На Кубани отметили день рождения ВВС России

ВВС страны исполнилось 105 лет

Не бриться перед вылетом, обязательно поцеловать фару кабины после него и никогда не потреблять слово «последний», заменяя его синонимом «крайний»: история возникновения примет и суеверий российских военных летчиков столь же неповторима и разнообразна, как и череда их бравых подвигов и доблестных заслуг

 ВВС страны исполнилось 105 лет
Фото: kuban24.tv

Не дожидаясь попутного ветра, наши воздушные герои на протяжении всей истории отечественной авиации всегда мужественно защищали небесные границы своей Родины. Долгий путь от фанерных поршневых самолетов времен Великой Отечественной войны до сверхзвуковых машин четвертого поколения наглядно показал всему миру, что воздушный щит России крепок и непоколебим.

12 августа 1912 года по военному ведомству России был издан приказ, согласно которому вводился в действие штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. В ознаменование данного события этот день принято считать началом создания военной авиации России, а сама дата явилась основанием для учреждения профессионального праздника пилотов воздушного флота и работников авиационной инфраструктуры. В 2015 году Военно-воздушные силы были объединены с войсками воздушно-космической обороны и составили новый вид войск — Воздушно-космические силы.

Включая в себя авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические, а также специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнического обеспечения, радиоэлектронной борьбы и многие другие), ВВС насчитывает в своем активе около 148 000 человек личного состава. Такой объем профессиональных военных кадров предназначен для отражения агрессии в воздушной сфере и защиты от ударов с воздуха, поражения объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств, а также для авиационного обеспечения боевых действий других видов и родов

войск РФ.

Военные крылья Кубани

Огромное значение для прошлого, настоящего и наверняка будущего ВВС РФ играет и наш регион. Кубань уже долгие годы является одной из кузниц военно-авиационных кадров, воспитывая профессионалов, которые преданно несут службу на страже воздушных границ России.

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова ведет свою историю с 1938 г. За долгие десятилетия своего существования учебное заведение неоднократно реструктуризировалось и переименовывалось, что, по сути, никак не влияло на его основную задачу — ковать первоклассные кадры военных летчиков.

Первый выпуск младших лейтенантов — 542 летчика — состоялся в июне 1940 г. А уже к началу Великой Отечественной войны было подготовлено около 1414 летчиков-истребителей на самолетах И-5, И-15, И-16. В те тяжелые военные годы молодых курсантов тренировали по ускоренной программе: курс длился всего 6 месяцев, а обучение проводилось на истребителях ЛаГГ-3.

В наши дни обучение проходит на аэродромах Кущевская, Котельниково, Тихорецк, Армавир, Майкоп, Борисоглебск, Мичуринск, Балашов, Ртищево, где Краснодарское высшее авиационное училище готовит летчиков истребительной, бомбардировочной и штурмовой, военно-транспортной и дальней, морской ракетоносной и противолодочной авиаций.

Примечательно, что именно судьба выпускника училища — Героя Советского Союза Григория Устиновича Дольникова, ставшего в мирное время генерал-полковником авиации, легла в основу сюжета легендарного произведения Михаила Шолохова «Судьба человека».

В истории другого, не менее значимого для ВВС России учебного заведения, расположенного в нашем регионе, Ейского высшего военного авиационного училища (военного института) им. дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта В. М. Комарова, также немало преобразований. В различные годы институт носил разные названия, впрочем, не меняя своей основной задачи: подготовка высококвалифицированных военных летчиков. Кстати, именно здесь обучался летчик-космонавт, Герой Российской Федерации, полковник, рекордсмен по пребыванию в космическом пространстве Геннадий Иванович Падалка.

Что движет людьми, которые хотят связать свою жизнь с небом? Ответ на этот вопрос мы адресовали курсанту 5 курса Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова Михаилу Потапову.

— Все мои предки были военными. Дед воевал на фронтах Великой Отечественной. Отец Афган прошел. Быть летчиком я решил еще в классе пятом, поэтому начал активно заниматься физической подготовкой, записался в несколько спортивных секций. Помимо всего этого, мне всегда нравились точные науки в школе. Ходил дополнительно на занятия по физике и химии.

— Как ты считаешь, что отличает военного летчика от других военных?

— Быть военным — значит безгранично любить свою Родину. Неважно, к какому роду войск ты относишься. В любом деле, и особенно в военном, главное — выдержка и стойкость. Хоть в небе, хоть на земле.

— Успел обзавестись семьей?

— Отвечу строкой из песни: «Первым делом — самолеты…» (смеется). Нет, я холост. Главное для меня — успешно окончить училище. А потом видно будет...

Подвиг ценою жизни

Увы, плата за мирное небо над головой порой бывает слишком высока. 8 июля

2016 г. во время военной операции России в Сирии погиб командир 55-го отдельного вертолетного полка Южного военного округа полковник Ряфагать Махмутович Хабибуллин. Совершая облет сирийского вертолета Ми-25 над городом Пальмира вместе с летчиком-инструктором Евгением Долгиным, Хабибуллин был атакован отрядом боевиков террористической группировки «Исламское государство», прорвавших оборону сирийских войск. Экипаж вертолета был подбит террористами и упал в районе, подконтрольном сирийской правительственной армии.

Церемония прощания с погибшим летчиком прошла в Кореновске (окончив в

1988 г. училище, в звании лейтенанта Ряфагать Хабибуллин был направлен для прохождения службы в 55-й Севастопольский вертолетный полк, который в мае 1992 г. стал базироваться именно на аэродроме вблизи Кореновска). После чего его тело было доставлено на родину, в село Вязовый Гай Ульяновской области.

Ряфагать Махмутович подготовил 28 летчиков к ведению боевых действий в горной местности с посадками на высокогорные площадки до 3000 метров. Имел налет более 3300 часов, из них на выполнение боевых задач — свыше 2800 часов. Выполнил порядка 2000 боевых вылетов. Прошел две чеченских кампании, осетино-ингушский конфликт,

войну в Грузии (2008 г.). Полковник Хабибуллин владел всеми типами и модификациями вертолетов Ми-8, Ми-24 и Ми-28Н и был опытнейшим летчиком-снайпером российских ВВС.

В память о герое Хабибуллине названы улица в городе Краснодаре, улица и школа на его родине — в селе Вязовый Гай. Также в марте 2017 г. на аллее Славы города Кореновска установлен его бюст, а в июле того же года открыты мемориалы в Старокулаткинской средней школе № 2 Ульяновской области и в селе Вязовый Гай, где похоронен летчик. Имя Героя России Р. Хабибуллина присвоено и вертолету армейской авиации Ми-8АМТШ Южного военного округа.

Преданно Родине служить

Многих летчиков влечет космос. Они служат в составе военно-космических

войск. Каждый из них прошел длинный путь — строгий отбор при поступлении в учебные заведения, конкуренцию среди готовых специалистов и множество трудных испытаний. Самые отважные, выносливые и мужественные из них за свои заслуги перед Родиной носят звание «Герой Российской Федерации» и «Заслуженный военный летчик Российской Федерации». Быть военным — значит безукоризненно и преданно нести службу.

Мы пообщались и с Валерием Кушнаревым, полковником ВВС в отставке, участником пяти локальных военных конфликтов.

— Служил я с 1974 по 2009 год. Всю свою жизнь летал на одноместных самолетах-истребителях. Пилотировал практически все истребители, которые у нас есть. Окончил Черниговское училище, где попал в экспериментальную группу Советского Союза. Оказался по распределению в ГДР.

— Валерий Владимирович, был ли оберег либо некий предмет, который охранял вас и самолет?

— Отец воевал под Сталинградом и вручил мне иконку, с которой прошел всю войну. Во многом, я верю, она помогала и мне.

— Какой случай из вашей службы особенно запомнился?

— Таких случаев множество. Но об одном расскажу. В 1987 году я решил поступать в космонавты. После сдачи предварительных тестов и экзаменов нас направили в г. Звездный. И председатель комиссии Алексей Архипович Леонов написал на моей медицинской книжке, что я старый и в космонавты не гожусь (смеется). Мне было 30 лет тогда.

— Почему захотели покорять космос?

— Ну… тогда все хотели стать космонавтами. У нас во дворе телевизор «КВН» стоял, и мы с пацанами смотрели полет Гагарина и Титова, затем Климук полетел (Петр Ильич Климук — космонавт, дважды Герой Советского Союза, — прим. ред.), а он как раз тоже выпускник Черниговского училища, которое я окончил. Поэтому мне вдвойне захотелось стать космонавтом.

— Чем занимаетесь на пенсии?

— Учу будущих летчиков. Работаю доцентом кафедры навигации боевого применения.

— Какими качествами должен обладать военный летчик? Что помогает ему в службе?

— Все зависит от специальности. Есть истребители и истребители-бомбардировщики, вертолетчики, транспортная, морская авиация. В каждом виде — своя специфика. Но самое главное, считаю, коль решился быть военным летчиком — должен стать профессионалом до мозга костей. И не быть предателем. Всю жизнь летчик подвергает себя опасности. Нужно иметь железный характер и выдержку. Самолет или летит, или падает. Третьего не дано.

— Если бы получилось так, что можно было повернуть время вспять, прошли бы еще раз свой летный путь?

— Обязательно. Не променял бы небо ни на что. Бог или природа не дала нам крылья. А представьте, поднять в воздух 10-, 20-, 100-тонный самолет никто из обычных людей не может, а я могу. Почему нас и называют голубая кровь. Профессию летчика надо пропагандировать. Потому что это сила, мужество и престиж.

Всем летчикам, да и всем нам, я желаю яркого спокойного неба. Как говорится, летчик должен падать один раз, и то в объятья рук.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 16 августа 2017

Заголовок в газете: «Мы учим их страх побеждать…»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру