МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
на Кубани

«Казнен за измену Родине»

70 лет назад на Кубани состоялся первый открытый суд над пособниками фашистов

 14 июля 1943 года в Краснодаре начался первый открытый судебный процесс по делу о зверствах немецко-фашистских захватчиков и их пособников на кубанской земле в период оккупации

 Еженедельник «МК» на Кубани» в честь 70-летней годовщины освобождения Краснодарского края от фашистов уже опубликовал несколько материалов, посвященных этой теме. Например, в №21 (от 15.05.2013) и №22 (от 22.05.2013) увидели свет статьи «Против человечности» и «Оккупация».

Тогда же мы обещали подробнее рассказать о работе Краснодарской краевой комиссии по установлению и расследованию злодеяний и по причиненному ущербу немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками. Результаты работы этой комиссии и легли в основу открытого судебного процесса.

14—17 июля 1943 года в помещении краснодарского кинотеатра «Великан» (на пересечении нынешних улиц Красной и Мира) перед Военным трибуналом Северо-Кавказского фронта

предстали кубанцы Кладов, Котомцев, Ластовина, Мисан, Напцок, Павлов, Парамонов, Пушкарев, Речкалов, Тищенко и Тучков. В вину им вменялись преступления, предусмотренные статьями 58-1 «а» и 58-1 «б» Уголовного кодекса РСФСР (измена Родине).

На процессе выступили 22 свидетеля обвинения. В ходе судебного разбирательства было установлено деятельное участие обвиняемых в пытках, издевательствах, массовых расстрелах и истреблении путем удушения газами мирных советских граждан.

Судебный процесс проводился под председательством полковника юстиции Майорова, при участии государственного обвинителя генерал-майора юстиции Яченина. По назначению от суда обвиняемых защищали три адвоката. В качестве представителей общественности присутствовали писатель Алексей Толстой, корреспондент Елена Кононенко, журналист Мартын Мержанов, а также представители советской и иностранной прессы.

На суде прозвучало заключение судебно-медицинской экспертной комиссии, членами которой являлись главный судебно-медицинский эксперт Наркомата здравоохранения СССР, директор государственного научно-исследовательского института судебной медицины Наркомздрава СССР доктор Прозоровский; главный судебно-медицинский эксперт Наркомздрава РСФСР, заведующий кафедрой судебной медицины второго Московского медицинского института доцент Смольянинов; консультант Московской городской судебно-медицинской экспертизы доктор Семеновский и судебный химик Соколов.

Военный трибунал приговорил к смертной казни через повешение Тищенко, Речкалова, Ластовина, Пушкарева, Мисана, Напцока, Котомцева и Кладова. Обвиняемые Тучков, Павлов и Парамонов как менее активные пособники получили наказание в виде ссылки на каторжные работы на срок 20 лет для каждого.

Приговор был приведен в исполнение 18 июля в 13 часов на городской площади Краснодара. Свидетелями казни стали более 30 тысяч жителей города и близлежащих станиц. На каждом из приговоренных висела табличка «Казнен за измену Родине».

Краснодарский судебный процесс получил большой резонанс в местной и центральной печати. Все журналисты отмечали его открытый характер. Например, как заявил 21 июля 1943 года в эфире Лондонского радио политический обозреватель Верт, публичная казнь в Краснодаре имела глубокое психологическое значение. «Она явилась как бы сигналом приближающегося дня расплаты, суровым напоминанием тем русским в оккупированных районах, которые еще сотрудничают с гестапо. Казнь предателей явилась предвестником того, что ожидает их германских хозяев», — заявил Верт.

Важность процесса заключалась и в том, что на нем были установлены и озвучены фамилии лиц, еще не привлеченных к ответственности за преступления. Конкретность в именах, в фактах была тогда чем-то неожиданным. Фашизм обычно связывали с именами главарей: Гитлера, Геринга, Геббельса, Гиммлера. Теперь указывались непосредственные исполнители и участники: командующий 17-й немецкой армией генерал-полковник Руофф, шеф краснодарского гестапо полковник Кристман, его заместитель капитан Раббе, офицеры Пашен, Винц, Ган, Сальге, Сарго, Босс, Мюнстер, Мейер Эрих, тюремные врачи гестапо Герц и Шустер, переводчики Эйкс Якоб и Шертерлан.

Газета «Правда» в публикации от 20 июля 1943 года писала: «Немцы-изверги удрали, но на скамье подсудимых в этом процессе была вся кровавая гитлеровская система».

Бригада Союзкинохроники, состоящая из операторов киногруппы Северо-Кавказского фронта, сняла специальный выпуск об этом судебном процессе. Документальный фильм «Приговор народа» вышел на экраны кинотеатров Краснодара уже 31 августа 1943 года.

После того как 18 июля 1943 года по приговору в Краснодаре были публично повешены восемь пособников гитлеровских военных преступников, в адрес трибунала Северо-Кавказского фронта поступило огромное количество писем как от отдельных граждан, так и от целых коллективов трудящихся, выражавших чувство глубокого удовлетворения справедливым решением суда.

В письмах военнослужащие высказывались не только о солидарности с приговором, но и заверяли в том, что они отдадут все силы на разгром врага.

По итогам открытого судебного процесса трибунал Северо-Кавказского фронта вышел с представлением в Военный совет относительно публикации приговоров о казнях военных преступников, чтобы советские люди знали: их страдания не останутся без отмщения, а виновные в зверствах испытают на себе самую суровую меру наказания.

Военный совет вынес соответствующее постановление с утвержденным образцом текста объявления «о приговорах Военного трибунала Северо-Кавказского фронта на лиц, осужденных к высшей мере наказания как предатели и изменники Родины».

Объявления расклеивались на видных местах для всеобщего обозрения в тех населенных пунктах, в которых совершались военные преступления.

Позже, учитывая одобрительные отзывы населения Краснодарского края, поступавшие с мест, трибуналом фронта было принято решение и впредь публиковать приговоры в отношении виновников злодеяний.

Всего за период с 12 февраля по 1 августа 1943 года в Краснодарском крае за пособничество фашистам было осуждено 6680 человек. Из них к высшей мере наказания приговорены 972.

После краснодарских событий, до конца 1943 года публичные процессы и казни военных преступников при большом стечении местных жителей были проведены в станицах Гостагаевской (21 октября), Марьянской (31 октября и 25 ноября) и в нескольких других населенных пунктах края.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах