С окончанием летних каникул и началом учебного года многие дети возвращаются в город и сталкиваются с оживленным транспортным потоком после месяцев, проведенных вдали от городской суеты. Как обезопасить детей на дорогах?
Вспомнить все
Начало осени традиционно считается одним из самых рискованных периодов с точки зрения детского дорожно-транспортного травматизма. После летних каникул школьникам требуется время, чтобы адаптироваться к городскому движению. В среднем этот период составляет около месяца.
Чтобы уменьшить риск несчастных случаев, взрослым необходимо регулярно напоминать детям о Правилах дорожного движения. Обычные фразы типа «на красный свет стой — на зеленый иди» недостаточны. Важно донести, напомнить ребенку подробный алгоритм перехода дороги. Он прост, эффективен и состоит всего из нескольких пунктов.
Перед переходом обязательно остановиться. Убрать наушники и опустить капюшон. Несколько раз внимательно посмотреть налево и направо, прислушаться к окружающей обстановке. Только убедившись в безопасности, уверенно перейти дорогу, продолжая оценивать ситуацию по ходу движения. Родители должны не просто рассказывать, но и показывать на примере, как правильно переходить дорогу, а также регулярно обсуждать эти правила с ребенком. Маршрут составлен
Всегда, то есть каждое утро, проверяйте и проговаривайте вместе с ребенком маршрут следования от дома до школы, спортивной секции или кружка. За лето могли появиться новые светофоры, подземные переходы или изменения в организации движения. Объясните, как вести себя в новых условиях, и обратите особое внимание на опасные участки.
Но опасность может подстерегать не только на проезжей части, но и на дворовой территории. Машины, припаркованные во дворе, кусты и мусорные контейнеры ограничивают обзор. Объясните детям, что нельзя неожиданно выбегать на дорогу из-за стоящих автомобилей или других препятствий, даже если это кажется коротким путем.
Чем ярче, тем лучше
С наступлением осени дни становятся короче и многие дети выходят из дома в темное время суток. Ношение светлых и ярких вещей со светоотражающими элементами жизненно необходимо, чтобы водитель мог заметить ребенка заранее. Исследования показывают, что без светоотражающих элементов пешеход виден водителю на расстоянии примерно двадцать пять — пятьдесят метров при ближнем свете фар и около ста метров — при дальнем. Таким образом, водитель, двигаясь со скоростью шестьдесят километров в час, проедет стометровку примерно за шесть секунд, а при скорости девяносто километров в час — за четыре секунды. В среднем скорость реакции водителя — около секунды от обнаружения опасности до принятия мер по ее предотвращению. Однако стоит учитывать, что, во-первых, водители бывают разными; во-вторых, они могут отвлекаться; в-третьих, свет у машины может быть неправильно отрегулирован и обочину освещать меньше, чем должно; в-четвертых, дальний свет фар включается только на пустых трассах, а в населенных пунктах все ездят с ближним, что сокращает возможность реакции примерно в два — три раза; в-пятых, темная одежда, да еще в дождь или туман, скрывает пешехода вплоть до десяти, а то и меньше метров.
С использованием светоотражателей видимость пешехода увеличивается до 150—200 метров при ближнем свете и до 300—400 метров при дальнем свете. А значит, водитель получает гораздо больше времени для реакции и возможности затормозить, что значительно снижает риск наезда. Также, по данным многочисленных исследований, применение светоотражающих элементов может снизить риск ДТП с участием пешеходов на 65—80 процентов. Особенно эффективно использовать такие элементы — светящиеся браслеты, нашивки на рюкзаках и портфелях, значки и так далее — на одежде и аксессуарах детей.
Кстати, в странах, где законом обязали пешеходов носить светоотражающие элементы, количество аварий с участием пешеходов уменьшилось в шесть — восемь раз.
Подводя итог, стоит сказать, что светоотражающие элементы увеличивают видимость пешеходов в четыре — шесть раз, что повышает безопасность на дороге и снижает количество аварий с участием пешеходов. Два колеса и четыре Безопасное использование велосипедов и самокатов в последние годы стало одним из основных направлений в снижении количества аварий с подростками. Правила просты, но часто игнорируются детьми, а порой и взрослыми. Повторим: до четырнадцати лет дети могут ездить на велосипедах только под присмотром взрослых, а до семи лет — лишь по тротуарам или пешеходным зонам. Важно, чтобы дети использовали защитную экипировку и световозвращающие элементы, а пересекали дорогу с велосипедом пешком. Опять же стоит напомнить, что сейчас ответственность за нарушение ПДД водителями СИМ (средство индивидуальной мобильности) серьезно ужесточилась. Для подростков младше шестнадцати лет основная ответственность за нарушение ПДД лежит на родителях или законных представителях. Родители могут быть привлечены к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию и контролю за детьми. Также возможны меры в виде рассмотрения дела комиссией по делам несовершеннолетних. Кроме того, если родители позволят управлять транспортным средством лицу, не имеющему права управления, они могут быть привлечены к штрафу по статье 12.7 КоАП РФ в размере до тридцати тысяч рублей. В то же время сервисы кикшеринга вправе устанавливать собственные штрафы за нарушение правил пользования самокатами. Уже есть прецеденты, когда родителей штрафовали на сто тысяч рублей за то, что они перевозили на СИМ своего ребенка или их дети катались вдвоем-втроем на самокате. «Пострадавшие» пытались оспорить штрафы, но суды оставили решения в силе, и платить пришлось. А дополнительной изюминкой стала постановка семей на учет с соответствующими проверками и прочими неприятностями. Теперь о машинах. Если вы везете ребенка в школу на автомобиле, помните, что ребенок до семи лет должен находиться в автокресле, а если вес и рост позволяют, то пристегнут ремнями безопасности на заднем сиденье. Согласно статье 12.23 КоАП РФ штраф за перевозку детей без детского кресла составляет три тысячи рублей.
Безопасность детей на дорогах — это общая ответственность родителей, педагогов, автомобилистов и общества. Только постоянные беседы, практические занятия и личный пример взрослых могут помочь ребенку усвоить важные правила и почувствовать себя уверенно и защищенно в городе.
Справка МК
Авторитетно
За семь месяцев 2025 года в России число погибших пешеходов увеличилось на 2,3 процента и составило 1492 человека. Наезды составляют примерно 24 процента от общего количества автоаварий, в которых погибли или пострадали люди. На данный вид происшествий приходится каждая пятая смерть на дорогах.
Треть наездов совершена из-за нарушений, которые допустили сами пешеходы.
— Как правило, тяжесть последствий ДТП, произошедших из-за нарушений, допущенных самими пешеходами, почти в три раза выше, чем при наездах из-за нарушений водителей. Это означает, что пешеходам следует быть более бдительными и всегда строго соблюдать ПДД, в городе они находятся или за его пределами. На трассах вне населенных пунктов пешеходы в большинстве случаев получают травмы, несовместимые с жизнью: каждый второй такой наезд завершился трагически,— заявил заместитель начальника отдела пропаганды ГУОБДД МВД России Антон Белан.
Он добавил, что с января по июль на 4,6 процента (до 3,6 тысячи) снизилось количество ДТП с участием детей-пешеходов и на 5,4 процента (до 3,6 тысячи) — число пострадавших в них несовершеннолетних, однако погибли в таких ДТП шестьдесят четыре ребенка (плюс 12,3 процента по сравнению с аналогичным периодом 2024 года).
В трети случаев несовершеннолетние пешеходы попали в ДТП из-за собственной неосторожности, отметили в ведомстве. Также 486 происшествий произошло в темное время суток, при этом у погибших и пострадавших в них несовершеннолетних не было световозвращателей.
* * *
С первого сентября вырос штраф за непропуск машин с мигалками. За непредоставление преимущества в движении транспортному средству с цветографическими обозначениями на кузове, включенными проблесковыми маячками синего либо красного и синего цветов и сиреной водителей будут штрафовать на сумму от семи с половиной до десяти тысяч рублей либо лишать прав на срок от шести месяцев до года.
Водители обязаны уступать полосу движения, то есть перестраиваться на соседнюю или при наличии возможности съехать на обочину. Выполнение такого маневра будет означать, что водитель полностью исполнил свои обязанности и не подлежит привлечению к административной ответственности. Если спецтранспорт едет по соседней полосе, водителю достаточно не создавать ему препятствий.