Имя Владимира Бутенко хорошо известно в Краснодарском крае. Более двух десятилетий он посвятил киокусинкай карате, постигая его глубинную суть – путь к становлению достойного гражданина, человека, исполняющего свой долг с усердием и честью, с почтением к мудрости старших и самоуважением. Это осознанный отказ от пагубных привычек, выбор в пользу здорового образа жизни, забота о грядущем поколении, о его здоровье и благополучии.
Восточные единоборства привлекают Владимира Бутенко именно этой заложенной в них философией. Стремление к чемпионству, безусловно, близко каждому спортсмену, но для покорения вершин, по мнению Владимира, необходимо гармоничное единство трех начал: неукротимого желания самого бойца, искренней заинтересованности тренера и надежной поддержки семьи, помноженное на безупречную физическую подготовку.
Бесценным опытом, который дарит этот мужественный вид спорта, чемпион России по тамэсивари поделился с журналистами медиахолдинга «Кубань сегодня».
– Владимир, расскажите о начале своего спортивного пути. Что послужило отправной точкой?
– Мой путь в спорт начался в шесть лет. 1 сентября, в первый день в школе, произошла стычка. Нас, конечно, разняли, но я чувствовал себя проигравшим. В той потасовке мне порвали мою любимую рубашку. Вернувшись домой расстроенный, я заявил родителям, что хочу заниматься каратэ.
Вскоре нашли секцию карате, где были как бесконтактные, так и контактные направления. Естественно, я выбрал контактное карате и начал тренироваться. Примерно в 1998-м году у меня сменился уже третий тренер. Однажды он узнал, что я не крещен. И принял решение крестить меня и стать моим крестным отцом. Тем самым, как оказалось, усилил мой тренировочный процесс.
Этот тренер, Мотрич Олег Викторович, стал моим крестным и, по сути, вторым отцом, наставником, которым остается и по сей день. После этого я дважды пытался бросить занятия, потому что тренировки были очень жесткие, а соревнования проходили чуть ли не два раза в месяц. Это было не только каратэ, но и рукопашный бой, бокс, бои без правил. Кто знает, о чем я говорю, тот поймет, что два соревнования в месяц в таких видах спорта – это действительно очень серьезно и тяжело. Тело просто отказывалось слушаться. Вероятно, в тот момент моя сила воли дала слабину. Я не понимал, зачем мне это нужно, когда все время все болит. Первый раз я забросил спорт, наверное, лет в 14, примерно на месяц. Но крестный отец благополучно вернул меня, поговорив с моими родителями.
Второй раз я ушел уже месяца на три-четыре. Пробовал себя в волейболе, борьбе, немного занимался футболом. Потом мои близкие пошли на хитрость: купили мне новый велосипед… или, нет, кажется, компьютер. Да, тогда как раз появились компьютеры, и я не смог устоять. Сейчас я, конечно, благодарен и родителям, и тренеру за то, что они искали ко мне подход в этот сложный переходный период. Они помогли мне вернуться в спорт, который на самом деле дал мне в жизни очень многое. Все высоты, которых я достигал, какие-то карьерные моменты – я считаю, что все это благодаря спорту, который привил мне силу воли, упорство и умение никогда не сдаваться, искать выходы из любой ситуации и добиваться поставленных целей или находить разумные компромиссы.
Я уверен, что это полностью заслуга спорта и тех тяжелых тренировок, когда ты чувствуешь, что тебе невероятно сложно, когда у тебя все болит, но ты должен идти дальше, несмотря ни на что.
– В спорте нередко случаются ситуации, когда спортсмены уступают в бою по разным причинам. Был ли у вас подобный опыт?
– В моей спортивной карьере бывали разные моменты. Расскажу один случай, который некоторые, возможно, предпочли бы утаить. Но я, наоборот, рассказываю о нем даже детям, потому что это часть моей судьбы, моей жизни, это то, что было на самом деле.
ЮФО, Южно-Федеральный округ, я выхожу в финал, бой за первое место. В полуфинале я получаю травму большого пальца на руке. У меня с отцом была такая договоренность: за каждое призовое место на соревнованиях он платил мне деньги.
Родители искали способ меня мотивировать, потому что я уже не особо хотел драться. Так вот, за третье место полагалась тысяча рублей, за второе – две тысячи, а за первое – три тысячи.
И вот, осознавая, что в финал я уже вышел, что минимум две тысячи у меня в кармане, я подумал, что драться я не хочу. Решил притвориться, что у меня сильно болит палец, и сказать тренеру, что не могу продолжать бой. А на самом деле я просто боялся того спортсмена, с которым предстояло сразиться.
Но это нормально. Я считаю, что не бояться – это глупо. В тот момент я понимал, что две тысячи у меня в кармане, но драться я не хочу. Хочу, типа, сняться с боя. Это было в 2003-2004 году. У меня тогда было два тренера: Мотрич Олег Викторович – основной тренер, и Зубцов Владимир Алексеевич который ему помогал.
И вот, я говорю, что хочу сняться с соревнований Владимиру Алексеевичу Зубцову и он мне отвечает: «Володь, выходи, выходи на татами, мы сейчас бросим полотенце, и тебя снимут с боя». Я, конечно, обрадовался: палец уже не так сильно болел, чтобы нельзя было драться.
Я выхожу на татами, где у нас есть определенный ритуал перед боем: поклон судьям сидящим за столами, поклон судье, который реферирует на татами, и поклон сопернику. После этого мне должны были объявить о снятии с турнира и присудить второе место.
И тут я смотрю на своего тренера и вижу, что он показывает мне две фиги. Прямо две фиги! Я понял, что меня обманули, чтобы вытащить на татами. В итоге делать было нечего. Сдаваться без причины – это был бы позор. И я начал драться. В итоге я этот бой выиграл.
– Чему научил вас этот случай?
– Этот случай я часто вспоминаю. Да, мне тогда было страшно, я не хотел драться, наверное, больше из-за страха, потому что мой соперник был очень титулованным спортсменом. Но благодаря хитрости тренера я все-таки вышел на татами и победил. Этот пример я часто привожу своим ученикам, рассказывая им, что лучше попробовать, даже если очень страшно.
Если бы я тогда проиграл, я бы потом жалел о том, что струсил. Важно не бояться пробовать свои силы. Тот случай научил меня преодолевать свой страх и добиваться победы. Я часто рассказываю об этом детям, хотя многие спортсмены предпочли бы скрыть подобный эпизод из своей карьеры. До 16-17 лет я тренировался, как мне кажется, хорошо, но особых успехов не добивался.(кроме этого ЮФО)
Было одно или два первых места, в основном я занимал вторые или третьи места. К тому же я был довольно крупным, выступал либо в абсолютной, либо в предельно тяжелой весовой категории, где обычно было немного бойцов – максимум три, а чаще всего два или один. И даже в таких условиях мне не всегда удавалось стать первым. Но мы постоянно ездили на соревнования. А уже после поступления в институт в Краснодаре я в третий раз забросил спорт.
– Повзрослели, появились другие приоритеты?
– Да, жизнь сложилась так, что денег стало не хватать, мои потребности росли. Я начал подрабатывать с первого курса, со второго полугодия. Сначала мы с друзьями работали разнорабочими на Сенном рынке, копали ямы, таскали кирпичи. А потом новые знакомые предложили подрабатывать по выходным в ночных клубах вышибалой.
Я проработал там около трех-четырех месяцев и понял, что это не мое. Я не мог спать ночами. В то время еще разрешалось курить во всех заведениях, а я сам не курю. Я целую ночь ДЫШАЛ этим пассивным дымом, у меня начались головные боли, постоянные недосыпы, учеба стала страдать. И тут мне снова предложили вернуться в спорт.
Причем не просто вернуться, а попробовать себя в роли тренера. Я учился на тренера, так что это было логично. Я согласился, хотя никогда не думал, что буду тренировать. Но лет с 14-15 все мои знакомые, связанные со спортом, говорили, что из меня получится хороший тренер.
И я начал тренироваться сам, дважды в день у тренера Александра Геннадьевича Попова ( сейчас он уже заслуженный тренер России). И спустя полтора года у меня уже было две группы учеников. Ещё через полтора года, их стало еще больше, так началась моя тренерская деятельность. Скажу сразу, что, как я помню, и по отзывам родителей, у меня довольно быстро стало получаться тренировать.
Конечно, были какие-то шероховатости, но я всегда был открыт к просьбам и замечаниям, относился ко всему адекватно и анализировал то, что мне говорили.
Если я где-то был не прав, то сразу менялся, мог извиниться. Я считаю, что адекватно воспринимал любую критику. Благодаря этому через 3-4 года у меня появился первый чемпион первенства России. А потом все пошло по накатанной. На сегодняшний день я воспитал четырех чемпионов первенства России, двукратную чемпионку первенства Европы и даже призеров мира.
Вначале я думал, что нужно воспитывать чемпионов. А потом, когда женился и у меня родились свои дети, я понял, что самое главное – это не вырастить чемпионов по каратэ, а воспитать чемпионов по жизни. Прежде всего, к окончанию школы это должна быть здоровая личность, как физически, так и духовно.
А если у ребенка с детства есть задатки чемпиона, сильный характер, мотивированные родители, то сделать из него чемпиона в спорте, на мой взгляд, уже не проблема. Я изменил формат тренировок, чтобы воспитывать именно здоровую личность, как в духовном, так и в физическом плане.
-Большой спорт… Осознают ли родители, доверяющие вам самое ценное – своих детей, всю тяжесть этого пути?
-Совершенно верно, большой спорт – это не просто тренировки, это титанический труд, это преодоление себя. Любой чемпион, поднимаясь на пьедестал, оставляет частицу своего здоровья на алтаре победы. В общении с родителями я стараюсь донести это, научить их правильно мотивировать юных спортсменов, помочь им вырастить настоящих мужчин.
Среди моих воспитанников есть чемпионы Юга России – турнир, где конкуренция зашкаливает. Есть и победители Всероссийских соревнований, где в турнире участвуют более тысячи участников. Но и чемпионы о которых я говорил раннее . Это говорит о многом.
Раньше мальчишки пропадали на улицах, но времена изменились. Сегодня дети чаще ездят в школу на машинах, уткнувшись в телефоны на переменах. Ушли в прошлое тихие дворовые баталии и мальчишеское озорство. Именно поэтому секции боевых искусств, контактные виды спорта, где есть борьба и поединок, так важны для формирования мужского характера. Они дают необходимые навыки самозащиты, воспитывают силу духа и воли, учат терпению.
Контактные виды спорта в какой-то мере заменяют современному ребенку улицу, и родители это понимают, приводя детей в секции. Мы объясняем им: "Да, будет больно, будет трудно, но, пройдя этот путь под руководством опытного тренера, ваш сын станет крепче и сильнее". И здесь ключевую роль играет квалификация наставника, его профессиональное образование.
-Тренер – в какой-то степени психолог для ребенка?
-Тренер, конечно, не психолог в чистом виде, но он играет важную роль в психическом и эмоциональном развитии ребенка. В нашей федерации мы стремимся раскрыть потенциал каждого, даже если он пришел к нам слабым и испуганным.
К примеру : ко мне пришёл мальчик, которого травили в школе. Он был сломлен психологически, плакал от любого прикосновения.
Мы проделали огромную работу, и, думаю, на 90% нам удалось решить его проблему. За год он стал более общительным и уверенным в себе. Конечно, сложности еще остаются, но главное – мы дали ему жизненные навыки, помогли справиться с трудной ситуацией.
За 15 лет тренерской работы я не встречал одинаковых детей. Каждый уникален, к каждому нужен свой подход. Одного нужно больше хвалить, другому достаточно взгляда. К сожалению, сегодня много детей растут без отцов, и это большая проблема. Необходимо пропагандировать семейные ценности. Количество разводов растет, и в первую очередь от этого страдают дети. Матери, по своей природе, стремятся оградить сыновей от любых трудностей, но важно дать ребенку возможность пройти через определенные испытания, чтобы он научился преодолевать их и себя.
Я стараюсь быть примером для своих воспитанников, вдохновлять их на достижение спортивных высот. В 2011 году, например, стал членом сборной России, дважды занимал второе место на чемпионате России и стал чемпионом России по тамэсивари ( разбивания твердых предметов).
Сейчас я продолжаю тренироваться и активно занимаюсь проектом "Кубанское долголетие". Хочу, чтобы спорт был доступен людям всех возрастов, чтобы пожилые люди тоже могли вести активный образ жизни.