечная

Театральный ли 
город Новороссийск?

Но в жизни Новороссийска театральное искусство занимает особенное место. Например, именно здесь в 1920 году работал Мейерхольд. Открывая в городе театральную студию, легендарный режиссер говорил, что «старый буржуазный театр умер» и нужно создать новый, пролетарский, «театр не профессионалов, а трудящихся масс».

Поразительным образом эти слова до сих пор отзываются в театральном настоящем Новороссийска. Городской драматический театр, в 2014 году получивший статус муниципального, до сих пор не имеет оплачиваемых актерских ставок. Большинство артистов служат в других местах. Кто-то в поликлинике, кто-то в банке, кто-то на корабле… А после работы — на репетицию! При этом театр не только имеет в репертуаре шестнадцать спектаклей, но и регулярно становится лауреатом фестивалей, в том числе всероссийских.

Немного истории

Современное здание было поначалу, в 1950-х, летним театром: с ложами, но без крыши. Театр постепенно застраивался, обрастал служебными помещениями, был оснащен крышей и сценическим кругом.

Новороссийский драматический театр, который позже будет назван в честь Владимира Амербекяна, был создан в 1959 году из двух театральных кружков: парка культуры и отдыха и клуба холодильника порта. Театр вскоре получил звание народного. В советские времена этим званием отмечали успешный самодеятельный театр с постоянной труппой, обширным репертуаром и стационарным залом. Таким театрам выделялось государственное финансирование. К середине 1970-х в СССР было более двух тысяч народных театров.

Труппа новороссийского театра насчитывала более семидесяти человек. Репертуар был довольно широк: от классики до Брехта. Здесь разрешали ставить даже спектакли о Ленине, что было знаком особого доверия: актеров на главную роль утверждали на высоком партийном уровне.

Театр быстро выдвинулся в авангард народных театров СССР: не раз выезжал на всесоюзные фестивали, спектакли его транслировали по центральному телевидению. В 1970-х, уже под руководством Амербекяна, театр выступил на сцене Кремля и театра Советской армии, а также съездил на гастроли в Чехословакию. Журнал «Театр» писал: «Новороссийский народный театр выполняет в городе функции городского».

С 1999 года художественным руководителем театра стал режиссер Евгений Кушпель. Он поставил ряд ярких работ по классической и современной драматургии, от Шекспира до Коляды; под его руководством театр получил череду наград на всероссийских фестивалях любительских театров.

Спектакль " Как Зоя гусей кормила". Фото: Вера Сердечная

Из народных —

в муниципальные

Театр имени Амербекяна давно перерос любительский уровень. И в 2014 году, с одобрения мэра Новороссийска В. Синяговского, он получил статус муниципального. Правда, в отношении финансирования это принесло театру пока только технические ставки; актерских ставок нет до сих пор, хотя в труппе одиннадцать человек с высшим профильным образованием.

Еще пятнадцать человек получают образование на специальном заочном актерском курсе, который Евгений Кушпель набрал в КГУКИ. Краевой минкульт разрешил создание уникального «целевого» курса, который даст возможность артистам наконец «узаконить» полученное на практике актерское образование. Разновозрастная группа заканчивает уже второй год обучения. Коммерческий курс учится при финансовой поддержке администрации города и мэра Новороссийска И. А. Дяченко.

При театре работает молодежная студия, где ребятам от 14 лет и старше преподают актерские дисциплины. Способные студийцы постепенно входят в состав труппы. Сегодня студией руководит народная артистка Республики Северная Осетия Виктория Десятова.

Самостоятельным в полной мере, юридически и экономически, театр пока так и не стал. Сегодня в театральном здании размещены несколько творческих коллективов с общей бухгалтерией: народный ТЮЗ, образцовый театр игр и развлечений, несколько хореографических коллективов и ансамбль цыганской песни и танца. Они объединяются на праздниках, которых тут немало: например, в новогоднем шоу будет задействовано около сотни участников. Ах да, еще здесь же происходят гастроли различных заезжих звезд, полуфиналы КВН и так далее.

Сцена большая: зал более чем на 800 мест — а подсобных помещений маловато. Негде хранить костюмы и декорации. Помещение справа от сцены — это и мастерская художника, и бутафорский цех, и карман сцены. Нет, по сути, и репетиционного зала, поэтому чаще всего репетируют в буфете или маленькой комнате с низким потолком, по совместительству швейном цехе. Постановочного бюджета у театра также нет.

Театр самостоятельно, потихоньку строит неподалеку малую сцену: в проекте трехэтажное здание со всеми необходимыми помещениями. А пока что спектакли малой формы играют на большой сцене театра; здесь же, на сцене, рассаживают и зрителей.

Новые времена

Спектакли малой формы появились совсем недавно, когда театр Новороссийска вошел в программу Театра Наций по поддержке театров малых городов России. Попав «в обойму» этой программы, новороссийский театр получил развитие и признание как театр профессиональный — и современный.

В 2016 году здесь прошла творческая лаборатория по современной драматургии: в течение недели молодые режиссеры ставили с артистами эскизы спектаклей, а столичные профессионалы проводили мастер-классы по сценречи и сцендвижению. Каждый из эскизов впоследствии был доведен до полноценного спектакля. Москвич Вячеслав Тыщук поставил пьесу В. Зуева «Мамочки», ростовский режиссер Михаил Заец — «Чудный день, чтоб сдохнуть» В. Модерндорфера, а питерский постановщик Георгий Цнобиладзе — «Как Зоя гусей кормила» С. Баженовой.

С последним спектаклем новороссийский театр попал в программу престижного фестиваля театров малых городов России, который в 2017 году был проведен в Тобольске.

«Как Зоя гусей кормила» — смешной и трагический текст, который вначале прикидывается комедией из жизни одинокого интеллигента, а потом оборачивается драмой. Спектакль оформлен лаконично, основа сценографии — стильная старая мебель, расставленная на станках разного уровня. На сцене возникает ясная и напряженная система партнерских взаимодействий, за которой хочется наблюдать.

Выпускница ГИТИСа Татьяна Шариазданова задорно, живо, откровенно играет «девицу» Женю: персонаж обретает уральский говор и кипучий темперамент. Старуху Зою играет обаятельная Марина Лычкова; и в уморительных карикатурных ужимках ее героини, и даже в ее некотором не всегда уместном заигрывании со зрителем очевидна трогательная неутоленная жажда театра.

Артисты новороссийского театра, приходящие на репетицию с основного места работы, привносят в роль не только профессиональные знания и умения, но и какое-то подлинное человеческое содержание, что придает образам непривычную, парадоксальную, не актерскую глубину.

Когда инкассатор Евгений Архипов играет подлеца Плоцкого, его корпулентный чиновник в отглаженном костюме узнаваемо омерзителен — до мурашек по коже.

Когда известный всему Новороссийску педиатр Вячеслав Сизиков играет пожилого интеллигента Владимира, его герой оказывается подкупающе убедительным — в интонациях, в бытовой небрежности, в робкой надежде на личное счастье. Актеру удается создать настолько притягательный образ, что финальный шаг Владимира в безнадежность и для зрителя оборачивается почти что личным крахом.

Театр находится в тонусе, труппа сыгранная, и даже при отсутствии должного финансирования очевидна увлеченность коллектива. Художественный руководитель Евгений Кушпель неустанно ищет новые пути, работает с актерами — и со зрителем, расширяет репертуар театра за счет новых текстов и новых форм.

В июне фестиваль театров малых городов России впервые пройдет в Новороссийске. Приедут полтора десятка выдающихся театров со всей России, известные критики и театральные деятели. И здорово было бы, если бы фестиваль встречал такой театр, где артисты получают деньги за свою работу.

А также хочется верить, что Новороссийский муниципальный театр станет равноправным и регулярным участником фестиваля «Кубань театральная», куда, кажется, в прошлый раз его просто забыли пригласить.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 24 января 2018

Заголовок в газете: Не благодаря, а вопреки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру