Сумрачный гений

На Кубани ищут и находят проявления нацизма

25.05.2011 в 11:52, просмотров: 3022

На прошлой неделе, пока ведущие мировые СМИ ловили нацистских ведьм в обличии датского режиссера Ларса фон Триера, заговорившегося и позволившего себе не вполне удобоваримые высказывания про Гитлера и фашизм, на Кубани тоже происходили весьма интересные события, связанные с этим угрожающим политическим явлением.

Сумрачный гений

Один из скандалов разгорелся вокруг строящегося в Сочи жилого комплекса "Горки Город". Компания DopingPong, которой была заказана реклама проекта, перекреативила и выдала на обозрение общественности нечто в духе немецкого искусства гитлеровских времен в целом и фильма "Олимпия" Лени Рифеншталь в частности. С холодных, нордических полотен с псевдоантичными декорациями на нас взирают лубочные белокурые спортсмены.

Первая публикация по теме вышла в британском издании Guardian. Газета ссылается на английских критиков, расценивших изображение спортсменов в рекламе комплекса "Горки Город" как "неогитлеризм" и "нечто похожее на фильм Лени Рифеншталь". Там же процитирована и историк искусства и бывший куратор Государственной Третьяковской галереи Екатерина Деготь. Она также отмечает, что создатели этой рекламы "вдохновлялись нацистским искусством".

Креативный директор проекта "Горки Город" Дмитрий Лещинский, в свою очередь, считает, что задачей критиков является любыми способами дискредитировать проект. По мнению Лещинского, "настоящим фашизмом" можно считать не использование нацистской эстетики, а обливание грязью рекламы, которая "выделяется среди серой массы".

Представители олимпийского комитета от комментариев отказались.

Компания DopingPong хорошо известна в России, особенно в интернет-среде. В том числе и вольным отношением к свастикам, фашистским флагам и прочей подобной атрибутике. Молодые художники, видимо, не могут пройти мимо безо всякого сомнения эффектной немецкой пиар-кампании образца 30–40-х годов. Да и Лени Рифеншталь при всей спорности ее личности и неприемлемости взглядов все же была чуть ли единственным художественным гением гитлеровской Германии.

Между тем советник Дмитрия Медведева по правам человека Михаил Федотов считает тревожным фактом, что к проекту привлекли компанию, которая в творчестве использует игры с нацистскими символами.

А что же считают сами авторы креатива? Художник Дмитрий Мишенин, видимо, хотел успокоить общественность, но только подлил масла в огонь. "Элементы фашистской эстетики при желании можно найти и в советском, и в русском искусстве, и лично я считаю, что это тоже наши трофеи. Германия была захвачена Россией, была покорена, у нас был сильный враг. Мы противника уничтожили и имеем полное право пользоваться, как народ-победитель, всеми атрибутами народа покоренного. И свастиками, и автомобильными заводами, и научными исследованиями нацистских ученых. Мы победили великую страну с ее великой культурой и наследием, и все ее достижения по праву сильного перешли к нам", – заявил он, не уточнив, следует ли нам пользоваться также и достижениями расовой гигиены, удобрениями из сожженных людей или "Циклоном-Б". То есть если до этого интервью можно было вести речь о случайном совпадении, то теперь кажется, что авторы вполне отдают себе отчет в своих действиях.

Тренд между тем не очень хороший. Понятно, что между атлетичными белокурыми бестиями и Аушвицем лежит огромная пропасть, но эстетика идет впереди этики и может завести черт знает куда. А с эстетикой, как уже сказано выше, у нацистов все было более чем в порядке. Факельные шествия, та же "Олимпия", даже надпись на воротах Освенцима не оставляют возможности для равнодушия. И сейчас встречается все больше молодых людей, которые, не имея ничего общего с нацизмом, умиляются, видя свастики или фотографию Гитлера. Понятно, что они не выстроятся в колонны и не пойдут маршем на Восток (Запад), так как большая их часть – это ботаники-теоретики. Просто у них такие идиотские игры, отсутствие чувства меры и нехватка пепла, стучащего в сердце.

Кроме этой арийской истории, на днях получила развитие и другая. Некоторое время назад в одной из социальных сетей появились фотографии сына одного из вице-губернаторов Кубани в нацистской форме. На двух фото Вадим Громыко в черном мундире со свастикой был запечатлен с Татьяной и Еленой Фирстковыми, дочерьми главы Выселковского района Краснодарского края. Молодые люди пояснили, что снимали поздравительный ролик в стилистике фильма "17 мгновений весны". Вроде бы все поверили, и шумиха улеглась, – хотя были даже формально наказанные (в руководстве вуза, в котором учились шутники; из самих же виновников скандала наказана была только одна девушка). Однако внезапно Прокуратура Краснодарского края решила проверить, не пропагандирует ли нацизм публикация фотографий новоявленного Штирлица. Как сообщается, "в ходе проверки планируется уточнить, были ли со стороны кубанских СМИ нарушения федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", которым прямо запрещается "пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения". К слову сказать, проверяются почему-то только местные СМИ, хотя сюжеты выходили и на федеральных телеканалах.

Хорошо, что прокуратуру заинтересовали не только публикации в СМИ, но и сам факт демонстрации нацистской формы. С историей же с "Горками" все гораздо сложнее: ведь ни свастик, ни германских орлов на кокардах, ни сдвоенных букв S там нет, а общее ощущение, что называется, к делу не пришьешь. Однако держать руку на пульсе ситуации необходимо. Это и есть задача прокуратуры.