Краснодарская школа установила российский антирекорд

В школе № 71 краевого центра с 1 сентября этого года учатся свыше 3,5 тысяч детей при максимально допустимой загрузке 1,3 тысячи

Три человека на одно место.Такое соотношение поступающих — обычное явление для престижного университета. Но в Краснодаре эти цифры отражают не конкурс в вуз, а повседневную жизнь общеобразовательного учреждения

В школе № 71 краевого центра с 1 сентября этого года учатся свыше 3,5 тысяч детей при максимально допустимой загрузке 1,3 тысячи
Фото: en.krd.ru

В школе № 71 краевого центра с 1 сентября этого года учатся свыше 3,5 тысяч детей при максимально допустимой загрузке 1,3 тысячи.

Мы уже писали о том, что группа инициативных краснодарцев написала открытое письмо президенту РФ с просьбой поспособствовать строительству школы в Московском микрорайоне Краснодара («МК» на Кубани» № 36 от 31 августа 2016 г. — «В тесноте, да не в обиде?»).

Руководство города и края обещало ее построить до конца 2015 года. Но ничего не сделано до сих пор. Проблему власти пытаются решить посредством переуплотнения уже существующих образовательных организаций. В школе № 71, ближайшей к Московскому району, в этом году сформировали 20 первых классов, что является рекордным показателем не только для края, но и для всей России.

Конечно же, это не то достижение, которым стоит гордиться.

Как получилось, что один из самых перспективных районов города остался без школы? Что делают органы власти для разрешения кризисной ситуации? И как сама 71-я школа собирается справляться с таким потоком учащихся?

Специальный корреспондент «МК» на Кубани» провел собственное расследование и постарался ответить на эти вопросы…

«Образовательный гигант»

Те, кто успел поучиться в СССР, помнят, что даже в разгар демографического бума начала 80-х в Краснодаре и в других крупных городах в школах было по три, максимум по пять параллельных классов. А тут в четыре раза больше!

Я хорошо знаю школу № 71, всегда считавшуюся одной из лучших в городе. По итогам прошлого года она даже вошла в число 500 ведущих российских организаций общего образования. И не представляю, каким образом в обычной школе собираются работать сразу 20 (!) первых классов.

Разговариваю с педагогом, проработавшим в этой школе 30 лет. Лет десять назад она ушла на пенсию в звании «Заслуженный учитель России».

— Какое количество детей способна одновременно принять 71-я школа?

— В мою бытность — 1300. Но когда я уходила, там пристройку заканчивали. Потом еще два крыла сделали. Думаю, сейчас тысячи две с половиной…

— Сегодня там учатся 3,5 тысячи детей, 600 из которых — первоклассники.

— Вряд ли такое возможно…

Строгий учительский склад ума попросту не воспринимает такую арифметику.

Поехал посмотреть на «образовательного гиганта» своими глазами.

…Перед порогом СОШ № 71 в обычный день такое столпотворение, будто футбольные звезды сюда пожаловали. На входе меня останавливает охранник — просит предъявить паспорт и открыть барсетку. Выполняю его требования. Рассказываю о цели визита. Пожилой мужчина в камуфляжной форме понимающе кивает:

— Не буду говорить за руководство, учителей, но нам, сотрудникам охраны, такая перегруженность очень усложняет работу. Представляете, сколько человек через нас ежедневно проходит!

В фойе школы не протолкнуться. Все это сильно напоминает съемочную площадку журнала «Ералаш». Туда-сюда снуют мальчишки и девчонки, а также их родители… Но, похоже, «веселыми историями» здесь все по горло сыты! Слушать их никому не интересно, а вот рассказать готов каждый…

Молодая мама Елена. Ее ребенок накануне сделал первые шаги в походе за знаниями. Женщина боится, что в переполненной школе возникнут конфликты и антисанитария.

— Я понимаю, что здесь надо кардинально решать вопрос — переходить в другую школу. Но у нас с мужем нет возможности возить сына куда-нибудь на Тургенева или Северную. Мы живем в Московском микрорайоне. Своего учебного заведения там нет. Вот и пришлось отдать Сережу сюда, — сетует Елена.

Возле приемной директора таких мам, как она, много. Все читали газетные заметки и смотрели телесюжеты по поводу перегрузки школы. У всех — обеспокоенные лица. И истории у всех схожие — в родном микрорайоне школ нет, возить ребенка по сумасшедшим пробкам в центр города нет возможности — нужно еще на работу успеть доехать.

Нет проблем?

Захожу в кабинет директора. Светлана Федоровна встречает настороженно…

— К нам недавно телевидение приезжало. А что интересует вас?

— Вообще-то хотелось бы посмотреть, как 71-я школа собирается справляться с 3,5-тысячной армией учащихся.

— Раньше справлялась — и сейчас справится! Мы уже несколько лет работаем в таком режиме. Нам не привыкать. Да, в этом году набрали более 600 первоклассников. Ну ничего: у нас функционируют три пристройки, набран полный штат учителей, готова материально-техническая база…

— То есть проблем совершенно никаких нет?

— Они все рабочие. И мы не сидим сложа руки! Мы их решаем!

— И власти помогают?

— Власти действительно нас не оставляют: школа обеспечена всем необходимым.

— Что, и в столовой мест хватит накормить разом 600 первоклашек? И в спортзале они поместятся?

— Нет проблем.

Похоже, измученная ажиотажем вокруг школы директор повторяет эту фразу автоматически.

Желаю Светлане Федоровне удачного учебного года и напоследок интересуюсь, считает ли она нормальным нынешнее количество учащихся.

— Конечно, это ненормально. Чтобы было нормально, надо школы строить, — устало говорит учитель с многолетним стажем.

«Краснодарское гетто»

Лет двадцать назад, перед армией, я работал на РИПе. Мощный был завод, но развалился, как и другие советские промышленные гиганты.

Теперь здесь, на северо-восточной окраине Краснодара, выросли дома от 12 до 18 этажей — уже штук сорок. В ближайшие годы, по прогнозам строителей, их будет вдвое больше. Представляете, какое количество людей будет сосредоточено на этой небольшой территории?

Многоэтажки строятся зачастую быстрее, чем планировалось. И рядом тут же появляются кафе, магазины, ресторан. Потому что все это приносит прибыль! А что отстает от такого стахановского графика? Конечно же, социальная инфраструктура — детские сады, поликлиники, школы. В общем, то, во что надо вкладывать средства, которые никогда не окупятся.

Вот и выходит, что строительство той же злополучной школы все время откладывается. Краевые власти кивают на городские, городские — на строителей, а строители говорят о том, что они никому ничего не должны, поскольку брали землю исключительно для возведения жилых комплексов. Действующие законы запрещают нецелевое расходование средств дольщиков, на которые сегодня строятся практические все жилые дома. И нет такого закона, который бы отменил обязанность государства перед налогоплательщиками возводить социальную инфраструктуру (см. «МК» на Кубани» № 27 от 29 июня 2016 г. — «Обманутые застройщики»).

От постоянного перекладывания ответственности проблема только разрастается. И никакая высокая комиссия из Москвы ее не решит. Разве что полетят головы нескольких чиновников. А может, и не полетят — «ревизоры» поругают да уедут.

Ведь до сих пор не наказали никого из тех, кто создавал микрорайон, который в народе называют «краснодарским гетто». И никто не спросил с них, по какому признаку идет дискриминация живущих здесь тысяч людей…

Кто виноват?

Строительный бум в Краснодаре начался с десяток лет назад. Нынешний губернатор Кубани тогда был замглавы и курировал департамент имущественных отношений края. Муниципалитеты в это время выделяли городские земли направо и налево, пачками выдавали разрешения на строительство, не ставили перед застройщиками никаких условий и не заключали с ними соглашений.

На будущие детские сады, поликлиники, школы в новых микрорайонах не то что денег в бюджете не предусматривали, даже свободных земельных участков не оставляли.

Кризис разразился через пять лет интенсивного строительства.

В прошлом году, пытаясь снизить остроту проблемы, губернатор фактически запретил раздавать землю под строительство жилых домов, пока не будет отработан механизм возведения рядом с ними объектов социальной инфраструктуры.

Время идет… Темпы строительства стремительно падают — в 2016 году объемы ввода жилья в регионе снизились более чем на 20 процентов. Количество долгостроев и обманутых дольщиков растет. А механизма по социальной инфраструктуре как не было, так и нет.

А вот в Московской области уже лет десять существует практика, когда застройщики совместно с дольщиками квартир и властями создают рабочие группы, в тесном контакте решают вопросы финансирования, проектируют и возводят рядом с домами

соцобъекты. Успешно справляются с этой проблемой и в Санкт-Петербурге.

— На протяжении 30 лет на Кубани не велась системная работа по строительству школ. Большинство из них возведено еще в 60-70-е годы — сейчас они в прямом и переносном смыслах трещат по швам. За 10 лет в регионе введено 12 тысяч новых школьных мест, а прибавилось 98 тысяч детей! Если мы будем пристройками решать проблему, то ничего не решим. Нужен прорыв в строительстве школ, — заявил недавно на краевой педагогической конференции губернатор Кубани.

Хорошо сказано, эмоционально! Только непонятно: к кому, собственно, обращался глава региона? Не учителя же, в конце концов, должны строить здания образовательных организаций.

Что делать?

И что же, так и будут в ближайшее время лепить пристройки к старым школам, вместо того, чтобы строить новые в шаговой доступности?

Узнать ответ на этот вопрос напрямую у главного архитектора Краснодара Игоря Мазурка не получилось. В его приемной журналиста «МК» на Кубани» попросили не беспокоить телефонными звонками, а писать официальные запросы.

Однако ранее в публичных выступлениях Игорь Евгеньевич заявлял, что жилые районы «Московский», «Немецкая деревня», «Восточно-Кругликовский» и другие — это в основном федеральные земли, проданные с торгов в частную собственность, и в соответствии с утвержденными проектами там должны быть площадки, предназначенные для строительства более 260 детсадов и 79 школ.

— В настоящее время площадки не застроены, и администрация города в целях их сохранения провела инвентаризацию. Мы создаем такие условия, чтобы застройщики самостоятельно размежевали участки под социальные объекты и передали их муниципалитету. В таком случае сможем привлечь софинансирование со стороны регионального и федерального бюджетов. Если застройщик реально хочет повысить привлекательность районов, он заинтересован передать землю городу или самостоятельно построить соцобъекты, которые потом бюджет выкупит, — заявлял в СМИ главный архитектор Краснодара.

Где власти собираются найти инвесторов, согласных на такие, мягко говоря, странные условия, совершенно непонятно.

Вопрос о том, когда же построят новую школу в Московском микрорайоне и какие еще антирекорды поставят уже имеющиеся в Краснодаре школы, остается открытым.

Ясно лишь одно: краснодарцы не дадут «заболтать» школьную проблему.

— Мы неоднократно обращались в департамент архитектуры и градостроительства Краснодара, отправили обращения губернатору и мэру. Понадобится — будем стоять с плакатами у зданий администрации и прокуратуры… Мы не успокоимся, пока наши требования не будут выполнены! — пишет в соцсетях краснодарец Игорь.

Он собрал инициативную группу жителей многоэтажек в Восточно-Кругликовском микрорайоне (почти так же перенаселенном, как и Московский) и ведет борьбу за свои права.

Может, благодаря настойчивости таких, как Игорь, власти и строительный бизнес все-таки найдут выход из затянувшегося кризиса?!

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 7 сентября 2016

Заголовок в газете: Наш «Ералаш»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру