Сопротивление «Воздуха»

Номинанты «Золотой маски» из Краснодара показали премьеру

Одинаковые фигуры в черных балахонах поражают бессмысленной механистичностью действий; сначала раздражаясь очевидным неэстетизмом картины, неожиданно узнаешь в этих движениях рутину собственной ежедневности

Номинанты «Золотой маски» из Краснодара показали премьеру
Спектакль "Приближение". Фото: Денис Яковлев

Пластическую антиутопию «Приближение» представила танцевальная компания «Воздух». «Воздух» — объединение людей с общим взглядом на танец как философское искусство, далекое от развлекательности.
До недавнего времени танцоров было трое: Юлия Блохина, Ксения Бурмистрова и Любовь Перова. В последнем спектакле на постоянной площадке — в «Одном театре» — к ним присоединилась ученица студии Наталья Филатова.
Поначалу девушки просто смотрели и разучивали танцы, ездили на фестивали, посещали мастер-классы зарубежных мастеров.
— В современной хореографии Россия отстала на несколько десятилетий, — считает руководитель «Воздуха» Юлия Блохина.
В итоге пришли к идее приглашать известных постановщиков и создавать собственные спектакли. Так, питерский хореограф Алиса Панченко поставила первый спектакль «Comma», в котором создавался философский стиль коллектива. А уже вторая работа — «Всечтоямогубыть», срежиссированная Олегом Степановым и Алексеем Торгунаковым, — была номинирована на главную театральную премию страны.
— Вы ожидали номинации на «Золотую маску»?
— Вот уж нет, — смеется Юля. И вспоминает, что даже не подавали заявку: несколько экспертов национальной премии случайно увидели «Всечтоямогубыть» на фестивале Open Look в Санкт-Петербурге. От них девушки получили приглашение поучаствовать в отборе, подать видео на конкурс без всяких гарантий. И оказались номинированы сразу по двум направлениям: лучший спектакль в современном танце и лучшая работа балетмейстера/хореографа.
— Мы выходим на сцену, так как есть тема, которая нас трогает, — говорят участницы проекта.
Действительно, этот пластический театр далек от того, что предлагают зрителю балет или мюзикл. «Воздух» не дает готовых и однозначных толкований высказывания. Танцовщики ищут новые выразительные средства, предлагая публике самой искать ответы в этом диалоге: что же сообщают нам конвульсии рук, вздымающиеся спины или застывающие тела.
Спектакль «Приближение» стал первым самостоятельным проектом танцевальной компании. И уже первый показ на публике позволяет сказать: заявлена яркая, отчетливая мысль, которая раскрывается изящно и в то же время болезненно, подобно скальпелю вскрывая неприглядные закономерности социального сосуществования. Очевидны литературные аллюзии — от «Сна смешного человека» Достоевского до Оруэлла и далее.
Одинаковые фигуры в черных балахонах поражают бессмысленной механистичностью действий; сначала раздражаясь очевидным неэстетизмом картины, неожиданно узнаешь в этих движениях рутину собственной ежедневности. Вспоминается шутка о том, что музыка стиля дабстеп выражает подсознательную тоску современной молодежи по шуму работающего завода. Пугающе одинаковые, черные марионетки продолжают свою псевдоосмысленную возню и перед всесильным экраном (видеопроекции — Heide). Но что-то случается, система дает сбой, винтик выкатывается — и герои истории меняются, чтобы обрести лицо и тело. Мучительно сплетается восьмирукий Лаокоон, работает метафизика света, рождая индивидуальности из темноты. «…Изнемогает плоть, рождая орган для шестого чувства», — эти слова Гумилева подходят здесь как нельзя лучше.
На смену заводской антиутопии, впрочем, приходит не царство индивидуальности, не соло, а новое объединение: свободное, дышащее, покачивающее руками-ветвями. Как говаривал англичанин Уильям Блейк: «Я должен создать собственную систему, или я стану рабом чужой».
«Приближение» еще в работе; его премьера 7 января откроет фестиваль современного танца «Тенденция». Мероприятие организовано студией «Воздух» в сотрудничестве с «Одним театром» и информационным центром танца Финляндии (в рамках программы культурного обмена Финлян-
дия — Россия). С 7 по 10 января краснодарские зрители увидят не только выступления и мастер-классы ярких представителей современной отечественной хореографии, но и спектакль финской танцевальной компании «Glims&Gloms».
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 30 декабря 2015

Заголовок в газете: Сопротивление «Воздуха»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру